Восприятием называется целостное отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Вместе с процессом ощущения, восприятие обеспечивает непосредственно-чувствительную ориентацию в окружающем мире.

В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойства предметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне нас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с предметно-оформленной независимо от нас существующей действительности, причем даже в том случае, когда воспринимаемое свойство сравнительно элементарно и вызывает простое ощущение.

Ощущение находится в нас самих, воспринимаемые же свойства предметов локализованы в пространстве. Этот процесс характерен для восприятия в отличие от ощущения, называется объективацией. Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущений состоит в том, что итогом возникновения ощущений является чувство, в то время как в результате восприятия складывается образ, включающий комплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых сознанием предмету, явлению или процессу.

Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (предполагающий мышление) и означенный (связанный со словом) синтез разнообразных ощущений, получающихся от целостного предмета (явления, процесса), который складывается в ходе активного его отражения. Образ, возникающий в результате процесса восприятия, предполагает взаимодействие, совместную скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Выделяют, как правило четыре ведущих анализатора: зрительный, слуховой, кожный и мышечный.

Наиболее важные свойства восприятия:

а) предметность;

б) целостность;

в) структурность;

г) константность;

д) осмысленность.

Предметность - это способность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов, обладающих свойствами, вызывающими данные ощущения.

Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовом виде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы.

С целостностью восприятия связана его структурность. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Если мы слушаем мелодию то услышанные ранее ноты продолжают еще звучать в уме, когда поступает новая нота, но мы понимаем музыкальную вещь, т. е. воспринимаем ее структуру в целом.

Константность определяется как способность воспринимать предметы относительно поставленным по форме, цвету, величине независимо от меняющихся физических условий восприятия.

Категориальность(осмысленность) человеческого восприятия проявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемый предмет мы обозначаем словом - понятием, относим к определенному классу. В соответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятся признаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме и содержании этого понятия.

Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем богаче его восприятие, тем больше он увидит в предмете. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности.

Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем всю музыкальную ткань в целом, не выделяя в ней звучания каждого инструмента. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Тогда звук этого инструмента выступит на передний план, станет объектом восприятия, все же остальное составит фон восприятия.

Существенным фактом, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта. Описано много случаев, когда восприятие объекта искажалось под влиянием установки, подобно тому как это произошло в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” при появлении Хлестакова в городе, ожидавшем приезда высокопоставленного лица.

В процессе восприятия участвуют и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия. Все вышеизложенное показывает, что восприятие - активный процесс, которым можно управлять.

Восприятие человека, в задачу которого входит формирование правильных образов окружающей действительности, подчиняется определенным законам.

1.Многие факты указывают на большую роль, которую в восприятии играют движения, причем это относится к главным видам восприятия: зрительному, слуховому, осязательному.

Без движения внешних органов чувств или заменяющего его внутреннего движения формирование адекватного образа, по-видимому, не происходит. Много полезного в понимании связанных с движениями психофизиологических механизмов восприятия внес русский физиолог И. М. Сеченов. Он напрямую связал их с работой мышечной системы. Человек, следя глазами за движущимся объектом, концентрирует на нем свой взор, и, пока объект находится в состоянии покоя, мышцы глаз также сохраняют это состояние. Но как только объект начинает перемещаться. тот час же и мышцы переходят в состояние движения и повторяют направление, траекторию и динамику движения объекта в поле зрения.

Следовательно, первый и основной закон восприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разного рода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемых объектах.

2. Другой важный закон восприятия состоит в относительной устойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда их функционирование связано с мышлением.

Приведем пример: людям с нормальным зрением предлагалось некоторое время носить очки, искажающее воспринимаемое пространство, формы и расположение в нем предметов. Вначале человек видит окружающие предметы в искаженном виде, т. е. именно так, как его восприятие оптически изменяют очки.

Однако затем сознание человека научается не замечать, корректировать оптические искажения и человек начинает видеть вещи обычным для него способом, как если бы зрительно воспринимаемое пространство в действительности оптически не было искажено. Однако, если внезапно снять очки, то некоторое время его обычное зрение оказывается искривленным сообразно т ому, как раньше изменяли восприятие носимые им специальные очки. “В этих опытах интересно то, что способность “переучиваться” очень сильно зависит от возможности активно перемещать в пространстве свое тело. Те люди, которые имеют возможность ходить по помещению, оказываются способными довольно быстро приспосабливать свое зрение к искажающим очкам, тогда как люди, сидящие на стульях и перемещаемые по тому же помещению, либо вообще не приспосабливаются, либо такое обучение протекает у них значительно менее эффективно.”, - писал Д. Бом.

3. Если образы зрительного восприятия, относящиеся к внешним объектам, обнаруживают свою устойчивость или неустойчивость в зависимости от постоянного притока информации, подтверждающей их правильность или ошибочность, то устойчивость образов внутренних состояний, связанных с телесными ощущениями, объясняется постоянством действующих глубинных структур и механизмов мозга. Об этом говорит известный факт, называемый фантомом конечности.

Он проявляется в том, что после ампутации руки или ноги человека в течение длительного времени может продолжать “чувствовать” отсутствующую часть конечности, причем ощущает ее так, как будто она сохранная и находится на своем обычном месте. Он ощущает в ней боль, пытается двигать ею, забывая о том, что она на самом деле уже удалена, время от времени даже предпринимает попытки воспользоваться ею для захвата, касания и движения предмета. Фантомов в отношении тех частей тела, которые отсутствовали с рождения, практически не бывает.

Таким образом, на базе рассмотренных фактов мы можем сделать вывод о том, что характер образов человека и связанных с ними ощущений отчасти определяется внутренними процессами, происходящими в организме, но это случается лишь тогда, когда восприятие уже сформировалось. В процессе же его развития образ непосредственно и напрямую зависит от получаемого опыта.

4. Есть еще теория, которая утверждает, что формирование образов является результатом научения, мышления и опыта. Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти, в форме умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияют на восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.