Виды запасов и критерии их оптимизации

Запасы служат для того, чтобы ослабить непроизводственные зависимости между поставщиком, производителем и потребителем. Наличие запасов позволяет обеспечить производство сырьем, поставляемым оптимальными по размеру партиями, a также производить переработку сырья в готовую продукцию партиями оптимального размера. Запасы сырья ослабляют зависимость поставщика сырья от производителя продукции, запасы готовой продукции ослабляют зависимость производителя этой продукции от потребителя, a запасы полуфабрикатов, находящихся в процессе производства, снижают зависимость отдельных цехов друг от друга. На предприятиях, где производство построено таким образом, что материалы обрабатываются отдельными партиями, необходимо наличие межцехового буферного запаса полуфабрикатов.

Виды запасов зависят от положения фирмы в начале распределения. Они могут быть производственными, оптовыми и розничными. Производственные запасы могут быть:

текущими, которые необходимы предприятию для бесперебойной работы между поставками продукции;

подготовительными, которые используют в период времени, необходимый для подготовки материальных ресурсов и транспортировки их к рабочим местам.

Запасы готовой продукции служат для обеспечения производства продукции партиями оптимального размера, удовлетворения ожидаемого спроса и компенсации отклонений фактического спроса от прогнозируемого (гарантийного) запаса.

Запасы для компенсации задержек связаны с продвижением материальных ресурсов. Обычно определение таких запасов не вызывает затруднений, если известно время задержки.

Запасы, необходимые для удовлетворения ожидаемого спроса, содержатся для того, чтобы покрыть прогнозируемый спрос. Поскольку величина и время спроса предполагаются известными, то определение таких запасов также не вызывает особых затруднений.

Гарантийный (страховой) запас создается на случай возможных перебоев в снабжении, нарушений в сроках поставки, изменений потребности производства или потребления и др.

Оптовые запасы. Оптовики закупают запасы у производителей крупными партиями и продают их в розничной торговле мелкими.

Экономическая роль оптовиков - снабжать розничных продавцов специально подобранным ассортиментом продукции разных производителей и небольшими партиями.

Розничные запасы. Для розничного торговца управление запасами сводится к закупке множества разных товаров и продаже их небольшими партиями. Главное для розничных торговцев - это оборачиваемость запасов и прямая прибыльность каждого товара.

В канале распределения существуют и запасы в пути, т.e. запасы, которые отправлены или ожидают транспортировки.

Практически реализация концепции логистики в этой области связана с оптимизацией совокупных запасов на фирмах и в компаниях. Критерием оптимизации запасов служат издержки по закупкам, по содержанию запасов и т.д.

 

Типы издержек.

Издержки по закупкам распадаются на издержки по оформлению заказа; издержки по оформлению договора о поставках и коммуникации с поставщиками; транспортные издержки, если стоимость транспортирования не входит в стоимость получаемого товара; издержки по складированию и получению заказа. Некоторые из этих видов издержек фиксируются в заказе и не зависят от его объема, другие - например, транспортные и складские издержки - находятся в прямой зависимости от величины заказа.

Издержки по содержанию запаса определяются затратами на складское хранение продукции в течение известного времени и непосредственно зависят от объема складируемой продукции. К издержкам этого рода относятся складские издержки и рентные платежи, если помещение арендуется, или текущие затраты по содержанию складов, принадлежащих производственной единице. К данному виду издержек относятся капитальные издержки. Страховые запасы поддерживаются как защита от потерь запасов на случай пожара и краж; они облагаются налогами по состоянию на день оценки. Этот уровень не всегда отражает действительное содержание запасов. К этой же группе относят потери от разрушения и порчи запасов.

Потери в результате отсутствия продукции изготовитель несет в том случае, если он не может удовлетворить спонтанно возникший спрос из-за отсутствия продукции на складе. Эти потери могут быть двух видов.

Стоимость потерянных продаж - когда заказчик передает свой заказ другому изготовителю. В данном случае издержки определяются как потери прибыли от предполагаемых затрат.

Потери, связанные с отложенным заказом. Если заказчик ожидает выполнения заказа, ожидание может создать дополнительные затраты на оформление заказа, транспортные и складские расходы, - в том случае, если заказ не может быть выполнен через обычные каналы распределения. Определить эти издержки не составляет труда.

 

Лекция 8 ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

B центре эффективно управляемого материального потока должен находиться эффективно управляемый поток информации.

Информация - функция, приводящая в действие логистическую систему. Именно информация держит систему материального потока открытой — способной приспосабливаться к новым условиям. Для обеспечения гибкой, ориентированной на потребителя логистической системы необходимо, чтобы физическая система функционировала параллельно информационной системе.

Какую же информацию должна обеспечивать логистическая информационная система? При наличии достаточных ресурсов и данных обеспечение информацией практически не имеет ограничений. Разработка логистической информационной системы должна начинаться с выяснения информационных потребностей и анализа затрат и результатов. Это означает, что должны быть идентифицированы ключевые решения, принимаемые специалистами в области логистики, и должен быть поставлен вопрос о том, какая информация требуется для принятия решений с учетом стоимости приобретения этой информации. B конечном счете решение о приобретении информации должно быть результатом баланса между необходимыми затратами и выгодами от снижения степени риска, обеспечиваемого наличием соответствующей информации. Например, затраты на создание более совершенных возможностей прогнозирования спроса должны быть соразмерены с затратами, связанными с ситуацией отсутствия запасов. Затраты и выгоды не так просто определить, так как существует множество рисков, количественное определение которых затруднено. Следует осторожно относиться к инвестициям в очень сложные информационные системы в тех случаях, когда затраты, связанные с риском, невысоки, или наоборот, очень высоки.

Та же проблема соизмерения затрат и результатов существует и при решении вопроса о хранении информации. Всегда есть опасность быстрой эскалации затрат на хранение данных в системе, которая может иметь определенную ценность.

Существуют аналогичные проблемы, связанные со скоростью ответа информационной системы. Некоторые информационные системы, работающие в режиме реального времени, контролируют постоянные поминутные изменения в физической системе (например, система резервирования на авиалиниях). Однако более приемлемой может оказаться работа методом групповой обработки, при котором данные обновляются ежедневно, но ответ может обеспечиваться с задержкой.

На все эти вопросы ответ можно получить только после тщательного анализа реальных потребностей управления логистики в информации. Необходимо признать, что существуют различные уровни информационных потребностей, которые в определенном смысле отражают типичную иерархию принятия решения фирмой.

Любое совершенствование информационного потока не может быть достигнуто без затрат, но важно понять, что выгоды от этого будут существенными. Повышение качества логистической информационной системы позволяет эффективно решать многие проблемы запасов, транспортирования, складирования, обеспечения притока наличных средств.

Можно выделить множество специфических функций, которые должна выполнять логистическая информационная система:

функция обслуживания (информационного потребителя),

функция планирования и управления,

функция координирования и др.

Особое влияние на информационную систему оказывает научно-технический прогресс. Например, в области управления логистикой вычислительная техника революционизировала системы обработки заказов. Она обеспечила возможность внедрения современных систем в функциональные области логистики: транспорт, управление запасами, складские хозяйства и др.

Не вызывает сомнения важная роль системного подхода к решению проблемы в целом, а не одной ее части. Информация и технология, обеспечивающие наличие информации, — средства реализации системного мышления.

 

Лекция 9 ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ЛОГИСТИКЕ

В области логистики теоретические и методологические достижения очень важны, а поиск главных принципов оценки эффективности продвижения материалопотока является важной задачей.

Американские экономисты считают, что универсальной модели оценки эффективности логистической системы, способной учитывать все переменные, все ситуации и все возможные сценарии, пока не существует.

Тем не менее, один критерий, который может увязать всю логистическую систему с учетом всех переменных, ситуаций и сценариев, существует; этот критерий - прибыль. Если построить цепочку продвижения материалопотока, то в ней будут участвовать те фирмы, которые будут получать прибыль. Эти фирмы создаются не по волевому решению, их создание вызвано сложившейся экономической ситуацией.

Например, если потребителям выгодно получать продукцию по прямым поставкам, то никто и никогда не сможет создать складского хозяйства (нет экономических условий). Однако если потребители будут заинтересованы в получении продукции через склад, то возникнут новые экономические условия и появятся условия создания складского хозяйства. Главным будет то, что подразделения смогут получить прибыль.

Как определяется прибыль? Она остается у фирмы от реализации материалопотока после вычета совокупных затрат, связанных с ним, т.е.

 

Общая прибыль = Совокупный доход (выручка) – Совокупные затраты.

 

Начнем анализ с затратной части. К ней относятся постоянные, переменные, общие (валовые) и предельные издержки.

Постоянные издержкипост) - затраты, которые не изменяются в зависимости от изменения уровня материалопотока в краткосрочном периоде. Примером постоянных затрат может быть зарплата служащего, размер которой обговаривается при подписании контракта на определенный период.

Переменные издержкипер) - затраты, которые изменяются в зависимости от изменения уровня материалопотока в краткосрочном периоде. Примером могут служить затраты на сырье, электроэнергию. Как видно из столбца 3 табл. 9.1, они растут по мере увеличения материалопотока.

Общие (валовые) издержкиОБ) - это сумма постоянных и переменных затрат.

Расчет средних издержек относительно прост. Они получаются посредством деления постоянных (СПОСТ), переменных (Спер) и общих издержек (СОБ) на уровень материалопотока (О):

АСпост = Спост/О; ACПЕР = Спер/О; АСОБ = СОБ/0.

Предельные затраты (МС) - это дополнительные издержки, связанные с производством еще одной единицы материалопотока:

(9.1)

где DСОБ - изменение общих (валовых) издержек; DО - изменение объема материалопотока.

Проанализируем доходы и показатели, которые к ней относятся: валовой доход (выручку), средний доход и предельный доход.

Валовой доход (выручка) фирмы – общее количество средств, полученных от реализации любого объема материалопотока:

 

Совокупный доход = Объем материалопотока х Тариф (цена) за единицу транспортной продукции.

При расчете среднего валового дохода цель состоит в определении среднего размера дохода от каждой единицы материалопотока:

 

 

Предельный доход - это дополнение к совокупному доходу от продажи еще одной единицы материалопотока. Определить его можно следующим образом.

Например, совокупный доход от реализации 5 усл. ед. материалопотока равен 940 ден. ед., a от 6 усл. ед. составляет 1100 ден. ед. В этом случае предельный доход от продажи шестой условной единицы материалопотока равен 160 ден. ед.

Условием равновесия фирмы является ситуация, когда предельные издержки равны предельному доходу или цене, т. е.

MC = MR = P. (9.2)

Соотношение предельных издержек и предельного дохода - это своего рода сигнальная система, которая информирует предпринимателя о том, достигнут ли оптимум производства или можно ожидать дальнейшего роста прибыли.

В экономической литературе приводятся примеры всевозможных рисков. Остановимся на четырех из них: рыночном, технологическом, затратных факторах и политическом.

Рыночный риск - это конъюнктура рынка; изменение ее оказывает воздействие на экономику конкретного проекта.

Технологический риск связан с изменением технологии, будь то создание нового продукта или распространение нового технологического процесса перевозок.

Риск затратных факторов относится к возможности непредвиденных вариаций затрат проекта (например, экономические расчеты проекта могут измениться при внезапном изменении процентных ставок или изменении обменных курсов валют).

Политический риск - понятие, связанное с непредвиденными изменениями в политической жизни страны (например, смена правительства или резкое изменение политического климата).

Тариф - заранее установленная провозная плата, опубликованная для всеобщего сведения.

Система грузовых тарифов морского транспорта по своему построению имеет много общего с системой речных тарифов. Так, в зависимости от сферы применения тарифы морского транспорта делятся на основные, исключительные, специальные и местные.

Основные тарифы применяются на всех перевозках, не подпадающих под действие других тарифов.

Применение исключительных тарифов ограничивается некоторыми грузами, временем, определенными участками пути или районами плавания.

Местные тарифы имеют локальное значение, т.e. применяются в пределах особого района.

Фрахт представляет собой провозную плату, устанавливаемую в каждом случае между судовладельцами и грузоотправителями.

Действующие на морском транспорте грузовые тарифы основаны на двухставочной системе: одна ставка предназначена для возмещения расходов по движенческой операции (взимается за тонно-милю), другая - стояночная - для возмещения расходов по стояночной операции (взимается за 1 т).

Движенческие ставки установлены на перевозку грузов в малом каботаже по каждому пароходству в отдельности и на перевозку грузов в большом каботаже. Эти ставки дифференцированы по 14 классам, между которыми распределены все грузы. Распределение грузов по классам производится исходя из погрузочного объема (м3), занимаемого 1т груза.

Исходя из того, что грузы I класса занимают наибольший объем погрузочного помещения, для них установлены самые высокие ставки, a по грузам XIV класса, требующим при перевозке наименьшего объема погрузочного помещения, - самые низкие ставки.

Стояночные ставки. B малом каботаже на перевозку различных видов груза пароходства применяют свои стояночные ставки. B большом каботаже эти ставки дифференцированы по 16 группам грузов в зависимости от трудоемкости переработки их в портах. Ставки, устанавливаемые для первой группы грузов, являются наиболее высокими, a для грузов 16-й группы - наиболее низкими.

Общие стояночные ставки установлены для грузов каждой группы по каждому порту или портовому пункту в отдельности, а специальные - для конкретных грузов в конкретных портовых пунктах, исходя из конкретных условий и индивидуальных затрат по выполнению грузовых и других работ, входящих в стояночную операцию. Поэтому эти ставки по своему уровню весьма различны не только в портах разных морских бассейнов, но и в портах одного и того же бассейна.

Единая тарифная и статистическая номенклатура грузов морского транспорта аналогична действующей номенклатуре речного и железнодорожного транспорта. Отличие ее состоит в том, что против каждой тарифной позиции указаны: класс по движенческой операции; группа по стояночной операции (погрузка, выгрузка) и группа для определения ставок платы за переработку.

Кроме того, как и на других видах транспорта, в грузовых тарифах предусмотрены сборы за дополнительные операции, выполняемые морским транспортом. Это аккордные ставки за погрузочно-разгрузочные работы, сбор за хранение груза, портовый грузовой сбор и др.

Провозная плата за груз на морском транспорте определяется суммированием стояночных ставок портов отправления и назначения с произведением движенческой ставки на среднее расстояние тарифного пояса по кратчайшему рекомендованному курсу, утвержденному начальником пароходства, на массу перевозимого груза.

 

Лекция 10 БИЗНЕС В ТЕОРИИ И НА ПРАКТИКЕ ЛОГИСТИКИ

Что такое бизнес? Широко распространенный термин «бизнес» выражает любой вид предпринимательской, коммерческой и другой деятельности или занятия, как правило, с использованием капитала, приносящий доход, прибыль. Есть и другие определения.

Бизнес - это деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями, организациями по извлечению природных благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги, к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций.

Бизнес компании определяется тем, какие потребности необходимо попытаться удовлетворить и какой целевой группы потребители, а также технологиями, которые будут использоваться, и функциями, которые будут осуществляться при работе на целевом рынке .

Бизнес полностью можно определить по трем показателям: в чем, как и чьи потребности удовлетворять. Продукция и услуги становятся бизнесом только тогда, когда они удовлетворяют желания и потребности потребителей. Без спроса и предложения нет бизнеса. Также важно технологическое и функциональное исполнение, потому, что оно показывает, как компания собирается удовлетворять потребности покупателей и сколько операций включает в себя цепочка «промышленное производство — распределение».

Модель бизнеса может быть представлена в виде двух блоков: микросреды и макросреды.

Микросреда включает в себя институциональную систему (см. рис. 10.1). Институциональная система характеризуется наличием и разнообразием институтов, с помощью которых бизнес может устанавливать деловые взаимоотношения или вести коммерческие дела.

Эти институты включают в себя:

банки (оказание финансовых услуг);

оптовых и розничных продавцов (предоставление услуг по распределению товаров);

транспортные агентства (доставка товаров);

поставщиков (снабжение сырьем, полуфабрикатами, запчастями и др. материалами);

учебные заведения (обучение рабочих и служащих) и другие.

Для взаимодействия этих институтов приведенная модель показывает бизнес с его пятью основными функциями, четыре из которых (финансы, маркетинг, кадры и материально-техническое обеспечение) предполагают отношения с внешними блоками. Эти отношения составляют непосредственную среду деятельности указанных функций им макроуровне.

Различная работа в рамках макросреды характеризуется экономической, политической, юридической, социально-культурной, технологической и физической (географической) средой.

Экономическая среда обуславливает большие или меньшие объемы денежных средств, которые могут истратить покупатели, и ту сумму, которую они готовы уплатить. Она также определяет наличие и доступность денежных ресурсов на инвестирование капитала, к которым готов обратиться бизнес для финансирования своих деловых отношений.

На экономическую обстановку оказывает влияние политическая ситуация. В определенной степени способы управления экономикой и бизнесом есть результат политических целей и задач находящегося y власти правительства.

Бизнес и его участники должны действовать в рамках соответствующей правовой среды (законов).

Социально-культурная среда определяет товары, которые люди стремятся покупать, в частности, отвечающие определенным вкусам и моде. Она также может влиять на отношения отдельного лица к работе, что, в свою очередь, влияет на его отношение к величине зарплаты и условиям труда, предлагаемым бизнесом.

Технологическая среда отражает уровень научно-технического и технологического развития хозяйственной деятельности предприятия.

Физическая, или географическая, среда характеризует условия, и которых осуществляется бизнес. Здесь имеются в виду доступность сырья, энергоресурсов, сезонные условия, a также наличие автомобильных магистралей, железных дорог, морских и воздушных путей сообщения. Эти факторы оказывают прямое влияние на размещение компаний и фирм, предприятий и, следовательно, на расходы по доставке сырья, распределению продукции и применению рабочей силы.

Экономисты выделяют четыре вида основных научных школ бизнеса, это:

1) классическая теория максимизации прибыли;

2) управленческие теории;

3) бихевиористские теории;

4) модель «структура - ведение операций - функционирование».

 

Лекция 11 ПРАКТИКА ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ФИРМ

Логистика давно стала практическим инструментом бизнеса и с ней связано получение 20—30% валового национального продукта таких развитых стран, как США, Япония, Германия, Франция и Великобритания. Как показывает зарубежный опыт, сокращение на 1% удельных расходов на выполнение логистических функций обеспечивает фирме эффект, равный эффекту от увеличения объема реализации продукции на 10%. Внедрение логистических форм и методов управления позволяет практически ликвидировать или значительно сократить все виды запасов материальных ресурсов в сфере производства и обращения продукции, ускорить оборачиваемость оборотных средств предприятий, снизить себестоимость продукции и издержки обращения в товаропроводящих структурах, обеспечить наиболее полное удовлетворение запросов потребителей в качестве продукции, сроках ее доставки и послепродажном сервисе. Реализация имеющихся резервов в сфере обращения при применении логистического подхода по некоторым оценкам позволяет фирмам более чем на 40% увеличить прибыль.

Одним из важных стратегических решений является построение логистическтве и определенное время.

Построение модели транспортного обслуживания потребителей и фирм основывается на рациональных маршрутах перевозки и графиках (расписаниях) доставки продукции потребителям, т.e. на маршрутизации перевозок.

Маршрутизация перевозок - наиболее совершенный способ организации материалопотока грузов со склада потребителям. Эта система оказывает существенное влияние на эффективное использование автомобильного транспорта.

Создание маршрута позволяет точно определить оптимальный объем перевозок грузов со склада, количество автомобилей, осуществляющих эти перевозки, что способствует сокращению простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой, эффективному использованию подвижного состава и высвобождению из сфер обращения значительных материальных ресурсов потребителей. Вместе с тем маршрутизация перевозок позволяет повысить производительность автомобиля при одновременном сокращении количества транспортных средств, поступающих на склад.

В условиях, когда созданы маршруты, определены сроки поставки и они соблюдаются, производственные запасы потребителей могут сокращаться в 1,5—2 раза.

Составление алгоритма концепции по обслуживанию потребителя и фирм с регионального склада необходимо начинать с вопроса:

Есть ли необходимость создания логистической системы обслуживания предприятий и фирм?

При положительном ответе необходимо задать следующий вопрос:

Какие следует провести мероприятия по созданию этой концепции?

Определяя эти мероприятия, необходимо учитывать, что логистическая система не имеет единой модели. Поэтому логист в каждом отдельном случае должен разрабатывать конкретную логистическую модель по обслуживанию потребителей и фирм. При этом конечной целью этой модели должны стать согласованные графики доставки продукции потребителям «точно в срок». Эти графики должны базироваться на оптимальных маршрутах перевозки продукции со склада потребителям.

Для составления согласованных графиков доставки продукции потребителям с предприятий оптовой торговли необходимо выполнить ряд работ, перечень которых приведен в табл. 11.1.

Очень важны последовательность и своевременное выполнение указанных операций, поэтому сроки их выполнения должны определяться заранее, для чего следует составлять сетевой график, отражающий технологическую связь и последовательность работ.

Сетевой график представлен на рис. 11.1. Он состоит из «узлов», обозначенных кругами и соединяющих их ребер (стрелок). Каждому узлу соответствует некое событие, заключающееся в окончании того или иного этапа работ. Каждому ребру (стрелке) соответствует определенная работа, понимаемая как процесс, a не конечный результат. Например, ребро 0-1 обозначает определение базового рынка и его радиус действия, заканчивается этот процесс в узле 1. Для каждой работы задается продолжительность, которая обозначена на ребрах в принятых для данного графика единицах (днях).

Рис. 11.1 - Сетевой график работ при составлении рациональных маршрутов движения автотранспорта и согласованных графиков доставки продукции

 

Смысл графика состоит в том, чтобы отразить все технологические связи между работами. Например, работы 2-3 и 2-6 начинаются одновременно, a работа 5-9 - только после завершения этапов 8-5 и 4-5. В ряде случаев для связи событий приходится пользоваться так называемыми фиктивными работами с нулевой продолжительностью. Они обозначены на рис. 11.1 пунктиром.