Финансовый менеджмент – как управленческий комплекс
Финансовый менеджмент - это процесс выработки целей управления финансами и осуществления воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма.
ФМ включает в себя стратегию и тактику управления.
Стратегия - это общее направление и способ использования средств для достижения поставленной цели, чему соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие стратегии. После достижения поставленной цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии.
Стратегический финансовый менеджмент представляет собой управление инвестициями и связан с реализацией выбранной стратегической цели.
Стратегический финансовый менеджмент предполагает:
· Финансовую оценку проекта вложения капитала
· Отбор критериев принятия стратегических решений
· Выбор наиболее оптимального варианта вложения капитала
· Определение источника финансирования
Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является набор наиболее оптимальных решений и наиболее приемных в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления.
Оперативно-тактический финансовый менеджмент представляет собой оперативное управление денежной наличностью, которое направлено:
1. На обеспечение такой суммы наличных денег, которой будет достаточно для выполнения финансовых обязательств.
2. На достижение высокой доходности от использования временно свободных наличных денег в качкстве капитала.
Выделяют три цели управления денежной наличностью:
1. Увеличение скорости поступления наличных денег
2. Снижение скорости денежных выплат
3. Обеспечение максимальной отдачи от вложения наличных денег
Для каждой цели существуют свои методы управления.
Финансовый менеджмент состоит из 2 подсистем:
1. Управляемая подсистема - объект управления - это совокупность условий осуществления денежного потока, кругооборота стоимости, движений финансовых ресурсов и финансовых отношений между хозяйствующими субъектами и их подразделениями в хозяйственном процессе.
Функции объекта управления:
· Организация денежного оборота
· Снабжение финансовыми средствами, инвестиционными инструментами
· Организация финансовой работы и т. д.
2. Управляющая подсистема - субъект управления - это специальная группа людей, финансовая дирекция как аппарат управления, финансовый менеджер - как управляющий, которое посредством различных форм управленческого воздействия осуществляет целенаправленное функционирование объекта. Управляющее воздействие - это воздействие на объект управления, предназначенное для достижения цели управления, включающая сбор, передачу и обработку необходимой информации принятия решения
6.Расчет порога рентабельности, запаса финансовой прочности и силы воздействия операционного рычаг
Порог рентабельности - это такая выручка от реализации, при которой финансовый результат равен 0.
Сила воздействия операционного рычага (СВОР) = валовая маржа / прибыль = (выручка от реализации – переменные затраты) / прибыль
6. Расчет порога рентабельности, запаса финансовой прочности и силы воздействия операционного рычага
Поскольку анализ «Издержки — Объем — Прибыль» требует разделения издержек на переменные и постоянные, при аналитических расчетах необходимо отделять одни издержки от других с помощью промежуточного финансового результата деятельности предприятия. Эту величину принято называть ВАЛОВОЙ МАРЖОЙ, РЕЗУЛЬТАТОМ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСЛЕ ВОЗМЕЩЕНИЯ ПЕРЕМЕННЫХ ЗАТРАТ, СУММОЙ ПОКРЫТИЯ или «ВКЛАДОМ» («Contribution margin»). Одной из главных целей менеджмента является максимизация валовой маржи, поскольку именно она является источником покрытия постоянных издержек и формирования прибыли.
СИЛА ВОЗДЕЙСТВИЯ ОПЕРАЦИОННОГО РЫЧАГА рассчитывается отношением валовой маржи к прибыли и показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки.
Задание 1: Руководство предприятия намерено увеличить выручку от реализации на 10% (с 40 000 тыс. руб. до 44 000 тыс. руб.), не выходя за пределы релевантного диапазона. Общие переменные издержки составляют для исходного варианта 31 000 тыс. руб. Постоянные издержки равны 3000 тыс. руб. Рассчитайте сумму прибыли, соответствующую новому уровню выручки от реализации традиционным способом (1) и с помощью операционного рычага (2). Сравните результаты; сделайте предположение о степени фондовооружённости данного предприятия (3).
Решение:
1. Суммарные переменные расходы, следуя за динамикой выручки, должны возрасти на 10% и составить (31 000 тыс. руб. + 31 000 тыс. руб. х10%) = 34 100 тыс. руб.