Конституционный статус, Федерального Собрания — парламента Российской Федерации
Федеральное Собрание РФ — представительный орган, осуществляющий законодательную власть в России. Представительный характер Федерального Собрания означает призвание выражать интересы народа, являясь его представителем в результате проведения свободных выборов. Как законодательный орган Федеральное Собрание наделено исключительным правом принимать законы — правовые акты высшей (после Конституции) юридической силы.
Федеральное Собрание состоит из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации. Палаты парламента самостоятельны и независимы по отношению друг к другу. Государственная Дума является палатой общенародного представительства, т. е. она формируется по результатам всенародных выборов; в Совет Федерации назначаются по два представителя от каждого субъекта РФ. Две палаты федерального собрания играют разную роль в законодательном процессе, их заседания проходят раздельно. Существуют только три случая, когда палаты заседают совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.
Компетенция Федерального Собрания парламента складывается из следующих полномочий:
- принятие законов;
- утверждение бюджета;
- контроль за правительством.
Рассмотрим подробнее состав, компетенцию, порядок формирования и внутреннюю организацию Государственной Думы и Совета Федерации.
Государственная Дума. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 95, 96, 97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года.
Государственная Дума имеет следующие полномочия:
- рассмотрение законопроектов и принятие законов;
- дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
- решение вопроса о доверии Правительству РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ;
- назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
- назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
- объявление амнистии;
- выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.
Деятельность Государственной Думы осуществляется на основе Регламента Государственной Думы, утверждаемого постановлением Государственной Думы.
Государственную Думу возглавляет Председатель Государственной Думы. Он избирается из числа депутатов тайным голосованием. Выборными являются также должности первого заместителя и заместителей Председателя Государственной Думы.
Государственная Дума собирается на сессии: весеннюю — с 12 января по 20 июня, и осеннюю — с 1 сентября по 25 декабря. Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и комиссий, парламентские слушания, работа депутатов Государственной Думы в комитетах и комиссиях, депутатских объединениях, а также с избирателями. Заседания Государственной Думы проводятся по средам и пятницам. Заседания являются правомочными, если на них присутствует большинство от общего числа депутатов палаты.
Полномочия Государственной Думы могут быть досрочно прекращены. Конституция содержит три основания для роспуска Государственной Думы:
1. после трехкратного отклонения представленных ей Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;
2. в случае если Председатель Правительства поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, а она откажет в доверии;
3. если в течение трех месяцев повторно Государственная Дума выразит недоверие Правительству РФ.
Совет Федерации.Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: один от законодательного и один от исполнительного органа государственной власти. Статус Совета Федерации определяется также Федеральным законом от 5 августа 2000г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации », а также Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, утверждаемого постановлением Совета Федерации. Совет Федерации состоит из 178 представителей 89 субъектов РФ.
Член Совета Федерации — представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа.
Представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на срок его полномочий. Указ (постановление) о назначении представителя в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации две трети от общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя в Совете Федерации.
Таким образом, состав Совета Федерации обновляется по мере проведения выборов в органы государственной власти субъектов РФ.
В компетенцию Совета Федерации входит решение следующих вопросов:
- рассмотрение и одобрение законов, принятых Государственной Думой;
- утверждение изменения границ между субъектами РФ;
3. утверждение указов Президента РФ о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения;
4. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ;
5. назначение выборов Президента РФ;
6. отрешение от должности Президента РФ;
7. назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;
8. назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
9. назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Совет Федерации возглавляет Председатель Совета Федерации. Он избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Председатель наделен многочисленными полномочиями: он ведет заседания палат; ведает внутренним распорядком деятельности палаты; подписывает постановления Совета Федерации; распределяет обязанности между заместителями; направляет для рассмотрения в комитеты Совета Федерации законы; принятые Государственной Думой; выполняет другие функции.
Наряду с Председателем Совет Федерации избирает заместителей Председателя Совета Федерации. Председатель и его заместители не могут быть представителями от одного региона. Заместители Председателя имеют право подписывать постановления палаты по поручению Председателя, организуют взаимодействие комитетов и осуществляют другие полномочия.
Комитеты Совета Федерации создаются в целях реализации полномочий, возложенных на Совет Федерации. Комитеты осуществляют подготовку заключений по федеральным законам, принятым Государственной Думой; организуют проведение парламентских слушаний; разрабатывают законопроекты, которые требуется внести в Государственную Думу; решают иные вопросы.
Среди комитетов Совета Федерации можно назвать следующие: по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по вопросам безопасности и обороны, по социальной политике, по международным делам; по аграрной политике и др.
Совет Федерации может создавать постоянные и временные комиссии. Постоянной комиссией является Комиссия Совета Федерации по регламенту и парламентским процедурам. Она осуществляет контроль за соблюдением Регламента Совета Федерации.
Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля, как правило, в течении одного двух дней ежемесячно. Заседание Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует более половины членов Совета Федерации.