Конституционный статус, Федерального Собрания — парламента Российской Федерации

Федеральное Собрание РФ — представительный орган, осуществляющий законодательную власть в России. Представительный характер Федерального Собрания оз­начает призвание выражать интересы народа, являясь его представителем в результате проведения свободных выборов. Как законодательный орган Федеральное Собрание наделе­но исключительным правом принимать законы — правовые акты высшей (после Конституции) юридической силы.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Государ­ственной Думы и Совета Федерации. Палаты парламента самостоятельны и независимы по отношению друг к другу. Государственная Дума является палатой общенародного представительства, т. е. она формируется по результатам все­народных выборов; в Совет Федерации назначаются по два представителя от каждого субъекта РФ. Две палаты фе­дерального собрания играют разную роль в законодательном процессе, их заседания проходят раздельно. Существуют только три случая, когда палаты заседают совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Консти­туционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств.

Компетенция Федерального Собрания парламента склады­вается из следующих полномочий:

  1. принятие законов;
  2. утверждение бюджета;
  3. контроль за правительством.

Рассмотрим подробнее состав, компетенцию, порядок фор­мирования и внутреннюю организацию Государственной Ду­мы и Совета Федерации.

Государственная Дума. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 95, 96, 97) Государственная Дума состоит из 450 депу­татов и избирается сроком на 4 года.

Государственная Дума имеет следующие полномочия:

  1. рассмотрение законопроектов и принятие законов;
  2. дача согласия Президенту РФ на назначение Председа­теля Правительства РФ;
  3. решение вопроса о доверии Правительству РФ;
  4. назначение на должность и освобождение от должно­сти Председателя Центрального банка РФ;
  5. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
  6. назначение на должность и освобождение от должно­сти Уполномоченного по правам человека;
  7. объявление амнистии;
  8. выдвижение обвинения против Президента РФ для от­решения его от должности.

Деятельность Государственной Думы осуществляется на основе Регламента Государственной Думы, утверждаемого постановлением Государственной Думы.

Государственную Думу возглавляет Председатель Госу­дарственной Думы. Он избирается из числа депутатов тай­ным голосованием. Выборными являются также должности первого заместителя и заместителей Председателя Госу­дарственной Думы.

Государственная Дума собирается на сессии: весеннюю — с 12 января по 20 июня, и осеннюю — с 1 сентября по 25 декабря. Во время сессии проводятся заседания палаты, заседания Совета Государственной Думы, заседания комитетов и ко­миссий, парламентские слушания, работа депутатов Госу­дарственной Думы в комитетах и комиссиях, депутатских объединениях, а также с избирателями. Заседания Государ­ственной Думы проводятся по средам и пятницам. Заседания являются правомочными, если на них присутствует боль­шинство от общего числа депутатов палаты.

Полномочия Государственной Думы могут быть досрочно прекращены. Конституция содержит три основания для рос­пуска Государственной Думы:

1. после трехкратного отклонения представленных ей Пре­зидентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ;

2. в случае если Председатель Правительства поставил перед Государственной Думой вопрос о доверии Правитель­ству РФ, а она откажет в доверии;

3. если в течение трех месяцев повторно Государственная Дума выразит недоверие Правительству РФ.

Совет Федерации.Согласно ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: один от законодательного и один от исполнительного органа государственной власти. Ста­тус Совета Федерации определяется также Федеральным зако­ном от 5 августа 2000г. № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федера­ции », а также Регламентом Совета Федерации Федерального Со­брания РФ, утверждаемого постановлением Совета Федерации. Совет Федерации состоит из 178 представителей 89 субъ­ектов РФ.

Член Совета Федерации — представитель от законодатель­ного (представительного) органа государственной власти субъ­екта Российской Федерации избирается законодательным (представительным) органом государственной власти субъек­та Российской Федерации на срок полномочий этого органа.

Представитель в Совете Федерации от исполнительного орга­на государственной власти субъекта Российской Федерации на­значается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на срок его полномочий. Указ (постановление) о на­значении представителя в Совете Федерации от исполнитель­ного органа государственной власти субъекта Российской Фе­дерации вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного (представительного) органа госу­дарственной власти субъекта Российской Федерации две тре­ти от общего числа его депутатов не проголосуют против на­значения данного представителя в Совете Федерации.

Таким образом, состав Совета Федерации обновляется по мере проведения выборов в органы государственной власти субъектов РФ.

В компетенцию Совета Федерации входит решение сле­дующих вопросов:

  1. рассмотрение и одобрение законов, принятых Государ­ственной Думой;
  2. утверждение изменения границ между субъектами РФ;

3. утверждение указов Президента РФ о введении воен­ного положения и о введении чрезвычайного положения;

4. решение вопроса о возможности использования Воору­женных Сил РФ за пределами территории РФ;

5. назначение выборов Президента РФ;

6. отрешение от должности Президента РФ;

7. назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ;

8. назначение на должность и освобождение от должно­сти Генерального прокурора РФ;

9. назначение на должность и освобождение от должно­сти заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации возглавляет Председатель Совета Фе­дерации. Он избирается из числа членов Совета Федерации тайным голосованием. Председатель наделен многочислен­ными полномочиями: он ведет заседания палат; ведает внут­ренним распорядком деятельности палаты; подписывает по­становления Совета Федерации; распределяет обязанности между заместителями; направляет для рассмотрения в ко­митеты Совета Федерации законы; принятые Государствен­ной Думой; выполняет другие функции.

Наряду с Председателем Совет Федерации избирает замес­тителей Председателя Совета Федерации. Председатель и его заместители не могут быть представителями от одного региона. Заместители Председателя имеют право подписывать постанов­ления палаты по поручению Председателя, организуют взаи­модействие комитетов и осуществляют другие полномочия.

Комитеты Совета Федерации создаются в целях реализа­ции полномочий, возложенных на Совет Федерации. Коми­теты осуществляют подготовку заключений по федеральным законам, принятым Государственной Думой; организуют проведение парламентских слушаний; разрабатывают за­конопроекты, которые требуется внести в Государственную Думу; решают иные вопросы.

Среди комитетов Совета Федерации можно назвать сле­дующие: по конституционному законодательству и судебно-правовым вопросам; по вопросам безопасности и обороны, по социальной политике, по международным делам; по аграр­ной политике и др.

Совет Федерации может создавать постоянные и времен­ные комиссии. Постоянной комиссией является Комиссия Совета Федерации по регламенту и парламентским процеду­рам. Она осуществляет контроль за соблюдением Регламен­та Совета Федерации.

Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октяб­ря по 31 июля, как правило, в течении одного двух дней ежемесячно. Заседание Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует бо­лее половины членов Совета Федерации.