Конституционный статус Президента Российской Федерации
В России институт Президента был учрежден по результатам референдума (всенародного голосования), проведенного 17 марта 1991 г. Статус Президента регулировался тогда Законом РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР».
С принятием 12 декабря 1993 г. Конституции РФ статус Президента РФ определяется отныне главой 4 Конституции РФ «Президент Российской Федерации» и Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. «О выборах Президента Российской Федерации».
Президент России избирается гражданами России на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право участвовать в выборах Президента и в иные представительные органы государственной власти предоставлено всем гражданам РФ, за исключением граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащимися в местах лишения свободы по приговору суда. Равенство избирательного права предполагает отсутствие избирательных цензов — государство гарантирует равенство всех граждан независимо от пола, имущественного и должностного положения, отношения к религии и пр. Один гражданин наделен только одним голосом. Тайное голосование означает, что нет необходимости указывать свою фамилию или иные данные на бюллетени для голосования.
Выборы Президента осуществляются по единому федеральному избирательному округу, охватывающему всю территорию России.
Управление государством не только важнейшая, но и ответственная должность, поэтому Конституция РФ устанавливает ряд требований (цензов), которым должен отвечать кандидат на пост Президента РФ:
1. ценз гражданства;кандидат в Президенты РФ должен быть обязательно гражданином Российской Федерации; однако способ приобретения гражданства не имеет юридического значения;
2. ценз оседлости (т. е. требование постоянного проживания на территории страны в течение определенного срока), который составляет не менее 10 лет;
3. возрастной ценз (ограничение нижнего возрастного предела) для кандидата на должность Президента РФ составляет не менее 35 лет; верхнего предела не предусмотрено.
Президент избирается сроком не четыре года. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.
Президент обладает неприкосновенностью. Это значит, что он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, принудительно доставлен в суд.
Компетенция Президента РФ.Выражает его полномочия, совокупность прав и обязанностей, которыми наделен Президент, для выполнения своих функций:
1. Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
2. Президент в установленном Конституцией порядке принимает меры по охране суверенитета РФ;
3. Президент обеспечивает деятельность и взаимодействие органов государственной власти;
4. Президент РФ определяет направления внутренней и внешней политики государства;
5. Президент РФ представляет Россию внутри государства и за рубежом;
6. Президент обладает неприкосновенностью.
В компетенцию Президента входит:
1. назначение (с согласия Государственной Думы) председателя Правительства, утверждение предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, право председательствовать на заседаниях Правительства и др. В этом выражается его взаимодействие с исполнительной властью. Фактически Президент является главой исполнительной власти;
2. право законодательной инициативы, право вето на законопроекты, обязанности подписания и обнародования федеральных законов, а также другие полномочиями, предоставленные ему ст. 83, 84 Конституции РФ; Президент как глава государства имеет определенные рычаги воздействия на законодательную власть; он принимает участие в законотворческой деятельности Федерального Собрания;
3. представление Совету Федерации кандидатур на должность судей Конституционного суда, назначает федеральных судей, осуществление помилования; актом помилования является решение главы государства о смягчении наказания или полном освобождении от наказания; Президент имеет также иные полномочия, предоставленные ему ст. 85, 125 Конституции; так выражается взаимодействие Президента с судебной властью;
4. право назначать и освобождать своих полномочных представителей в регионах предоставлено Президенту как главе федеративного государства; Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами федеральной государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации; в этом выражается его взаимодействие с субъектами Федерации. Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе является должностным лицом, представляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа; полномочный представитель обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа; в настоящее время в России существует семь федеральных округов. Центральный федеральный округ,включающий Белгородскую, Брянскую, Владимирскую, Воронежскую, Ивановскую, Калужскую, Костромскую, Курскую, Липецкую, Московскую, Орловскую, Рязанскую, Смоленскую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую и Ярославскую области, а также г. Москву. Центром данного федерального округа является г. Москва;
5. Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ; вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение, а также чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом парламенту; в этом выражаются полномочия Президента в области обороны и безопасности страны;
6. осуществление руководства внешней политикой, ведение переговоров и подписание международных договоров и ратификационных грамот также входит в компетенцию Президента.
Таким образом, Президент занимает центральное место в системе разделения властей, он обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти, является их связующим звеном. Президент координирует работу регионов, ведает вопросами безопасности и внешней политики государства.
Акты Президента РФ.Свои полномочия Президент реализует через принятие нормативно-правовых актов, он издает указы и распоряжения. Указы — это решения Президента нормативного характера, т. е. содержащие общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение и относящиеся к неопределенному кругу лиц. Указы могут носить и индивидуальный характер, например, в форме указа оформляется решение о награждении государственными наградами. Распоряжения — это акты оперативного характера, имеющие вспомогательное значение, они, как правило, не являются нормативными, однако изредка бывают исключения.
Несмотря на то что Президент РФ является главой государства, его указы и распоряжения носят подзаконный характер, т. е. не должны противоречить Конституции и законам. В этом заключается реализация принципа верховенства права.
Прекращение полномочий Президента Российской Федерации. Конституция предусматривает несколько оснований, по которым Президент РФ слагает свои полномочия: в обычном порядке и досрочно. В обычном порядкаполномочия Президента прекращаются в связи с истечением срока, на который он был избран.
Досрочно полномочия Президента прекращаются в случае;
1. отставки;
2. стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;
3. отрешения от должности.
Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия, еще детально не урегулирована законом. ОтрешениеПрезидента от должности (импичмент)— процедура привлечения к юридической ответственности. Основанием для отрешения является совершение, Президентом государственной измены или иного тяжкого преступления. Перечень тяжких преступлений определяется Уголовным кодексом Российской Федерации.
Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, а также в случае досрочного прекращения Президентом своих полномочий обязанности Президента возлагаются на Председателя Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.
Выборы нового Президента должны состояться не позднее, чем через три месяца с момента досрочного прекращения исполнения полномочий предыдущим Президентом.