Конституционный статус Президента Российской Федерации

В России институт Президента был учрежден по результа­там референдума (всенародного голосования), проведенного 17 марта 1991 г. Статус Президента регулировался тогда За­коном РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР».

С принятием 12 декабря 1993 г. Конституции РФ статус Президента РФ определяется отныне главой 4 Конституции РФ «Президент Российской Федерации» и Федеральным за­коном от 31 декабря 1999 г. «О выборах Президента Россий­ской Федерации».

Президент России избирается гражданами России на ос­нове всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право участвовать в выборах Президента и в иные представительные органы государственной власти предоставлено всем гражданам РФ, за исключением граждан, признанных судом недееспособными, а также содержащими­ся в местах лишения свободы по приговору суда. Равенство избирательного права предполагает отсутствие избиратель­ных цензов — государство гарантирует равенство всех граж­дан независимо от пола, имущественного и должностного положения, отношения к религии и пр. Один гражданин на­делен только одним голосом. Тайное голосование означает, что нет необходимости указывать свою фамилию или иные данные на бюллетени для голосования.

Выборы Президента осуществляются по единому феде­ральному избирательному округу, охватывающему всю тер­риторию России.

Управление государством не только важнейшая, но и ответственная должность, поэтому Конституция РФ устанавли­вает ряд требований (цензов), которым должен отвечать кан­дидат на пост Президента РФ:

1. ценз гражданства;кандидат в Президенты РФ должен быть обязательно гражданином Российской Федерации; од­нако способ приобретения гражданства не имеет юридическо­го значения;

2. ценз оседлости (т. е. требование постоянного прожива­ния на территории страны в течение определенного срока), который составляет не менее 10 лет;

3. возрастной ценз (ограничение нижнего возрастного пре­дела) для кандидата на должность Президента РФ составля­ет не менее 35 лет; верхнего предела не предусмотрено.

Президент избирается сроком не четыре года. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд.

Президент обладает неприкосновенностью. Это значит, что он не может быть задержан, арестован, подвергнут обыску или личному досмотру, принудительно доставлен в суд.

Компетенция Президента РФ.Выражает его полномочия, совокупность прав и обязан­ностей, которыми наделен Президент, для выполнения сво­их функций:

1. Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

2. Президент в установленном Конституцией порядке при­нимает меры по охране суверенитета РФ;

3. Президент обеспечивает деятельность и взаимодействие органов государственной власти;

4. Президент РФ определяет направления внутренней и внешней политики государства;

5. Президент РФ представляет Россию внутри государст­ва и за рубежом;

6. Президент обладает неприкосновенностью.

В компетенцию Президента входит:

1. назначение (с согласия Государственной Думы) предсе­дателя Правительства, утверждение предложения о струк­туре федеральных органов исполнительной власти, право председательствовать на заседаниях Правительства и др. В этом выражается его взаимодействие с исполнительной властью. Фактически Президент является главой исполни­тельной власти;

2. право законодательной инициативы, право вето на за­конопроекты, обязанности подписания и обнародования фе­деральных законов, а также другие полномочиями, предос­тавленные ему ст. 83, 84 Конституции РФ; Президент как глава государства имеет определенные рычаги воздействия на законодательную власть; он принимает учас­тие в законотворческой деятельности Федерального Соб­рания;

3. представление Совету Федерации кандидату­р на должность судей Конституционного суда, назначает фе­деральных судей, осуществление помилования; актом поми­лования является решение главы государства о смягчении наказания или полном освобождении от наказания; Прези­дент имеет также иные полномочия, предоставленные ему ст. 85, 125 Конституции; так выражается взаимодействие Президента с судебной властью;

4. право назначать и освобождать своих полномочных пред­ставителей в регионах предоставлено Президенту как главе федеративного государства; Президент может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами федеральной государственной власти и ор­ганами государственной власти субъектов Федерации; в этом выражается его взаимодействие с субъектами Федерации. Со­гласно Указу Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» полномочный представитель Президента Российской Федерации в фе­деральном округе является должностным лицом, пред­ставляющим Президента Российской Федерации в пределах соответствующего федерального округа; полномочный пред­ставитель обеспечивает реализацию конституционных пол­номочий главы государства в пределах соответствующего федерального округа; в настоящее время в России существует семь федераль­ных округов. Центральный федеральный округ,включаю­щий Белгородскую, Брянскую, Владимирскую, Воронеж­скую, Ивановскую, Калужскую, Костромскую, Курскую, Липецкую, Московскую, Орловскую, Рязанскую, Смо­ленскую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую и Ярославскую области, а также г. Москву. Центром данного федерального округа является г. Москва;

5. Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными Силами РФ; вводит на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение, а также чрез­вычайное положение с незамедлительным сообщением об этом парламенту; в этом выражаются полномочия Президен­та в области обороны и безопасности страны;

6. осуществление руководства внешней политикой, ведение переговоров и подписание международных договоров и ратифи­кационных грамот также входит в компетенцию Президента.

Таким образом, Президент занимает центральное место в системе разделения властей, он обеспечивает согласованное функционирование всех ветвей власти, является их связующим звеном. Президент координирует работу регионов, ведает во­просами безопасности и внешней политики государства.

Акты Президента РФ.Свои полномочия Президент реа­лизует через принятие нормативно-правовых актов, он из­дает указы и распоряжения. Указы — это решения Президента нормативного характе­ра, т. е. содержащие общие правила поведения, рассчитанные на многократное применение и относящиеся к неопреде­ленному кругу лиц. Указы могут носить и индивидуальный характер, например, в форме указа оформляется решение о награждении государственными наградами. Распоряжения — это акты оперативного характера, имею­щие вспомогательное значение, они, как правило, не явля­ются нормативными, однако изредка бывают исключения.

Несмотря на то что Президент РФ является главой государ­ства, его указы и распоряжения носят подзаконный характер, т. е. не должны противоречить Конституции и законам. В этом заключается реализация принципа верховенства права.

Прекращение полномочий Президента Российской Феде­рации. Конституция предусматривает несколько оснований, по которым Президент РФ слагает свои полномочия: в обыч­ном порядке и досрочно. В обычном порядкаполномочия Президента прекращают­ся в связи с истечением срока, на который он был избран.

Досрочно полномочия Президента прекращаются в случае;

1. отставки;

2. стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия;

3. отрешения от должности.

Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие Президенту полномочия, еще детально не урегулирована законом. ОтрешениеПрезидента от должности (импичмент)— процедура привлечения к юридической ответственности. Основанием для отрешения является совершение, Президентом государственной измены или иного тяжкого пре­ступления. Перечень тяжких преступлений определяется Уго­ловным кодексом Российской Федерации.

Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, а также в случае досрочного прекращения Президентом своих полномочий обязанности Президента возлагаются на Председателя Пра­вительства РФ. Исполняющий обязанности Президента Рос­сийской Федерации не имеет права распускать Государствен­ную Думу, назначать референдум, а также вносить предло­жения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Выборы нового Президента должны состояться не позднее, чем через три месяца с момента досрочного прекращения исполне­ния полномочий предыдущим Президентом.