Основные принципы конституционного строя России. Российская Федерация демократическое, правовое, федеративное, суверенное и светское государство в форме республики

Человек, его права и свободы — высшая ценность.Этот принцип является центральным в системе основ конституци­онного строя. Права и свободы человека — высшая ценность, исходный момент, вокруг которого строится вся остальная система общественных отношений. Содержание данного принципа раскрывается в главе 2 Конституции РФ, при этом установленный в этой главе перечень прав и свобод не явля­ется исчерпывающим, т. е. в нем перечислены наиболее важ­ные права и свободы и не отрицаются другие общепризнан­ные права и свободы человека и гражданина.

Принцип демократизма и суверенитета народа.Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Россия является демо­кратическим государством. Демократия — народовластие— такая форма правления, которая соответствует воле народа государства. Согласно ст. 3 Конституции РФ носителем суве­ренитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ может осуществлять свою власть непосредственно и через представителей. Фор­мами непосредственной демократии являются выборы и ре­ферендум. Выборы — это процедура формирования гражданами представительных органов публичной власти. Референдум— это процесс непосредственного участия граждан в принятии коллективного решения (кон­ституции, закона, варианта ответа на какой-либо вопрос, имеющий важное общественное или государственное значе­ние). Вместе с тем если бы государство функционировало только в форме приня­тия гражданами решений государственного и общественного значения, то его деятельность была бы малоэффективной. Осу­ществление власти — это специфическая деятельность, тре­бующая высокого профессионализма и специальных знаний. Поэтому большую часть своих публично-властных полномо­чий граждане передают органам публичной власти, в том числе и избираемым ими (гражданами) представительным органам публичной власти.

Принцип государственного суверенитета. Государствен­ный суверенитет — признак государства, выражающийся в верховенстве государственной власти внутри страны и не­зависимости в международных отношениях. Суверенитет России закрепляется в ст. 4 Конституции РФ. Основные ха­рактеристики государственного суверенитета:

1. верховенство государственной власти внутри ее границ — Решения государственных органов обязательны для всех;

2. независимость от других государств, учреждений, меж­дународных организаций;

3. единство государственной власти — суверенитет не мо­жет быть разделен между различными носителями власти и принадлежит государству в целом, а не отдельным его час­тям или органам; отсюда требования республик и наций быть независимыми — несостоятельны; ограничить свой сувере­нитет может только само государство;

4. неприкосновенность государственных границ и его тер­риториальной целостности.

Принцип федерализма. Федерация представляет собой од­ну из форм государственного устройства. Принцип федера­лизма означает равенство всех субъектов, входящих в состав федерации. Различают две формы правления: монархию и республику. Российская Федерация является республикойи существует в смешанной форме, которая присуща всем постсоциалистическим республикам. Так, харак­терными чертами смешанной республики являются:

1. двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом;

2. президент и парламент избираются народом;

3. глава государства президент;

4. парламент имеет возможность контролировать прави­тельство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.

Правовое государство. Этот принцип означает стремление Российской Федерации к построению правового государства в его современном понимании.

Социальное государство. Принцип социального государ­ства закреплен в ст. 7 Конституции РФ и означает проведение государством политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Значение принципа социального государства в том, что оно стремится к некоторому уравнению людей в их со­циальном положении в результате перераспределения государ­ственных доходов (прежде всего, поступлений от налогов), сглаживанию негативного фона от имеющегося в обществе социального расслоения. Основные направления государ­ственной социальной политики следующие: охрана труда для здоровья людей; установление гарантированного минималь­ного размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инва­лидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий; иные гарантии социальной защиты.

Светское государство – это государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допуска­ется установление какой-либо государственной религии. Это государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной, что предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охва­тывает различные сферы общественных отношений. Конституция РФ в ст. 14 объявляет Россию светским го­сударством. Этот принцип означает: отделение церкви от государства, т. е. религиозные объединения не выполняют функции органов государственной власти, не участвуют в вы­борах в органы государственной власти, а деятельность государства и местного самоуправления не сопровождается религиозными обрядами; отделение школы от церкви, но при этом религиозные объединения вправе создавать свои об­разовательные учреждения; невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или обще­обязательной. Данный принцип обеспечивает свободу ве­роисповедания; равенство религиозных объединений перед законом.

Принцип разделения властей. Этот принцип необходим, во-первых, потому, что в государстве следует осу­ществлять три функции: принятие законов, исполнение этих законов, осуществление правосудия в виде наказания за нарушение этих законов. Во-вторых, в целях обеспечения демократии власть не должна быть сосредоточена в одних руках, поскольку обладатель власти может ею злоупот­реблять, проявлять склонность к произволу. Важен и тот факт, что эти три независимые ветви власти мо­гут контролировать друг друга. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе следующего разделения; законодательная власть принима­ет законы, исполнительная — исполняет принимаемые законодательной властью законы, а судебная — осуществляет правосудие, т. е. рассматривает и разрешает конкретные спо­ры. Решения суда не могут быть отменены ни органами за­конодательной, ни органами исполнительной власти. Соот­ветственно законодательная власть осуществляется Феде­ральным Собранием, исполнительная — Правительством, а судебная — независимыми судебными органами. Президент Российской Федерации занимает особое положение в систе­ме разделения властей. Согласно ч. 1. ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, а ч. 2 этой же статьи закрепляет, что Президент обеспечивает согласован­ное взаимодействие и функционирование всех органов госу­дарственной власти.

Экономическая свобода. Конституция РФ закрепляет принцип экономической свободы (рыночной экономики) в го­сударстве. Это новый принцип, который не существовал в прежних конституциях советского периода. В ст. 8 конкре­тизировано понятие принципа экономической свободы: един­ство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; поддержка конкурен­ции; свобода экономической деятельности; многообразие и равная защита форм собственности. Конституция РФ выделяет три формы собственности: част­ную, государственную и муниципальную, однако она также допускает иные формы собственности.

Идеологическое и политическое многообразие. Идеология — это система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общест­во. Идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политиче­ских, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Однако декларирование принципа идеоло­гического многообразия было продиктовано временем, когда наша страна вступила в новый этап преобразования и всевоз­можными способами старалась забыть свое социалистическое прошлое и коммунистические идеалы. Это было время, когда определенная часть общества отвергала марксистско-ленин­скую идеологию, при этом не была готова предложить обществу конструктивные идеи. Государство как политическая систе­ма организации общества не может нормально развиваться и укрепляться бел национальной (государственной) идеоло­гии. В этой связи следует заметить, что ее разработкой за­няты многие ученые-философы, правоведы уже не один год, однако результаты их усилий пока весьма скромны.

Принцип политического многообразия, или многопартий­ностиозначает свободу в образовании и деятельности поли­тических партий. Политические партии являются важней­шими субъектами политических отношений, они выражают волю населения или отдельных его групп (слоев). Принцип многопартийности не допускает существования одной или ог­раниченного числа партий и запрещение других. Невозмож­но также объявление одной из партий руководящей.