Основные принципы конституционного строя России. Российская Федерация демократическое, правовое, федеративное, суверенное и светское государство в форме республики
Человек, его права и свободы — высшая ценность.Этот принцип является центральным в системе основ конституционного строя. Права и свободы человека — высшая ценность, исходный момент, вокруг которого строится вся остальная система общественных отношений. Содержание данного принципа раскрывается в главе 2 Конституции РФ, при этом установленный в этой главе перечень прав и свобод не является исчерпывающим, т. е. в нем перечислены наиболее важные права и свободы и не отрицаются другие общепризнанные права и свободы человека и гражданина.
Принцип демократизма и суверенитета народа.Статья 1 Конституции РФ устанавливает, что Россия является демократическим государством. Демократия — народовластие— такая форма правления, которая соответствует воле народа государства. Согласно ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ. Народ может осуществлять свою власть непосредственно и через представителей. Формами непосредственной демократии являются выборы и референдум. Выборы — это процедура формирования гражданами представительных органов публичной власти. Референдум— это процесс непосредственного участия граждан в принятии коллективного решения (конституции, закона, варианта ответа на какой-либо вопрос, имеющий важное общественное или государственное значение). Вместе с тем если бы государство функционировало только в форме принятия гражданами решений государственного и общественного значения, то его деятельность была бы малоэффективной. Осуществление власти — это специфическая деятельность, требующая высокого профессионализма и специальных знаний. Поэтому большую часть своих публично-властных полномочий граждане передают органам публичной власти, в том числе и избираемым ими (гражданами) представительным органам публичной власти.
Принцип государственного суверенитета. Государственный суверенитет — признак государства, выражающийся в верховенстве государственной власти внутри страны и независимости в международных отношениях. Суверенитет России закрепляется в ст. 4 Конституции РФ. Основные характеристики государственного суверенитета:
1. верховенство государственной власти внутри ее границ — Решения государственных органов обязательны для всех;
2. независимость от других государств, учреждений, международных организаций;
3. единство государственной власти — суверенитет не может быть разделен между различными носителями власти и принадлежит государству в целом, а не отдельным его частям или органам; отсюда требования республик и наций быть независимыми — несостоятельны; ограничить свой суверенитет может только само государство;
4. неприкосновенность государственных границ и его территориальной целостности.
Принцип федерализма. Федерация представляет собой одну из форм государственного устройства. Принцип федерализма означает равенство всех субъектов, входящих в состав федерации. Различают две формы правления: монархию и республику. Российская Федерация является республикойи существует в смешанной форме, которая присуща всем постсоциалистическим республикам. Так, характерными чертами смешанной республики являются:
1. двойная ответственность правительства — и перед президентом, и перед парламентом;
2. президент и парламент избираются народом;
3. глава государства — президент;
4. парламент имеет возможность контролировать правительство путем утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
Правовое государство. Этот принцип означает стремление Российской Федерации к построению правового государства в его современном понимании.
Социальное государство. Принцип социального государства закреплен в ст. 7 Конституции РФ и означает проведение государством политики, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Значение принципа социального государства в том, что оно стремится к некоторому уравнению людей в их социальном положении в результате перераспределения государственных доходов (прежде всего, поступлений от налогов), сглаживанию негативного фона от имеющегося в обществе социального расслоения. Основные направления государственной социальной политики следующие: охрана труда для здоровья людей; установление гарантированного минимального размера оплаты труда; обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие системы социальных служб; установление государственных пенсий, пособий; иные гарантии социальной защиты.
Светское государство – это государство, в котором взаимоотношения государства и церкви строятся на основе взаимного невмешательства в дела друг друга и не допускается установление какой-либо государственной религии. Это государство, где та или иная религия официально имеет статус государственной, что предполагает тесное сотрудничество государства и церкви, которое охватывает различные сферы общественных отношений. Конституция РФ в ст. 14 объявляет Россию светским государством. Этот принцип означает: отделение церкви от государства, т. е. религиозные объединения не выполняют функции органов государственной власти, не участвуют в выборах в органы государственной власти, а деятельность государства и местного самоуправления не сопровождается религиозными обрядами; отделение школы от церкви, но при этом религиозные объединения вправе создавать свои образовательные учреждения; невозможность установления какой-либо религии в качестве государственной или общеобязательной. Данный принцип обеспечивает свободу вероисповедания; равенство религиозных объединений перед законом.
Принцип разделения властей. Этот принцип необходим, во-первых, потому, что в государстве следует осуществлять три функции: принятие законов, исполнение этих законов, осуществление правосудия в виде наказания за нарушение этих законов. Во-вторых, в целях обеспечения демократии власть не должна быть сосредоточена в одних руках, поскольку обладатель власти может ею злоупотреблять, проявлять склонность к произволу. Важен и тот факт, что эти три независимые ветви власти могут контролировать друг друга. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе следующего разделения; законодательная власть принимает законы, исполнительная — исполняет принимаемые законодательной властью законы, а судебная — осуществляет правосудие, т. е. рассматривает и разрешает конкретные споры. Решения суда не могут быть отменены ни органами законодательной, ни органами исполнительной власти. Соответственно законодательная власть осуществляется Федеральным Собранием, исполнительная — Правительством, а судебная — независимыми судебными органами. Президент Российской Федерации занимает особое положение в системе разделения властей. Согласно ч. 1. ст. 80 Конституции РФ Президент РФ является главой государства, а ч. 2 этой же статьи закрепляет, что Президент обеспечивает согласованное взаимодействие и функционирование всех органов государственной власти.
Экономическая свобода. Конституция РФ закрепляет принцип экономической свободы (рыночной экономики) в государстве. Это новый принцип, который не существовал в прежних конституциях советского периода. В ст. 8 конкретизировано понятие принципа экономической свободы: единство экономического пространства и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; поддержка конкуренции; свобода экономической деятельности; многообразие и равная защита форм собственности. Конституция РФ выделяет три формы собственности: частную, государственную и муниципальную, однако она также допускает иные формы собственности.
Идеологическое и политическое многообразие. Идеология — это система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политическую партию, общество. Идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Однако декларирование принципа идеологического многообразия было продиктовано временем, когда наша страна вступила в новый этап преобразования и всевозможными способами старалась забыть свое социалистическое прошлое и коммунистические идеалы. Это было время, когда определенная часть общества отвергала марксистско-ленинскую идеологию, при этом не была готова предложить обществу конструктивные идеи. Государство как политическая система организации общества не может нормально развиваться и укрепляться бел национальной (государственной) идеологии. В этой связи следует заметить, что ее разработкой заняты многие ученые-философы, правоведы уже не один год, однако результаты их усилий пока весьма скромны.
Принцип политического многообразия, или многопартийностиозначает свободу в образовании и деятельности политических партий. Политические партии являются важнейшими субъектами политических отношений, они выражают волю населения или отдельных его групп (слоев). Принцип многопартийности не допускает существования одной или ограниченного числа партий и запрещение других. Невозможно также объявление одной из партий руководящей.