Классификация методов исследования систем управления по способу и источнику получения информации об исследуемых объектах

Теоретические   Логико-интуитивные Эмпирические   Комплексно-комбинированные
Формализация: аналитические методы (математические, инте­грального, дифференци­ального и вариационно­го исчислении, теория вероятностей, теория игр, поиск максимумов и ми­нимумов функций, в юм числе методы математи­ческого программирова­ния, например, линейно­го и динамического, ма­тематической логики, тео­рии множеств); статистические методы: (математической ста­тистики, исследования операций и массового обслуживания, теории информации); графические методы (теории графов, номо­грамм, диаграмм, гисто­грамм графиков) Аксиоматизация ИдеализацияВосхождение от абст­рактного к конкретномуМоделирование (стати­стическое имитационное моделирование, модели­рование операций по схемам случайных про­цессов и статистических испытаний — метод Монте-Карло и др.) Другие Экспертные «Мозговой штурм» (прямая «мозговая» ата­ка, обмен мне­ниями, комис­сия, деловая игра, конфе­ренция идей, коллективная генерация идей, творческие со­вещания, кол­лективный блокнот) Метод синектики Сценарий Дельфи Постановка проблем Доказательства Конструирова­ние гипотез Классификация и типология Научное обсуждение и научная полемика. Структуризация(«деревоцелей и т.п.) Морфологиче­ский анализ Анализ про­блем. Аналогий 6-5-3 Тестирование. Главных ком­понент ССВУ-метод Матричный Органолептический Последователь­ная подстановка Другие Наблюдение (активное наблю­дение, моментное наблюде­ние, фотогра­фия рабочего дня, самообсле­дование) Сравнение Измерение (социологиче­ское, техниче­ское, экономи­ческое) Нормативный Эксперимент Мысленный эксперимент Опросов (анке­тирование, ин­тервьюирование, опросы-беседы) Изучение до­кументации и информацион­ных материалов Другие Абстрагирование. Анализ и синтез Дедукция и индукция Декомпозиция и композиция. Корреляционный Факторный Динамический Ретроспективный Квалиметрический Индексный ФСА Системный анализ Параметрический Аналитико-расчетный Анализ взаимного влияния (совокуп­ность корреляци­онного, регресси­онного, балансово­го, и др.) Факторный анализ. Социологический. Прогностический анализ Диагностический анализ Детальный анализ Глобальный анализ Экономический анализ Экспертно-аналитический Гипотетико-дедуктивный Блочный Аудит-метод Другие  

В каждой из приведенных классификационных групп имеются определенные базовые методы исследования.

Особоеместо в исследованиях занимают различные виды анали­за. Среди них следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный, при проведении которых используется оп­ределенная совокупность конкретных методов.

Независимо от классификации методов исследования СУ, вы­полняемых в них видов анализа и всех других исследовательских работ, заслуживают внимания конкретные методы, наиболее часто использующиеся в практике, к которым можно отнести:

• наблюдение,

• анкетирование;

• изучение документации и информационных материалов;

• балансовый;

• гипотетико-дедуктивный;

• графический и номографический;

• дифференциальный, комплексный и смешанный;

• индексный;

• интервьюирование,

• беседа;

• консультационный;

• корреляционный;

• «мозговой» штурм,

• морфологический;

• параметрический;

• поиск экстремумов;

• самообследование;

• сетевой;

• ССВУ-метод;

• структуризация целей;

• творческие совещания;

• функционально-стоимостной;

• экспертный;

• социологический;

• органолептический.

При решении той или задачи может использоваться ряд мето­дов, приемлемых именно для данного конкретного исследования. Например, для прогнозирования среди множества возможных к ис­пользованию методов можно назвать как один из наиболее предпоч­тительных метод морфологического анализа. Свои методы присущи исследованиям процессов труда и затрат рабочего времени в СУ.

Каждая из приведенных выше классификаций методов обладает рядом недостатков: одни не охватывают всего комплекса методов исследования, другие недостаточно корректно позволяют отнести тот или иной метод к конкретной классификационной группе. Вме­сте с тем следует заметить, что отнесение того или иного метода исследования к какой-либо классификационной группе всегда яв­ляется относительным и условным, так как все они, как правило, во многом взаимосвязаны между собой.

Из всего перечня способов исследования в дальнейшем остано­вимся на ряде базовых методов и некоторых других из приведенных выше классификационных группах, наиболее часто применяемых в практической работе по исследованию СУ.