Разделы философского знания

Онтология(греч. ontos – сущее, бытие, logos – учение) – учение о бытии; о сущем в мире. Онтологические вопросы: существует ли мира сам по себе или он существует от Бога? обладает ли мир в своем существовании единством и что является основой этого единства? каковы основные законы и движущие силы его развития? и т.п.
Гносеология (греч. gnosis – знание, познание, logos – учение) – учение о познании. Основные вопросы:способен ли человек познать мир? что такое истина? какими методами можно достичь истины? и др.
Антропология (греч. antropos – человек, и logos – разум, знание) – наука о происхождении, сущности и эволюции человека.
Праксиология (греч. "praxis" – действие) – учение о человеческой деятельности, о ее эффективности, о реализации человеческих целей и ценностей в реальной жизни.
Аксиология(греч. axios – ценный) – учение о ценностях; изучает формы и способы ценностного проектирования человеком своих жизненных устремлений.
Эстетика (греч. aisthetikos – чувствующий, чувственный) – учение о прекрасном и безобразном, комическом и трагическом, возвышенном и низменном; занимается исследованием сферы прекрасного, искусства и тех эстетических эмоций, которые прекрасное вызывает в человеке.
Логика (греч. logos – слово, разум) – учение об основных законах и формах мышления. Создателем логики является античный философ Аристотель.
Эпистемология(греч. episteme – знание, logos – учение)– учение о научном познании, исследующее достоверное знание как таковое, его строение, структуру, функционирование и развитие.
Этика (греч. ethos – нрав, обычай, характер) – учение о нравственности, морали, цель которого – обоснование модели достойной жизни (что такое добро и зло, долг, честь, совесть, справедливость, смысл жизни и т.д.).

 

Генезис – появление, становление и развитие

От мифологии до философии

Философия пришла на смену мифологии, и ее возникновение знаменовало собой колоссальный переворот в стиле мышления. В мифах человек выражал свою слитность с природой, на которую он переносил собственные свойства, то есть очеловечивал ее. Рождаясь, индивид включался в сложившуюся систему мифов, ориентировавших его отношение к миру. Он постигал природу в воображении; но на определенном этапе такой стиль мышления вступал в противоречие с новой общественной потребностью, рождавшейся на основе усложняющейся практической деятельности, - потребностью в научном познании мира. Философия и возникла как ответ на эту потребность; она разрешила возникшее противоречие в пользу рациональности, закладывая тем самым необходимую основу для научного познания, идущего на смену эпосу, фантастическим повествованиям о природе и человеке. При всей кажущейся современному человеку наивности рассуждений древних мудрецов они совершили великий подвиг, начав осмысление и изучение явлений природы, исходя из нее самой, обратившись от сверхъестественного к силам естественным