Новый материал

«Задание множеств».

- Прочтите тему занятия. Какие вопросы у вас возникли? (дети непременно спросят:«Как задать множество?» или «Что значит «задать множество»).

-Вот на эти вопросы мы будем искать ответ.

- Дети читают карточки, которые лежат у них на парте (работа в парах).

«Чтобы задать множество, нужно указать, какие элементы ему принадлежат.

- Множество задано, если о любом предмете можно точно сказать, является ли он элементом этого множества».

Использование полученной информации при выполнении следующих заданий:

- Рассмотрим множество вещей, сданных в багаж дамой из стихотворения С.Маршака «Багаж».

· Дама сдавала в багаж: Выдали даме на станции

Диван,Четыре зелёных квитанции

Чемодан,О том, что получен багаж:

Саквояж,Диван,

Картину, Чемодан,

Корзину, Саквояж,

КартонкуКартина,

И маленькую собачонку.Корзина,

Картонка

И маленькая собачонка.

- Назовите элементы множества «вещи, сданные дамой в багаж». Можно ли сказать, что это множество задано?

- Что мы делали, чтобы задать это множество? (перечисляли вещи).

- Множество иногда задают перечислением его элементов. Например: Множество букв в слове «дружба» состоит из 6 элементов: д,р,у,ж,б,а.

Элементы множества записываются в фигурных скобках:д;р;у;ж;б;а

Упражнение«Задай множество перечислением».

а) А – множество букв в слове «любовь»

б) В – множество нечетных однозначных чисел

в) С – множество двузначных чисел, кратных 10

г) D – множество трехзначных чисел, больших 603, но меньше 608.

Проверь:

а)л;ю;б;о;в;ь

б) 1; 3; 5; 7; 9

в) 10; 20; 30; 40; 50; 60; 70; 80; 90

г)604; 605; 606; 607

- Послушайте отрывок из стихотворения Абая:

Разум и доброта,

Упорство, скромность и труд –

Вот пять друзей – согласись.

-Назовите множества и его элементы.

- Почему Абай называет разум, доброту, упорство, скромность и труд нашими друзьями?(беседа).

- Как вы думаете, все ли множества можно задать перечислением? Естьли случаи, когда это сделать трудно? (рассуждения детей).

- Если в множестве много элементов, то их трудно перечислить. Например, множество честных людей в нашей стране, множество домов в Алматы, множество звезд на небе. Такое множество лучше задать общим свойством его элементов.В этом случае его обозначают заглавной буквой, например: К – множество добрых учеников 3 «Б» класса. Иногда множество можно задать как одним, так и другим способом».

- А как вы считаете, есть множество честных людей в нашей стране? А какими ценностями обладают честные люди? Перечислим их, это Истина, Праведное поведение, Ненасилие, Внутренний покой, Любовь.

-Эти ценности заложены в каждом человеке, но всегда личеловек проявляет их?

- Если не всегда, то почему? Что мешает проявить их? (беседа).