Оборотные активы предприятия: классификация видов и способы финансирования. Эффективность использования оборотных активов компании.

Оборотные активы – это денежные средства которые имеет в своем распоряжении предпр или те виды активов которые в случае необходимости будут обращены в денежные средства, проданы или использованы в течении года: 1. По характеру формирования финансовых источники выделают чистые, оборотные и вало-вые активы. а) Валовые активы – общие активы сформированы за счет собственного и заемного капитала. б) Чистые оборотные активы – характеризуют ту часть активов, которая сформирована из собственного капитала и долгосрочно заемного. в) Собственные оборотные активы – сформированы за счет собственных капиталов компа-нии. 2. Виды оборотных капиталов: запасы, НДС, дебиторка, краткоср фин влож, ден ср-ва и пр об активы. 3. По характеру участия оборотных активов в производственной цикле: а) Оборотные активы предприятия, которые участвуют в производственном цикле в виде сырья, материалов и полуфабрикатов. б) Оборотные активы предприятия, которые участвуют в финансовом цикле предприятия – это все товарно-материальные запасы в форме дебиторской задолженности.

Способы финансирования: самофинансирование, финансирование через механизмы рынка капитала (долевое долговое), банковское кредитование, бюджетное кредитование и взаимное финансирование хозяйствующих субъектов.

Типы управления: агрессивный, консервативный и умеренный. Политика финансирования, основанная на краткосрочных источниках, носит название агрессивной. Как правило, при этом постоянная часть оборотных активов полностью или частично финансируется краткосрочными источниками. В случае суперагресивной политики из краткосрочных источников может формироваться даже часть внеоборотных активов. удешевляется капитал в целом, следовательно, повышается рентабельность капитала. В то же время возрастает риск потери ликвидности. В консервативной модели финансирования краткосрочными источниками покрывается переменная потребность в текущих активах (или ее часть). При этом периодически возникает излишек финансирования. Применение консервативной модели повышает финансовую устойчивость фирмы, но увеличивает в целом стоимость капитала в связи с высокой долей дорогих долгосрочных источников.
Умеренная политика финансирования соответствует случаю идеального финансирования, когда долгосрочными источниками финансируются внеоборотные активы и постоянная часть оборотных активов.

Для оценки эффект-ти исп обср исп показатели оборачиваемости, которые характеризуют периодичность, с какой средства, вложенные в оперативную деятельность, возращаются вновь на предприятие. 1. Оборачиваемость ОА - сколько раз за период данный вид актива оборачивается. К= Выручка/Величина ОА. 2. Длительность 1 оборота. Д=360-365 дней/Кобор. 3. Коэффициент загрузки ОБС характеризует величину оборотных средств, приходящихся на 1 руб. реализованной продукции: Кз=Со/Vреал., где Со — остатки оборотных средств за период; Vреал — сумма реализованной продукции. 4. Рентабельность оборотных средств исчисляется как отношение прибыли предприятия к среднегодовой стоимости оборотных средств. В результате ускорения оборачиваемости (интенсивности использования ОС) определенная сумма ОС высвобождается. Длительность производственного цикла (ДПЦ): ДПЦ=Длительность оборота сырья и материалов+Длит. Оборота незавершенного производства+длит. Оборота готовой продукции. Она показывает сколько времени занимает полный оборот мат. Элементов оборотныхактивов, используемых для обслуживания производственного процесса начиная с момента поступления сырья, материалов и заканчивая моментом отгрузки изготовленной продукции. Длительность финансового цикла.ДФЦ=ДПЦ+Длит. Оборота дебиторской задолженности – длит. оборота кредит. Задолженности Длит. Оборота дебиторской задолженностим = длит. оборота кредит. Задолженности – не кредитуем покупателей.

25. Сущность, цели и методы финансового планирования в компаниях.

Эффективное управление финансами организаций возможно лишь при планировании всех финансовых потоков, процессов и отношений хозяйствующего субъекта. Финансовое планирование — это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития организации.

Основные цели: 1) установление соответствия между наличием финансовых ресурсов организации и потребностью в них, 2) выбор эффективных источников формирования финансовых ресурсов и выгодных вариантов их использования.

Методы фин планирования – конкретные способы и приемы расчетов финансовых показателей организации: 1. Экономический анализ - определение основных закономерностей, тенденций в движении натуральных и стоимостных показателей. С его помощью выявляются внутренние резервы предприятия. В планировании анализ имеет первостепенное значение, поэтому он причисляется к методам планирования. позволяет оценить его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности и другие показатели, а затем по результатам принять обоснованные финансовые решения. 2. Нормативный - расчет планового показателя на основе заранее установленных норм и нормативов. В финансовом планировании используется целая система финансовых нормативов: федеральные, субъектов Федерации, местные, отраслевые, внутрифирменные и т. д. Они позволяют предприятиям более точно рассчитывать финансовые показатели. Так, зная норматив и объемный показатель, можно рассчитать значение показателя в плановом периоде. 3. Расчетно-аналитический - на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимающегося за базу, и индексов его отклонения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Часто используется как альтернатива нормативному методу по причине того, что связь между показателями отчетного и планового периодов может быть установлена не прямо, а косвенно (на основе анализа их динамики и связей). Обоснованность показателей, полученных таким методом, зависит во многом от обоснованности индекса изменения показателя. Поэтому для обоснования величины индекса часто используются мнения экспертов. 4. Балансовый. Считается одним из основных методов планирования. Алгоритм его использования предполагает балансовое соотношение показателей. Таким образом, путем построения баланса осуществляется увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. При этом балансовое уравнение может иметь следующий вид: Он + П = Р + Ок, где Он – остаток средств фонда на начало планового периода, руб.; П – поступление средств в фонд, руб.; Р – расходование средств фонда, руб.; Ок – остаток средств фонда на конец планового периода, руб. 5. Оптимизация плановых решений. Необходимость ситуационного подхода в планировании предполагает разработку нескольких вариантов плановых решений. Выбор из нескольких вариантов осуществляется на основе различных критериев. Процесс такого отбора решений на основе выбранного критерия называется оптимизацией. В качестве критериев оптимизации могут использоваться: минимум текущих затрат; минимум времени на оборот капитала; максимум дохода на 1 руб. вложенного капитала; максимум рентабельности капитала и т. д. 6. Экономико-математическое моделирование. Эти методы основаны на построении экономико-математических моделей, отражающих взаимосвязь между финансовыми показателями и основными факторами, на них влияющими.


26. Формирование и направления использования прибыли в компании. Факторы, влияющие на величину прибыли компании.

Прибыль — экономическая категория, которая отражает чистый доход предприятия, созданный в процессе предпринимательской деятельности, являющийся основным источником самофинансирования и дальнейшего развития. Это основной внутренний источник финансовых средств для текущего и перспективного развития предприятия, важнейшая предпосылка увеличения его рыночной стоимости, индикатор кредитоспособности и конкурентоспособности, один из главных стимулов расширения бизнеса. Вместе с тем, за счет налоговых отчислений из прибыли предприятие участвует в формировании источников удовлетворения социальных потребностей общества.

В общем виде прибыль представляет собой разность между совокупным доходом и совокупными (операционными) затратами, осуществляемыми в процессе предпринимательской деятельности. Виды прибыли:1. валовая прибыль, разность между выручкой и расходами на производство. Это «производственная» прибыль, которая отражает доходность производственных расходов; 2. прибыль от продаж разность между валовой прибылью и коммерческими и управленческими расходами — она отражает эффективность не только производственной, но и сбытовой и управленческой деятельности; 3. прибыль до налогообложения, которая представляет собой финансовый результат, учитывающий проценты к получению и уплате, доходы от участия в других организациях и сальдо прочих доходов и расходов. Это прибыль, которая реально заработана предприятием по всем видам деятельности — и производственной, и коммерческой, и непрофильной, и финансовой;

чистая прибыль, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль, экономических санкций и прочих обязательных отчислений. Алгоритм формирования прибыли: Выручка (нетто) от реализации продукции – расходы на производства = Валовая прибыль - Коммерческие и управленческие расходы = Прибыль от продаж +- Сальдо полученных и уплаченных % и проч доходов и расходов = Прибыль до налогоблажения – отложенные налоговые активы, обяз-ва, текущий налог на прибыль = Чистая прибыль отчетного года

Чистая прибыль распределяется по следующим направлениям: -на формирование резервных фондов; -выплату доходов учредителям (участникам); -создание фондов целевого назначения (накопления, потребления, социальной сферы).