Исследования коллективизма – индивидуализма
Коллективизм и индивидуализм рассматриваются как виды ценностей. Большинство исследований направлено на сравнение ценностной ориентации в США и Юго – Восточной Азии.
Индивидуализм больше свойственнен американской культуре (ориентация на собственные цели, стремление подчеркнуть свой вклад в групповую деятельность, закрытость в общении, роль группы в жизни индивида занижена).
Коллективизм характерен для традиционных обществ (позитивное отношение к целям группы, уважение к равному распределению благ, открытость в общении, цели группы ставятся выше своих).
Переход от одной стадии к другой в развитии группы зависит от того, какая ориентация победит. Идея зависимости развитяи группы от типа общества.
ТЕОРИИ КОЛЛЕКТИВА
Маркс, коллектив – это специфическая форма организации людей в социалистическом обществе. Коллективный труд основан на общественной собственности. Коллектив может существовать только в отсутствие антогонистического классового разделения.
Изучение коллектива в обществоведение в 20-30е гг ХХ века: коллектив – это реальная группа, возникающая в общественной жизни (обыденно употребление термина).
Социальная психология: цель развития группы – достижение высшей стадии – коллектива.
Теория воспитательного коллектива А.С. Макаренко.
Признак коллектива – социально – позитивная деятельность, которая отвечает потребностям общества. Важна направленность коллектива, она обеспечивает целеустремленность членов коллектива. Нормы взаимоотношений в коллективе должны соответствовать нормам общества.
Признаки коллектива: социально одобряемые цели, добровольный характер объединения, целостность, условия для развития личности.
Закон жизни коллектива – постоянное его движение и развитие.
Стадии развития коллектива:
1) Руководитель коллектива предъявляет коллективу требования, и тот развивается. Здесь же начинает формироваться актив коллектива.
2) Развитие коллектива, решение общих задач. Теперь коллектив развивается за счет требоваий актива.
3) Коллектив сформировался и может использоваться как средство индивидуального развития каждого конкретного члена.
Важно наличие целей – перспектив («завтрашних радостей»), воспитание каждого члена опосредовано через воспитание коллектива, обязательно взаимодействие разных возрастов и передача опыта.