Отношения между фундаментальной, прикладной и практической социальной психологией
Фундаментальная | Прикладная | |
Анализ | Структура личности Массовое сознание Схемы конфликтов Ценностные ориентации | Образцы поведения Ситуации в реальных группах Типы коммуникаций в малых и больших группах |
Прогноз | Массовое поведение Восприятие инноваций Отдалённые последствия решений | Сиюминутные предсказания Юношеская преступность Забастовки |
Типы рекомендаций | Глобальные | Инструментальные |
Например, восприятие населением нового законодательства | Конструктивная адаптация личности к новым условиям | |
Роль социального психолога-практика | ||
Эксперт, консультант | Руководитель группы тренинга |
Психолог-практик не проводит исследований, он сам вмешивается в некий социально-психологический процесс, сам решает проблему.
Психолог выполняет три роли:
— Эксперт – приглашается клиентом, чтобы совместно с ним проанализировать какую-либо ситуацию. Продукт деятельности – заключение.
— Консультант – приглашается клиентом для систематического курирования какой-либо деятельности.
— Учитель – осуществляет социально-психологический тренинг.
Основные направления прикладных исследований:
1) Управление и развитие организации
— Управление
— Психологические качества руководителя
— Деловое общение
— Развитие организации
— Консультирование организационного развития
— Работа с персоналом
— Командообразование
2) Массовая коммуникация и реклама
— Коммуникатор
— Аудитория
— Канал
— Эффективность
3) Школа и семья
— Психологическое просвещение учителей и родителей
— Профилактика неблагополучного поведения
— Индивидуальная помощь
— Профессиональная ориентация
— Подготовка к созданию семьи
— Служба знакомства
— Регулирование семейных взаимоотношений
4) Право и политика
— Профилактика правонарушений
— Работа в суде (в частности, с присяжными)
— Политическое консультирование
5) Научная деятельность
— Коллективная научная деятельность.