Анализ групповых процессов

Групповые процессы характеризуют функционирование группы в данный момент времени, с другой стороны (групповая динамика), групповые процессы – это набор изменений по мере длительного существования (развитие группы).

 

Основные подходы к исследованию межгрупповых отношений.

ИСТОРИЯ ПРОБЛЕМЫ

20-30е гг ХХ века – гипертрофированный интерес к малым группам, проблема межгрупповых отношенйи не изучалась.

Начало 50х гг – снова начинают изучаться межгрупповые отношения. Причина – усложнение общественной жизни, этнические и классовые конфликты.

Предпосылка экспериментальных исследований – мотивационные теории, которые объсняли причины враждебности к чужой группе (у Фрейда, причина – аутоагрессия, в основе которой лежит Танатос – влечение к смерти).

Адорно также исследовал межгрупповую агрессию. Показывал на примере антисемитизма, как враждебность формируется с первых этапов социализации из – за жесткого давления со стороны родителей. Сопротивление этому давлению выраажется в направлении агрессии против слабого.

Первые экспериментальные исследования М.Шерифа, 1954 в американском лагере для подростков.

Эксперимент состоял из четырех стадий. На первой подросткам, приехавшим в лагерь, была предложена общая деятельность по уборке лагеря, в ходе которой были выявлены стихийно сложившиеся дружеские группы; на второй стадии подростков разделили на две группы так, чтобы разрушить естественно сложившиеся дружеские отношения (одна группа была названа «Орлы», другая «Гремучие змеи»). При этом было замерено отношение одной группы к другой, не содержащее враждебности по отношению друг к другу. На третьей стадии группам была задана различная деятельность на условиях соревнования и в ее ходе был зафиксирован рост межгрупповой враждебности; на четвертой стадии группы были вновь объединены и занялись общей деятельностью (ремонтировали водопровод). Замер отношений «бывших» групп друг к другу на этой стадии показал, что межгрупповая враждебность уменьшилась, но не исчезла полностью.

Источники межгрупповой враждебности или сотрудничества не в мотивах отдельной личности, а в ситуациях группового взаимодействия. Но при этом не анализуруются собственно психологические характеристики взаимодействия: эмоциональные и когнитивные процессы, регулирующие деятельность.