Библиотечно-информационное обслуживание как система.

Информационное обслуживание — обеспечение потребителей необходимой информацией, осуществляемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг.

Деятельность библиотеки включает все виды информационного обслуживания (библиографического, документного, фактографического и других).

Это позволяет дать следующее определение;

Библиотечное обслуживание - это деятельность библиотеки как социального института по предоставлению библиотечно-библиографических и информационных продуктов и услуг в многообразных видах и формах в целях удовлетворения и развития потребностей социальных субъектов средствами библиотечно-библиографической и информационной деятельности на основе использования мировых информационных ресурсов.

Обслуживание является ведущей функцией современных библиотек, которая подчиняет, изменяет и направляет работу всех подразделений, а также осуществляемые ими технологические процессы, формирует образ библиотеки в глазах населения и, в конечном итоге, предопределяет ее место в обществе и сферу социального влияния. Основные теоретические подходы к БИО;

1Теория руководства чтением - аспект анализа - авторы.

2 Пропаганды книги - аспект анализа - определения.

3Читательские интересы - аспект анализа - понятийный аппарат.

4 Информационные потребности - аспект анализа - структура.

5 Типология читателей - аспект анализа — концептуальные основы.

6 Диалогика БО - аспект анализа - законы.

7 Читательское развитие личности — аспект анализа - закономерности.

8.Информационная культура — аспект анализа — принципы.

9 Социализация личности - аспект анализа - функции.

10Психология и педагогика - аспект анализа - цели.

11 Библиотечная педагогика - аспект анализа - методы.

12 Библиотечные услуги - аспект анализа - история.

13Технология БО - аспект анализа - взаимосвязь с другими теориями.

14Маркетинг - аспект анализа - практическая ценность.

Функции БИО:

1Социальные - мировоззренческие, информационные, культурно-просветительные, образовательные. Они определяются законом «О библиотечном деле» и реализуются через систему психологических и педагогических функций;

2.Психологические - ценностно-ориентационные, познавательно-коммуникативные, эмоционально-компенсаторные, рекреационные, эстетические, рефлексифные;

3. Педагогические - воспитательные и самовоспитательные, образовательные и самообразовательные, обучающие и самообучающие, развивающие.

Реализация в практической деятельности библиотек социальных, психологических и педагогических функций способствует достижению результативности в информационной социализации социальных субъектов.

Существуют разные взгляды на систему принципов БИО, их формулировки и понимание. Многообразие принципов с некоторыми уточнениями и дополнениями можно систематизировать в четыре группы, каждый из которых включает еще несколько принципов:

1.Принцип целесообразности содержит конгуэнтность (соответствие БИО тем задачам, которые ставит перед ним общество), востребованность, воспроизводимость, краеведческий подход, социальную и психолого­педагогическую эффективность, экономичность.

2.Принцип развития включает развитие целей, средств, методов и технологий обслуживания, информационных потребностей пользователей, информационной культуры читателя и библиотекаря, информационных ресурсов и услуг, библиотечной среды в зависимости от внешней обстановки, универсализации и специализации, централизации и децентрализации в их единстве.

3. Принцип демократизации предполагает наличие плюрализма (многообразия) в идеологическом, содержательном и организационно- методическом аспектах; социальной справедливости, суверенитета, доступности информационных продуктов и услуг, их приближения к пользователю; разумного сочетания в предоставлении платных и бесплатных услуг на основе равноправия.

4 Принцип комфортности (технологической и психолого-педагогической) базируется на активности, коммуникативности, сообщности, компетентности, профессионализме, сотрудничестве, корпоративности, систематичности, приоритетности, индивидуализации и дифференциации, целостности и избирательности, многопрофильное™.

Организация БИО осуществляется в стационарной и внестационарной формах.

К стационарному обслуживанию относят: абонемент (индивидуальный и коллективный, групповой, функциональный, отраслевой, специализированный - по видам документов и др.), читальный зал (общие, предназначен для удовлетворения разнообразных жизнедеятельностных потребностей пользователей библиотек; специализированные, организуются для более полного удовлетворения профессиональных, а также специальных потребностей с т.з. особенностей самой личности или определенных видов документов), межбиблиотечный и международные абонементы.

К внестационарному обслуживанию относят: заочный абонемент, библиотечные пункты, библиобусы и другие виды передвижных библиотек (суда, поезда, самолеты), книгоношество, «книгоразвоз», бригадный абонемент.

В современных условиях о виртуальном обслуживании можно говорить так же как о внестационарном обслуживании на основе удаленного доступа к информационным ресурсам с помощью новейших технологий.

Библиотеки обеспечивают читателям право свободного выбора, значительно увеличивая его возможности. Конечная цель библиотечно-библиографической деятельности состоит в содействии духовной самореализации личности.

Публичные библиотеки обслуживают все категории населения, учитывая их профессиональные, образовательные, культурные, досуговые и другие потребности и интересы.

Применительно к детям и юношеству они способствуют развитию у них умений и навыков рационального чтения, воображения и творческих способностей, компьютерной грамотности, а также занимаются обеспечением учебного процесса и образовательной деятельности подрастающего поколения. Особое внимание уделяется читателям - педагогам.

Значительное место в публичных библиотеках отводится обслуживанию таких категорий читателей, как инвалиды, пожилые и престарелые люди, госпитализированные больные. В работе с этой группой населения важно создать атмосферу дружелюбия и непринужденности, проявить терпимое отношение к негативным проявлениям старения, учитывать состояние здоровья, самочувствия читателя, быть доброжелательными и чуткими, содействовать интеллектуальному и духовному общению пожилых читателей с молодежью.

Свои специфические потребности имеют такие относительно новые группы пользователей библиотек, как предприниматели, представители малого и среднего бизнеса, фермеры, пытающиеся переквалифицироваться безработные, беженцы и вынужденные переселенцы. С каждой из перечисленных групп ведется дифференцированная работа, которая соответствовала бы особенностям и возможностям восприятия информации той или иной группой.

Общение- взаимодействие людей в рамках общности, к которой они принадлежат, при условии хотя бы частичной согласованности их действий. Общение также рассматривается и как возникновение, установление, развитие и прекращение контактов между людьми в процессе решения ряда вопросов, связанных с различными сторонами их социальной деятельности.

Структура общения состоит из трех взаимосвязанных сторон:

1. Коммуникативная - отражает обмен информацией между общающимися библиотекарями и читателями. Рассматривается как цель.

2. Перцетивная - означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Ее содержание можно рассматривать как психологическое условие эффективности процесса.

3. Интерактивная - заключается в организации взаимодействия библиотекаря и читателя в обмене не только информацией, идеями и знаниями, но и действиями. Выступает как средство достижения цели в удовлетворении информационной потребности.

В реальной практике общения в процессе БИО все три стороны тесно связаны между собой.

В общении важно учитывать и ее фазы (формы):

1. Побуждение к действию и направленность на партнера.

2. Уточнение ситуации действия и психологическое отражение партнера.

3. Само действие и информирование партнера, прием ответной информации.

4. Свертывание контакта и отключение от партнера.

5. Оценка и рефлексия результата общения.

В целом коммуникативный акт происходит на основе взаимонаправленности, взаимоотражения, взаимоинформирования, взаимоотключения, взаимооценки.

Существуют разные манеры общения. Можно выделить типы собеседников:

1.Доминантный (настроен влиять на другого; жесткий, напористый, легко

перебивает, повышает голос, не дает партнеру прервать себя; решителен, легко сворачивает разговор на полуслове) и недоменантный (уступчив, легко теряется, не позволяет себе перебивать другого и легко сносит, когда его прерывают, чуток к внешним признакам силы собеседника, ссора тяготит его и пугает).

2. Мобильный и ригидный.

Мобильный тип легко переключается с других видов занятия на общение с собеседником. Речь быстра, тороплива, одно выражение лица быстро сменяется другим. Легко свертывает разговор.

Ригидный тип включается в общение постепенно. Слушает внимательно.

Говорит неспешно. Не любит чтобы его, перебивали. Расспроститься с ним сразу невозможно.

3.Экстраверт и интроверт

Экстраверт расположен к общению. Там, где нет возможности поговорить, он скучает. Необходимость в партнере у него постоянная. Любопытен, полон внимания к окружающим, но жаждет внимания к себе.

Интроверт трудно переходит к реальному внешнему диалогу. «Весь в себе», нелегко обратиться с элементарным вопросом к другому, не склонен к коммуникации.

Данные манеры общения чаще всего выступают в сочетании.

Важно учитывать другие подходы применительно к общению библиотекаря и читателя. Это отношение к пользователю в контексте отношения к библиотечной деятельности и, наоборот, - отношение читателя к библиотеке и библиотекарю; а также уровень информационной компетентности библиотекаря и пользователя в конкретной ситуации библиотечного общения по поводу того или иного запроса.

Деятельность библиотеки как образовательногои воспитательного учреждения охватывает все социальные, возрастные, национальные группы людей. Она не содержит строгих ограничений в выборе форм и методов педагогического воздействия и трансформируется в библиотечном процессе.

Педагогическая технология- совокупность, специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, на основе декларируемых психолого-педагогических установок. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребёнка.

Эвристическое обучение— обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания. Непрерывное открытие нового.

Знаково-контекстное(или просто контекстное) обучение— форма активного обучения, предназначенная для применения в высшей школе, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности.

Метод проектов.В библиотечно-информационной сфере используется в трех значениях:

1. рассматривается как проектная деятельность библиотек, направленная на разработку и реализацию целевых программ, по самой актуальной, значимой тематики.

2. используется как исследовательский библиотековедческий метод.

3.выступает как педагогический метод в сфере библиотечно-информационного образования. Нацелен как модернизацию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации на всех уровнях

Игровая деятельность характеризуется процессами сознательной организации способа осуществления деятельности, которые основываются на рефлексии и активных поисковых действиях по поводу содержания ролей, игровых функций или сюжета.

Основой традиционнойбиблиотеки является документальный фонд на бумажных носителях. Современные телекоммуникации и электронная техника дают читателю доступ к информационным ресурсам всего мира. Внедрение автоматизации в БИО происходит по схеме: комплектование - каталогизация и обработка литературы - библиографическое обслуживание и т.д. Компьютеры, включенные в сеть библиотечного и библиографического обслуживания, автоматизируют запись читателей, справочное обслуживание, информационно-библиографическую работу; ведется электронный каталог на текущие поступления и ретроспекция подсобных фондов ряда отделов, создан издательский центр, открыт электронный читальный зал, обеспечивающий свободный доступ к информационным ресурса российского и глобального Интернета.

В практической деятельности библиотек накоплен солидный опыт по внедрению различных средств БИО. Среди них имеются те, которые направлены на реализацию разнообразных функций на коммуникативной основе.

Переосмысление основ библиотечно-информационного обслуживания базируется на изучении специфики информационных потребностей, степени их удовлетворения, уровня научно-информационной культуры потребителей. Происходит переосмысление функций библиотеки в эпоху информатизации общества и перехода от управления потоками и массивами документов к управлению самой информацией. В связи с этим актуальным является создание индивидуализированных систем обслуживания, которые удовлетворяют каждого потребителя, учитывают общее и индивидуальное в его интересах. Это стало возможным благодаря электронным технологиям, когда читатель может получать информацию, не посещая библиотеку.

Библиотеки уделяют все больше внимания приобретению разных средств обеспечения доступа к информации, например баз данных (БД) на компакт-дисках, а также организации аналитико-синтетической переработки информации и передачи ее на расстояние.

Положительной является и такая новая тенденция в информационном обслуживании потребителей, как переход от формирования БД для широкого круга абонентов к организации специализированных, почти персональных баз данных или информационных систем. Такие БД учитывают разнообразные аспекты информационных потребностей определенного заказчика — от тематики, вида изданий, хронологии, до лингвистических приоритетов, записи и структуры, формата обмена информацией и т.п.