Социальная коммуникация как движение смыслов в социальном времени и пространстве.

Современный "Большой энциклопедический словарь" (М., 1997) указывает два значения:

1) путь сообщения, связь одного места с другим; 2) общение, передача информации от человека к человеку, осуществляющаяся главным образом при помощи языка. Коммуникацией называются также сигнальные способы связи у животных.

Термин "коммуникация" используется многими общественными, биологическими, техническими науками, и чаще всего имеется в виду элементарная схема коммуникации

Элементарная схема показывает, что коммуникация предполагает наличие не менее трех участников: передающий субъект (коммуникант) — передаваемый объект (сообщение) — принимающий субъект (реципиент). Стало быть, коммуникация — это разновидность взаимодействия между субъектами, опосредованного некоторым объектом. Для отграничения коммуникации от других процессов обратим внимание на следующие ее отличительные признаки:

1. В качестве участников коммуникации выступают два субъекта, которыми могут быть: отдельный человек или группа людей, вплоть до общества в целом, а также животные (зоокоммуникация). Согласно этому признаку из понятия коммуникации исключается взаимодействие неодушевленных объектов; так, взаимосвязи Солнца и Земли не есть коммуникационный процесс.

2. Обязательно наличие передаваемого объекта, который может иметь материальную форму (книга, речь, жест, милостыня, подарок и т. д.) или не иметь ее. Например, коммуникант может неосознанно воздействовать на реципиента, внушая ему доверие, симпатию, антипатию, любовь. Вырожденная форма коммуникации — общение человека с самим собой (внутренняя речь, размышления, воспоминания и т. п.).

3. Коммуникации свойственна целесообразность или функциональность, поэтому бред — не коммуникационный акт.: Перемещение материального объекта в геометрическом пространстве из пункта А в пункт В — в этом заключается цель транспортной или энергетической коммуникации. Цель взаимодействующих субъектов заключается не в обмене материальными предметами, а в сообщении друг другу смыслов, обладающих идеальной природой. Носителями смыслов являются знаки, символы, тексты, имеющие внешнюю, чувственно воспринимаемую форму и внутреннее, постигаемое умозрительно содержание. Элементарная схема коммуникации пригодна для генетической связи "дети — родители". Как известно, эта связь осуществляется посредством генетической информации (передаваемый объект), представляющей собой особым образом закодированную программу воспроизводства (биосинтеза, репликации) определенного организма. Специфика ситуации состоит в том, что дитё, т. е. реципиент, отсутствует до появления генетической информации и синтезируется на ее основе. Зигота, т. е. оплодотворенная клетка, знаменующая образование зародыша, еще может рассматриваться как объединение частей родительского тела в виде половых клеток — гамет, но сам ребенок является не частью своих родителей, а их подобием, точнее — биологическим образом. В данном случае цель коммуникации заключается в передаче этого образа от поколения к поколению, допустим, передача "лошадности" от лошади к жеребенку. Исходя из сказанного, можно дать следующее научное толкование: коммуникация есть опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов. Это взаимодействие может представлять собой: движение материальных объектов в трехмерном геометрическом пространстве и в астрономическом времени или движение идеальных объектов (смыслов, образов) в многомерных умозрительных (виртуальных) пространствах и временах. Различаются три многомерных хронотопа (хронотоп — пространственно-временные координаты):генетический хронотоп, где происходит движение биологических образов и генетических программ в биологическом времени и пространстве (ареале обитания данной популяции); психический (личностный) хронотоп, где бытуют смыслы, освоенные данной личностью; это область духовной жизни, формируемая в процессе жизнедеятельности человека; социальный хронотоп, где происходит движение смыслов в социальном времени и пространстве, т. е. в определенном человеческом обществе.

В зависимости от пространственно-временной среды получается типизация коммуникации, представленная на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Типизация коммуникации

Согласно рис. 1.2 имеются четыре типа коммуникации, т. е. опосредованного и целесообразного взаимодействия субъектов:

материальная (транспортная, энергетическая, миграция населения, эпидемии и др.);

генетическая (биологическая, видовая);

психическая (внутриличностная, автокоммуникация);

социальная (общественная).

Последние три типа являются смысловыми, т. е. в качестве передаваемого сообщения выступает не данная в ощущениях вещь или вещественное свойство, а умозрительно постигаемый смысл. При этом соблюдается следующий закон коммуникации: сообщения смысловых коммуникаций всегда имеют идеальное (духовное) содержание и, как правило, но не всегда — материальную, чувственно воспринимаемую форму. Так, подражание или телепатия — это социально-коммуникационные акты, не имеющие материальной формы.

Важно обратить внимание на то, что все виды смысловой коммуникации взаимосвязаны через личность (человека), т. е. субъекта социальной коммуникации. Благодаря генетической коммуникации мы получаем свойственные хомо сапиенс нейрофизиологические и анатомические предпосылки мыслительной и речевой деятельности: асимметричный мозг, "речевые зоны" в левом полушарии, артикуляционный аппарат для произнесения членораздельных звуков, Ясно, что без этих предпосылок не была бы возможна ни внутриличностная, ни социальная коммуникация. Можно сказать, что наследственность "вооружает" человека для социальной коммуникации.

Внутриличностная коммуникация или автокоммуникация формируется в ходе интеллектуального становления человека в социальной среде. Говорят, что автокоммуникация — интериоризованная социальная коммуникация. Благодаря этой интериоризации взрослый человек научается облекать свои мысли, чувства, желания в коммуникабельную форму и становится коммуникантом и реципиентом осмысленных внешних сообщений. При этом внутренняя речь выполняет две функции: во-первых, функцию "полуфабриката" внешних высказываний, смысл которых окончательно "совершается в слове" (Л. С. Выготский); во-вторых, функцию особого коммуникационного канала, обращенного к "самости" личности, ее "внутреннему голосу". Именно этот скрытый диалог с самим собой активизируется при восприятии произведений искусства, которые нужно не просто осмыслить как сообщение о чем-то, а пережить как личный опыт.

Социальная коммуникация неразрывно связана с генетической и психологической смысловыми коммуникациями, которые служат ее необходимыми предпосылками, и вместе с тем она определяющим образом воздействует на становление и формирование последних. Действительно, генетически наследуемые органы мышления и речи никогда бы не возникли, если бы их не востребовала социально-коммуникационная практика; психическое развитие ребенка зависит от нахождения в социальной среде и общения с другими людьми (печальный опыт "маугли", взращенных животными, свидетельствует об этом.

 

Вопрос22. Становление теории библиографии в Западной Европе и в России.

Библиография- это информационная инфраструктура, которая обеспечивает подготовку, распространение и использование библиографической информации.

Слово «библиография» впервые стало употребляться в Древней Греции. Оно происходит от двух слов: biblion (книга) и grapho (пишу). До изобретения книгопечатания этим словом обозначалась работа по переписке книг. В те времена единственным способом тиражирования книг был ручной, и людей, которые занимались перепиской, называли библиографами. Эта работа считалась престижной, высококвалифицированной, хотя никаких специальных знаний от библиографов не требовалось: надо было только уметь читать и писать.

До изобретения бумаги для распространения рукописной формы информации использовались такие материальные носители, как папирус (в странах Средиземноморья), глиняные таблички (в Месопотамии и других странах), шелк (в Китае), пальмовые листья (в Индии) и др.

Древнейшие формы вторичной информации были неразрывно связаны с письменной культурой, что подтверждено исследованиями библиографических памятников Византии, шумерских библиографических текстов, выявленных американским исследователем С. Н. Крамером и другими исследователями ассирийской культуры.

В академической науке принято считать первый период развития библиографии пинакографическим — по названию «Таблиц» («Пинакес») Каллимаха, который признан родоначальником библиографии. Приблизительно в 250 г. до н.э., работая в Александрийской библиотеке, первой национальной (и государственной царской) библиотеке, он составил на основе ее фондов «Таблицы (указатели) тех, кто блистал в области культуры, и того, что они написали, в 120 книгах». В «Таблицах» были представлены описания основных произведений греческой литературы и содержались биографические сведения об авторах. К сожалению, «Таблицы», являющиеся, по утверждению исследователей, одним из первых библиографических пособий, не сохранились до наших дней. Аналогичный библиографический указатель «Си люэ» («Семь резюме») появился в Китае гораздо позднее, в I в. до н. э. Теоретическое и методическое значение этих библиографических трудов сохраняется и до настоящего времени.

Большое значение для правильного понимания истории библиографии, ее непрерывного развития в древнем мире и в средние века — до изобретения книгопечатания в Европе — имели исследования Б. А. Семеновкера, известного библиографа и византиста, главного научного сотрудника НПО библиографии РГБ, проведенные в 1979-1982 гг. Основные выводы ученого заключаются в следующем:

1.все выявленные в Византии памятники можно считать библиографическими полностью или имеющими библиографический аппарат;

2.развитие средневековой греческой библиографии было непрерывным; она является продолжением традиций древнегреческой и эллинистической библиографии в новых исторических условиях;

3.для библиографии тех времен характерна унификация, которая получила дальнейшее развитие после изобретения книгопечатания;

4.анализ библиографических текстов показал прежде всего широкое применение библиографических ссылок для идентификации авторов и решения вопросов о принадлежности фрагментов определенному произведению;

5.первые русские библиографические памятники — это три независимых

6.списка «истинных» и «ложных» книг в Изборнике 1073 г.; автором списка с заглавием «Богословца от словес» безусловно является Григорий Богослов.

7.С гибелью античной культуры термин «библиография» исчезает из обращения, а затем вновь находит широкое применение, но уже в иных условиях и в другом значении — описание книжных богатств. Дальнейшее развитие библиографии, ее история связаны с изобретением книгопечатания в Европе, когда начинается «полиграфический» период информационной культуры. Он характеризуется появлением большого количества периодических изданий, в которых публикуются и библиографические материалы, специальных (библиографических) газет и журналов, обязательного экземпляра и выпуском источников государственной библиографии, издательских и книготорговых печатных каталогов, библиотечных карточных каталогов и прочей библиографической продукции.

8.В течении длительного периода библиография самостоятельно справлялась с решением многих теоретических, организационных и методических вопросов, которые возникали время от времени. Однако по мере своего развития практики от библиографии все чаще сталкивались с проблемами, в разрешении которых они были кровно заинтересованы, но из-за сложности и многозначности уже не могли разрабатывать их собственными силами. Библиографическая наука возникла и развивалась в соответствии с потребностями практики, для осуществления тех неотложных задач, которые ставила жизнь. Библиографическая практика и наука тесно взаимодействуют,обогащая друг друга и одновременно сохраняя относительную независимость.

9.Период становления русской библиографии относится к XI-XVII вв., когда были распространены «изборники» (своего рода хрестоматии). Начиная с XIII в. стали создаваться описи монастырских библиотек, бывших в то время крупнейшими книгохранилищами в государстве. Наибольшее значение из дошедших до нас описей имеет «Описание рукописей Кирилл-Белозерского монастыря» (XV в.). Ко второй половине XVII в. относится создание библиографического труда «Оглавление книг, кто их сложил», который предназначался для ознакомления с русскими книгами (в целях содействия переводческой и издательской деятельности).

10.История русской библиографии богата славными именами настоящих энтузиастов-подвижников. Среди них первое место но праву занимает В. С.

11.Сопиков — «отец русской библиографии». Одним из его предшественников обычно называют известного русского просветителя Н. И. Новикова, создавшего «Опыт исторического словаря о российских писателях» (1772 г.) — по существу, первый биобиблиографический словарь, который считается и первой русской энциклопедией.

12.Заслуга В. С. Сопикова не только в том, что он составил «Полный словарь сочинений и переводов, напечатанных на славянском и русском языках от начала заведения типографий, до 1813 года», названный им самим «Опытом российской библиографии» (издан в 1813-1821 гг.), но и в том, что в этом труде впервые в России были изложены очень важные теоретические положения, имеющие принципиальное значение и для наших дней: об обязанностях библиотекаря и библиографа, о редкости и ценности предлагаемых читателям книг, о разнообразии средств, используемых составителем для ознакомления читателей со стилем и мыслями авторов книг (последнее имеет значение для разработки новых жанров библиографических пособий — библиографических очерков и антологий, с которыми мы познакомимся в четвертой главе).

В работах разных авторов XVIII — начала XIX вв. словом «библиография» обозначался целый комплекс дисциплин: книговедение (паука о книге), история книги, история литературы, литературная и научная критика. Именно такое расширительное толкование термина позволило B.C. Сопикову сделать вывод, что «библиография из всех человеческих познаний есть самая пространнейшая наука». Он считал, что назначение библиографии состоит в «познании книг вообще», а одна из ее функций — показывать «состояние и постепенное развитие наук вообще».

Во славу отечественной библиографии трудились также В. Г. Анастасевич,

Н. М. Лисовский, Г. Н. Гепнади, В. И. Межов, С. А. Веигеров, А. В. Мезьер,

Н. А. Рубакин, JI. Н. Троиовский и другие. Составление указателей книг и периодических изданий на протяжении нескольких лет, а иногда и всей жизни, в расчете на будущие поколения, было, по сути дела, настоящим подвигом. Труды некоторых замечательных библиографов увидели свет только после смерти их авторов. Случалось и так, что рукописи, плоды многих и трудных лет работы, гибли безвозвратно.

Во второй половине XIX - начале XX вв. многие библиографы, наоборот, сужали значение термина «библиография», ограничивая функции библиографии лишь собиранием сведений о произведениях печати для составления списков и указателей литературы. В связи с тем, что по-разному понималось общественное назначение библиографии, появлялись и разные ее определения. Сам же термин в течение длительного периода употреблялся в разных значениях — как область практической деятельности, как научная дисциплина, как отдельный библиографический указатель, как совокупность библиографических пособий.

Многозначность базового термина сохранялась и в советское время, что тормозило развитие библиографической науки, затрудняло взаимопонимание между учеными, принимавшими участие в дискуссиях, отрицательно влияло на совершенствование библиографической работы.

Большое значение для упорядочения терминологии имели длительные и горячие дискуссии на страницах специальных периодических изданий в 1950- 1960-х гг., в которых активно участвовали ученые, преподаватели, библиографы-практики. Обсуждались многие теоретические вопросы: определение библиографии, разграничение понятий «библиография — деятельность»; «библиография» — одно или множество библиографических пособий (указателей литературы); «библиография (деятельность) — библиографическая паука». Итоги этой дискуссии были закреплены в первом государственном терминологическом стандарте 16448-70 «Библиография. Термины и определения».

Затем был сделан следующий шаг: разработан новый терминологический стандарт ГОСТ 7.0-77 «Библиография. Термины и определения», вступивший в силу с 1978 г. В нем были даны определения библиографии как области научно- практической деятельности (по подготовке и доведению до потребителей библиографической информации) и библиографической науки (научной дисциплины, изучающей теорию, историю, методику и организацию библиографии). Были также определены их общественное назначение и цели. В частности, цель библиографии была сформулирована как воздействие на использование произведений печати в обществе.

Работа над библиографической терминологией продолжалась, и в 1986 г. был введен в действие ГОСТ’ 7.0-84 «Библиографическая деятельность. Основные термины и определения». Термин «библиография» в нем вообще отсутствовал, а библиографическая деятельность трактовалась как область информационной деятельности по удовлетворению потребностей в библиографической информации.

1)Казалось бы, все ясно: в многочисленных статьях, научных и учебных изданиях приводились различные определения библиографии, принят

2)терминологический ГОСТ, но, тем не менее, единого определения библиографии, соответствующего ее положению и роли в современном обществе, до середины 2000 г. не было.

3)При переходе к всеобщей компьютеризации и использованию новейших информационных технологий происходит слияние всех видов библиографической информации в базы и банки данных, развитие информационных сетей, изменяются роль и место библиотек в этом процессе, повышается их ответственность за исполнение функций по предоставлению полной, точной, качественной информации не только в традиционной, по и в электронной форме. Наступил следующий этап развития библиографии, и потребовалось иное ее определение, равно как и определение библиографической науки — «в соответствии с современной информационной ситуацией».

 

 

Вопрос 35.

Формы, виды и уровни коммуникационной деятельности.

В качестве коммуникантов и реципиентов могут выступать три субъекта, относящиеся к разным уровням социальной структуры: индивидуальная личность (И), социальная группа (Г), массовая совокупность (М). Они могут взаимодействовать друг с другом, например И — И, Г — Г, М — М, или между собой, например И — Г, И — М, Г — М и т. д. Абстрактно говоря, получается 9 видов социальных коммуникаций. Но этого мало. Как показано в разделе 2.1, коммуникационные действия могут осуществляться в форме подражания, диалога, управления. Диалог есть взаимодействие равноправных партнеров, которое возможно между субъектами одинакового социального уровня, а не разных уровней, ибо разноуровневые субъекты, например И и М, не являются равноправными. Между разноуровневыми субъектами может быть подражание или управление, но не диалог равных участников.

Примем следующие обозначения. Те виды коммуникационной деятельности, где в качестве активного, целенаправленного субъекта выступает И, либо Г, либо М, будем называть соответственно микрокоммуникацией, мидикоммуникацией, макрокоммуникацией. Те виды, где И, либо Г, либо М выступают в роли объекта воздействия назовем соответственно межличностной, групповой и массовой коммуникацией, понимая под ними уровни социальных коммуникаций. Получившаяся двумерная классификация видов и уровней коммуникационной деятельности представлена на рис. 2.2.

Как следует из рис. 2.2, можно выделить 7 форм микрокоммуникации, 5 форм мидикоммуникации и 3 формы макрокоммуникации. Каждая из форм проявляется на межличностном, групповом, массовом уровне.

Из возможных форм коммуникационной деятельности следует учесть квазикоммуникацию,когда коммуникант обращается к воображаемому субъекту и обретает ощущение диалога с ним. Сюда относится феномен фетишизации,который Н. Д. Кондратьев описывал следующим образом: "людям начинает казаться, что вещи обладают особыми сверхъестественными свойствами быть ценностью, обладать прерогативами святости, величия, источника права и т. п. Иначе говоря, люди начинают наделять вещи физически не присущими им значительными свойствами, подобно тому, как дикари приписывали свойства всесильного божества истуканам". Сотворение всевозможных "кумиров", культ вождей и т. д. в конечном счете имеет целью создание всезнающего и всемогущего "квазикоммуникационного" партнера.

 

Условные обозначения:

И — индивид;

Г — группа;

М — массовая совокупность;

Р — реципиент;

К — коммуникант;

п — подражание; д — диалог; у — управление.

 

Вопрос 23. Текущая национальная библиография. Современное состояние теории и практики в России.

ТНБ – вид национальной ббг. Нац-я включает ретроспективную и текущую, в целом нац-я ббгр – вид ббгр, обеспечивающий подготовку и функции универсальной ббгр-кой инф-ции обо всех новых(для текущей) документах – от рукописных до электронных, созданных, как правило, на территории страны. Задача ТНБ: максимально полная, оперативная и систематическая информация об отечественных документах (на печатных и нетрадиционных носителях), выходящих в настоящее время. ТнБ является единственным исчерпывающим источником для статистики документального потока, создает базу для развития других видов ббгр деятельности.

Принципы отбора лит-ры для источников ТНБ: 1) территориальный – все что вышло на территории страны на всех языках независимо от содержания. 2) языковой – считать национальной продукцией, если д-т вышел на национальном языке. В источниках нац. Б-фии отражаются д-ты на гос.языке независимо от места издания. 3) комплексный – объединяет 1 2 + д-ты, связанные со страной авторством или содержанием.

Национальная ббг появилась: ретроспект. – 16 век (не в России) – Д.Леленд «Комментарии о брит. Писателях» - 1545 г – попытка отражения док-тов, созд-х представителями одной нации.

Текущая появилась значительно позднее, т.к. такой источник должен выходить систематически, и эта проблема тесно связана с проблемой обязательного экземпляра. Появление текущей национальной библиографии относится к XIX в. Первый ее орган появился во Франции в 1811 г. В 1825 г. возникает текущая информация о немецких книгах, в 1829 г. - о шведских, в 1833 г. - о голландских. С 1835 г. ведется регистрация литературы в Италии, с 1837 г. - в России и Англии, с 1843 г. - в Дании, 1871 г. знаменует становление текущей национальной библиографии в Швейцарии, 1872 г. - в США, 1875 г. - в Бельгии, 1878 г. - в Польше, 1897 г. - в Болгарии. В XX в. текущая национальная библиография получает повсеместное развитие и приобретает все более первостепенное значение. Организация первых ТНБ источников вызвана соображениями цензуры – контроль за развитием науки, культуры и что читает народ. В России попытки создания текущ. Ббг относятся к 18 в. И связаны с именем Новякова – издавал 1-й журнал «Санкт-Петербургские ученые ведомости» - информация о новых книгах. Все попытки были кратковременны и были связаны с периодикой – давались в журналах «Сын отечества», «Московский телеграф», «Современник» и т.д. в 1837г. Выходит постоянный источник о новых изданиях «Министерство народного просвещения». Печатались списки источников, одобренных цензурой. В 1907 г. выходит книжная летопись. В 1917 указом временного правительства организована Книжная палата, с ней связана и современная деятельность. Система изданий РКП начинает складываться в 30-х гг, в настоящее время представляет собой типовое название «летопись» - совокупность изданий, дифференцированных по видам изданий. Книжная летопись, летопись журнальных статей, л-сь газетных статей, л-сь авторефератов диссертаций, нотная л-сь, картографическая л-сь, л-сь изоизданий, л-сь рецензий, л-сь периодических и продолжающихся изданий, ббгрфия российской ббграфии, новые и переименованные издания, ежегодник «книги РФ». Расположение материала систематическое по УДК, кроме тех, где требуется специальное расположение (нот к примеру). Все л-си снабжена развернутым СПА – система вспомогательных указателей, могут выходить отдельным выпуском. По характеру АСПИ они сигнальные, т.е. в них только БО без аннотаций, т.к. функция зарегистрировать издания и проинформировать, но не оценить. Периодичность выхода различна, зависит от количества документов – чем чаще выходят, тем больше выпусков лет-си. Выходят в печатном варианте и в электронном на сайте РКП.

Теоретическое осмысление ТНБ как системы началось 1950 г. На международной конференции, где был определен примерный минимум изданий (книг, брошюр, статей, карт, атласов, нот, правительственных и сериальных изданий). Также было отдано предпочтение территориальному принципу создания ТБ, поскольку по этому принципу можно обеспечить полноту отражения первичного учета документального потока.

В 1973 г. На 39-й сессии ИФЛА широко обсудили пробелы ТБ и был принята программа создания международной системы обмена ббгр информацией о документах, появляющихся в различных странах. В 1977 г. На Международном конгрессе по нац ббгрф был создан ряд важных для дальнейшего развития ббгрф документов. Требования к ТБ отражают ее основные проблемы. 1) В основу ТБ должен быть положен территориальный принцип. 2) отражение д-тов в указателях ТБ должно производиться на базе обязательного экземпляра.3) спектр бгр-мых материалов должен соответствовать уровню развития мирового документального потока. 4) регистрация док-тов джна производиться не суммарно, а в системе указателей, где каждому объекту соответствует самостоятельный указатель(необходимость структурирования ТБ как системы пособий). 5) ББгр инф-я в системе ТБ может быть представлена в указателях и на нетрадиционных носителях. 6)Подготовка и составление указателей ТБ должна базироваться на научно разработанной методике, БО определяется гостом своим для каждой страны.7) при выходе в свет системы указателей ТБ должна быть обеспечена ее оперативность. 8) в указателях ТНБ следует применять ИПС систематическую группировку материала, единую для всех указателей. Эти требования предполагают выполнение ряда условий: ббгр деят-ть должна носить государственный характер, т.е. осуществляться с помощью финансовой поддержки государства; вся работа по ТНБ должна быть сосредоточена в едином национальном ббгр центре, располагающем средствами, помещением, оборудованием, кадрами, имеющем обязательный экземпляр; законодательство об обязательном экземпляре должно соответствовать современному развитию документальных источников информации – распространяться на вновь появляющиеся; Функционирование систем ТНБ должно обеспечиваться совершенствованием технологических процессовподготовки и публикации изданий.

Вопрос 36