Осознанные мотивы.
Мотив — это побуждение к действию, наравленное на удовлетворение потребности.
Мотивы бывают двух видов:
1) Осознанные – интерес, идеал, убеждение.
2) Неосознанные – внушаемость, влечение, установка.
Осознание своих мотивов приводит человека к постановке целей. В реальных соотношениях мотивов и целей возникает смыслообразующая функция мотива (отражение в сознании субъекта отношения мотива деятельности и цели образует личностный смысл деятельности). Мотивы в поведении человека выполняют 2 функции: побуждающая функция (внутреннее побуждение к деятельности) и смыслообразующая функция.
К осознанным мотивам относят интересы, желания, убеждения, их побудительная сила велика, особенно у убеждений — они способны управлять поведением и всей жизнью человека, даже превышать инстинкт самосохранения (из-за верности своим убеждениям люди даже вдут на смерть).
Интерес – это побуждение к действию, направленное на удовлетворение познавательной потребности личности.
Интересы – эмоциональное проявление познавательной потребности личности. Некоторые авторы трактуют данное понятие более широко: интерес – это специфическое отношение личности к объекту в силу его эмоциональной привлекательности или жизненной значимости. Критерии классификации интересов:
- Содержание.
- Цель: непосредственные (эмоциональная привлекательность объекта) и опосредованные интересы (жизненная значимость).
- Широта: односторонние (узкие) и многосторонние (широкие) интересы.
- Устойчивость: ситуативные (неустойчивые) и устойчивые интересы.
Убеждение – это побуждение к действию, направленное на удовлетворение потребности личности соответствовать в своем поведении собственным принципам и взглядам.
Убеждение – это осознаваемый мотив, в основе которого лежит потребность действовать в соответствие со своими взглядами, принципами и мировоззрением в целом. Это идеи, знания, ставшие мотивами поведения и определяющие отношение человека к действительности. Структура убеждения:
- Знание как основа принятия решения.
- Позитивное личное отношение к этому знанию.
- Потребность поступать в соответствие с имеющимся знанием.
Термин «убеждение» в различных науках используется в разных значениях. В психологии убеждение – аспект мотивационной сферы личности.
Стремление – это мотив, в основе которого лежит такая потребность существования, которая не представлена в данной ситуации, но может быть создана путем специально организованной деятельности. Варианты стремлений: мечта, идеалы, намерения.