Какими документами следует руководствоваться по вопросам безопасности автомобильного транспорта?
В настоящее время в республике действует единый документ — Правила охраны труда на автомобильном транспорте (утверждены "постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Рес-\ публики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 1 марта 2002 г. № 5/20), действие которых распространяется на все находящиеся на территории Республики Беларусь субъекты хозяйствования независимо от наименования иформ собственности, эксплуатирующие подвижной состав автомобильного транспорта, в том числе и специальный, а также на отправителей и получателей грузов, перевозимых автомобильным транспортом (в отношении требований раздела 17 «Требования безопасности при погрузке, разгрузке и перевозке грузов» Правил).
Требования, изложенные во 2—4 разделах Правил (по организации работы по охране труда, обязанностям, правам и ответственности административного персонала, инструктажу и обучению), являются обязательными для организаций и предприятий Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и рекомендуемыми для всех других субъектов хозяйствования.
На предприятиях, помимо настоящих Правил, должны выполняться требования нормативно-правовых документов, утвержденных специально уполномоченными государственными органами. Так, при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом следует руководствоваться Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по территории Республики Беларусь, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 ноября 2004 г. № 38.
58. Какими являются основные требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей?
Техническое обслуживание и ремонт автомобилей производится в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходимыми устройствами, приборами и приспособлениями, инвентарем. Постановка автомобилей на посты технического обслуживания и ремонта осуществляется под руководством ответственного лица (мастера, начальника участка).
После постановки автомобиля на пост технического обслуживания или ремонта необходимо обязательно затормозить его стояночным тормозом, выключить зажигание (перекрыть подачу топлива в автомобиле с дизельным топливом), установить рычаг переключения передач (контроллера) в нейтральное положение, под колеса подложить специальные упоры (башмаки), не менее двух. На рулевое колесо должна быть повешена табличка с надписью «Двигатель не пускать — работают люди!».
При обслуживании автомобиля на подъемнике на пульте управления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать — под автомобилем работают люди!». При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизмами (домкратами, талями и т. п.), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем вывесить автомобиль, подставить под вывешенную часть козелки и опустить на них автомобиль. Запрещается:
выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе, полуприцепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т. п.), кроме стационарных;
подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп, полуприцеп) вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы;
снимать и ставить рессоры на автомобилях (прицепах, полуприцепах) всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля;
проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;
поднимать (вывешивать) автомобиль за буксирные приспособления (крюки) путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;
поднимать (даже кратковременно) грузы массой более, чем указано на табличке данного подъемного механизма;
снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом или канатами;
поднимать груз при косом натяжении троса или цепей; работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инструментами и приспособлениями;
самому производить устранение неисправностей оборудования;
оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы.
Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-самосвала, самосвального прицепа или долив в него масла должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.
Запрещается:
работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без специального дополнительного упора;
использовать случайные подставки и подкладки вместо специального дополнительного упора;
работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;
пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом кузове;
производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза.
В зоне технического обслуживания и ремонта автомобилей запрещается:
мыть агрегаты и тому подобное легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и т. п.);
хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кислоты, краски, карбид кальция и т. д.;
заправлять автомобили топливом;
хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений (материалами, оборудованием, тарой и т. п.);
хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов.
При проведении работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей особое внимание следует обращать на безопасное проведение шиномонтажных работ, при выполнении которых ежегодно погибают и тяжело травмируются работники.
При шиномонтажных работах запрещается:
выбивать диск кувалдой (молотком);
при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на диске постукиванием;
монтировать шины на диски колес, не соответствующие размеру шин;
во время накачивания шины ударять по замочному кольцу молотком или кувалдой;
накачивать шину свыше установленной заводом-изготовителем нормы;
перекатывать вручную колеса, диски и шины (следует пользоваться для этой цели специальными тележками или тельферами);
применять при монтаже шины замочные и бортовые кольца, не соответствующие данной модели.
Накачивание и подкачивание снятых с автомобиля шин в условиях предприятия должны выполняться шиномонтажником только в специально отведенных для этой цели местах с использованием предохранительных устройств, препятствующих вылету колец.
При накачивании или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях, необходимо в окна диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.