Какими документами следует руководствоваться по вопросам безопасности автомобильного транспорта?

В настоящее время в республике действует единый документ — Правила охраны труда на автомобильном транспорте (утверждены "постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Рес-\ публики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Рес­публики Беларусь от 1 марта 2002 г. № 5/20), действие которых распространяется на все находящиеся на территории Республики Беларусь субъекты хозяйствования независимо от наименования иформ собственности, эксплуатирующие подвижной состав авто­мобильного транспорта, в том числе и специальный, а также на отправителей и получателей грузов, перевозимых автомобильным транспортом (в отношении требований раздела 17 «Требования бе­зопасности при погрузке, разгрузке и перевозке грузов» Правил).

Требования, изложенные во 2—4 разделах Правил (по органи­зации работы по охране труда, обязанностям, правам и ответствен­ности административного персонала, инструктажу и обучению), являются обязательными для организаций и предприятий Минис­терства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и реко­мендуемыми для всех других субъектов хозяйствования.

На предприятиях, помимо настоящих Правил, должны выпол­няться требования нормативно-правовых документов, утвержден­ных специально уполномоченными государственными органами. Так, при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом следует руководствоваться Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом по территории Республики Беларусь, утвержденными постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 8 ноября 2004 г. № 38.

 

58. Какими являются основные требования безопасности при техническом обслуживании и ремонте автомобилей?

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей производится в специально отведенных местах (постах), оснащенных необходи­мыми устройствами, приборами и приспособлениями, инвентарем. Постановка автомобилей на посты технического обслуживания и ремонта осуществляется под руководством ответственного лица (мастера, начальника участка).

После постановки автомобиля на пост технического обслужива­ния или ремонта необходимо обязательно затормозить его стояноч­ным тормозом, выключить зажигание (перекрыть подачу топлива в автомобиле с дизельным топливом), установить рычаг переключе­ния передач (контроллера) в нейтральное положение, под колеса подложить специальные упоры (башмаки), не менее двух. На руле­вое колесо должна быть повешена табличка с надписью «Двигатель не пускать — работают люди!».

При обслуживании автомобиля на подъемнике на пульте управ­ления подъемником должна быть вывешена табличка с надписью «Не трогать — под автомобилем работают люди!». При вывешивании части автомобиля, прицепа, полуприцепа подъемными механизма­ми (домкратами, талями и т. п.), кроме стационарных, необходимо вначале подставить под неподнимаемые колеса специальные упоры (башмаки), затем вывесить автомобиль, подставить под вывешен­ную часть козелки и опустить на них автомобиль. Запрещается:

выполнять какие-либо работы на автомобиле (прицепе, полу­прицепе), вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т. п.), кроме стационарных;

подкладывать под вывешенный автомобиль (прицеп, полупри­цеп) вместо козелков диски колес, кирпичи и прочие случайные предметы;

снимать и ставить рессоры на автомобилях (прицепах, полупри­цепах) всех конструкций и типов без предварительной их разгрузки от массы кузова путем вывешивания кузова с установкой козелков под него или раму автомобиля;

проводить техническое обслуживание и ремонт автомобиля при работающем двигателе, за исключением отдельных видов работ, технология проведения которых требует пуска двигателя;

поднимать (вывешивать) автомобиль за буксирные приспособ­ления (крюки) путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;

поднимать (даже кратковременно) грузы массой более, чем ука­зано на табличке данного подъемного механизма;

снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты при зачаливании их тросом или канатами;

поднимать груз при косом натяжении троса или цепей; работать на неисправном оборудовании, а также с неисправными инстру­ментами и приспособлениями;

самому производить устранение неисправностей оборудования;

оставлять инструмент и детали на краях осмотровой канавы.

Ремонт, замена подъемного механизма кузова автомобиля-са­мосвала, самосвального прицепа или долив в него масла должны производиться после установки под поднятый кузов специального дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания кузова.

Запрещается:

работать под поднятым кузовом автомобиля-самосвала, само­свального прицепа без специального дополнительного упора;

использовать случайные подставки и подкладки вместо специ­ального дополнительного упора;

работать с поврежденными или неправильно установленными упорами;

пускать двигатель и перемещать автомобиль при поднятом ку­зове;

производить ремонтные работы под поднятым кузовом автомо­биля-самосвала, самосвального прицепа без предварительного его освобождения от груза.

В зоне технического обслуживания и ремонта автомобилей за­прещается:

мыть агрегаты и тому подобное легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, растворителями и т. п.);

хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, кисло­ты, краски, карбид кальция и т. д.;

заправлять автомобили топливом;

хранить чистые обтирочные материалы вместе с использован­ными;

загромождать проходы между стеллажами и выходы из помеще­ний (материалами, оборудованием, тарой и т. п.);

хранить отработанное масло, порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов.

При проведении работ по техническому обслуживанию и ре­монту автомобилей особое внимание следует обращать на безопасное проведение шиномонтажных работ, при выполнении которых ежегодно погибают и тяжело травмируются работники.

При шиномонтажных работах запрещается:

выбивать диск кувалдой (молотком);

при накачивании шины воздухом исправлять ее положение на диске постукиванием;

монтировать шины на диски колес, не соответствующие размеру шин;

во время накачивания шины ударять по замочному кольцу мо­лотком или кувалдой;

накачивать шину свыше установленной заводом-изготовителем нормы;

перекатывать вручную колеса, диски и шины (следует пользо­ваться для этой цели специальными тележками или тельферами);

применять при монтаже шины замочные и бортовые кольца, не соответствующие данной модели.

Накачивание и подкачивание снятых с автомобиля шин в усло­виях предприятия должны выполняться шиномонтажником только в специально отведенных для этой цели местах с использованием предохранительных устройств, препятствующих вылету колец.

При накачивании или подкачивании снятых с автомобиля шин в дорожных условиях, необходимо в окна диска колеса установить предохранительную вилку соответствующей длины и прочности или положить колесо замочным кольцом вниз.