Примерные вопросы по теме

1. Определение понятия «поведение». Формы поведения (наследственно закрепленные и приобретенные), их характеристика. Потребности и их роль в формировании поведения.

2. Интегративная деятельность мозга и системная организация приспособительных поведенческих реакций. Теории поведения (рефлекторная, современная), их краткая характеристика.

3. Понятие о сигнальных системах действительности. Возрастные особенности развития и взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Слово как условный раздражитель.

4. Речь, ее функции. Нейрофизиологические и морфологические основы речи. Развитие моторной (экспрессивной) и сенсорной (импрессивной) речи. Значение речевых стереотипов для развития речи.

5. Нейрофизиологические механизмы некоторых психических функций (память, внимание, восприятие и др.) и их возрастные особенности. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования.

5. Обучение и память как основа индивидуального поведения. Физиологические основы обучения и памяти детей. Мотивации и эмоции, их роль в обучении и поведении. Факторы, способствующие и препятствующие обучению.

6. Психолого-физиологические основы индивидуальных различий. Теория И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, ее развитие в современной психофизиологии. Основные типы ВНД – физиологическая основа темпераментов человека. Пластичность типов ВНД.

7. Индивидуальные типологические особенности детей и подростков. Специально человеческие типы ВНД, их физиологическое обоснование и формирование в процессе индивидуального развития. Зависимость формирования типологических особенностей от социальных факторов, процессов воспитания и обучения.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Работоспособность в течение дня, недели.

2. Понятие о биоритмах.

3. Биоритмическая активность органов и систем организма.

Практическая работа № 1

Определение типа работоспособности в течение дня

 

До завтрака в состоянии комфорта, сидя, подсчитайте ЧСС и ЧД за 1 минуту.

Затем поделите ЧСС на ЧД. Если результат равен:

4-5 – Вы аритмик,

больше 5 – Вы жаворонок,

меньше 4 – Вы сова.

 

Практическая работа № 2