Примерные вопросы по теме
1. Определение понятия «поведение». Формы поведения (наследственно закрепленные и приобретенные), их характеристика. Потребности и их роль в формировании поведения.
2. Интегративная деятельность мозга и системная организация приспособительных поведенческих реакций. Теории поведения (рефлекторная, современная), их краткая характеристика.
3. Понятие о сигнальных системах действительности. Возрастные особенности развития и взаимодействия первой и второй сигнальных систем. Слово как условный раздражитель.
4. Речь, ее функции. Нейрофизиологические и морфологические основы речи. Развитие моторной (экспрессивной) и сенсорной (импрессивной) речи. Значение речевых стереотипов для развития речи.
5. Нейрофизиологические механизмы некоторых психических функций (память, внимание, восприятие и др.) и их возрастные особенности. Нейрофизиологические механизмы сна и бодрствования.
5. Обучение и память как основа индивидуального поведения. Физиологические основы обучения и памяти детей. Мотивации и эмоции, их роль в обучении и поведении. Факторы, способствующие и препятствующие обучению.
6. Психолого-физиологические основы индивидуальных различий. Теория И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности, ее развитие в современной психофизиологии. Основные типы ВНД – физиологическая основа темпераментов человека. Пластичность типов ВНД.
7. Индивидуальные типологические особенности детей и подростков. Специально человеческие типы ВНД, их физиологическое обоснование и формирование в процессе индивидуального развития. Зависимость формирования типологических особенностей от социальных факторов, процессов воспитания и обучения.
Вопросы для самоконтроля:
1. Работоспособность в течение дня, недели.
2. Понятие о биоритмах.
3. Биоритмическая активность органов и систем организма.
Практическая работа № 1
Определение типа работоспособности в течение дня
До завтрака в состоянии комфорта, сидя, подсчитайте ЧСС и ЧД за 1 минуту.
Затем поделите ЧСС на ЧД. Если результат равен:
4-5 – Вы аритмик,
больше 5 – Вы жаворонок,
меньше 4 – Вы сова.
Практическая работа № 2