ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «История олигофренопедагогики»
для ООП «050700.62 - Специальное (дефектологическое) образование»
Профиль: «Олигофренопедагогика»
по циклу Б.3.В.04. «профессиональный цикл», вариативная часть
Очная форма обучения Курс – 3 Семестр – 5,6 Объём в часах всего – 144 в т. ч.: лекции – 36 практические занятия – 36 самостоятельная работа– 72 Экзамен – 6 семестр | Заочная форма обучения Курс –2, 3 Семестр – 4, 5 Объём в часах всего – 144 в т. ч.: лекции – 10 практические занятия – 16 самостоятельная работа– 118 Экзамен – 6 семестр |
Екатеринбург 2011
Рабочая учебная программа по дисциплине «История олигофренопедагогики»
ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2011. – 33 с.
Составитель: Зак Г.Г., доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии ИСО УрГПУ
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры специальной педагогики и специальной психологии УрГПУ
Протокол от 03.03.2011г. № 7. Зав. кафедрой О.Л. Алексеев
Руководитель учебного подразделения И.А. Филатова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «История олигофренопедагогики» – одна из профилирующих дисциплин в профессиональной подготовке будущего учителя - олигофренопедагога. Программа составлена в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования 2010 года.
История олигофренопедагогики определяется как часть истории общества, общественной мысли, образования. Развитие системы образования умственно отсталых детей в различные исторические периоды связано с социально-экономическим укладом конкретной страны, ценностной ориентацией общества, политикой государства по отношению к лицам с недостатками интеллекта, законодательством в сфере образования и уровнем развития науки в области изучения, обучения и воспитания аномальных детей. Именно такой историко-генетический и социокультурный подход положен в основу построения предлагаемой программы.
1.1.Цели и задачи дисциплины:
Цель: подготовка студентов к обучению и воспитанию лиц с недостатками интеллектуального развития, умению работать со специальной литературой, рассмотрение историко-генетических и социокультурных основ становления, оформления и развития системы специального образования лиц с нарушением интеллекта.
Задачи:
· Формирование знаний теоретических основ отечественной и зарубежной специальной педагогики, вооружение студентов умениями и навыками использования исторических знаний в современной практике обучения детей с недостатками интеллектуального развития.
· Формирование профессиональной эрудиции и умения использовать опыт предыдущих поколений в практике обучения, воспитания, социализации учащихся специальных учебных заведений.
· Формирование творческого подхода к решению образовательных, коррекционно-развивающих, воспитательных задач обучения детей с недостатками интеллектуального развития.
1.2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «История олигофренопедагогики» относится к циклу Б3-профессиональный цикл, В.04 – вариативная часть.
Данная дисциплина является последующей дисциплине «Специальная педагогика». Прочное усвоение знаний по истории олигофренопедагогики является необходимым условием дальнейшего успешного изучения таких дисциплин как «Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта», «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта», «Методики преподавания», а также дисциплин дисциплин по выбору студентов.
Изучение становления и развития теории и практики воспитания и обучения детей с нарушением интеллекта за рубежом и в России поможет студентам освоить развернутую картину динамики знаний, постигнуть внутринаучные перспективы и возможности, получить информацию о путях достижения знаний, предостережет от обращения к тупиковым ходам мысли и идеям. Знание истории олигофренопедагогики будет способствовать лучшему пониманию студентами ее современных проблем.
В процессе изучения данного курса рассматриваются историко-генетические, социо-культурные основы становления, оформления и развития системы специального образования лиц с нарушением интеллекта как института государства, что предполагает изучение периодов эволюции отношения общества и государства к людям с отклонениями в развитии в различные исторические эпохи в разных странах.
Основное внимание сосредотачивается на сопоставлении зарубежных и отечественной систем специального образования.
В лекциях студенты знакомятся с предметом и задачами курса; получают знания об этапах развития и становления отношения общества и государства к людям с отклонениями в развитии и характерными основными особенностями каждого из этапов. Приобретают умения самостоятельно пополнять свои знания, обращаться с первоисточниками и документальными материалами. На практических занятиях студенты закрепляют теоретические знания, приобретенные на лекциях и при изучении рекомендованной литературы. Весь курс завершается зачетом. Освоение данной дисциплины является необходимой основой для последующего изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и, прохождения производственной практики (педагогической), подготовки к итоговой государственной аттестации
1.3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций:
способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, политические события и тенденции, использовать социологическое знание в профессиональной и общественной деятельности; понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в нем (ОК-2);
следующими профессиональными компетенциями (ПК):
способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ (ОП-1);
в области культурно-просветительской деятельности:
способностью осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:общественные, политические, экономические, социокультурные основы развития олигофренопедагогики и систем образования умственно отсталых детей; этапы развития систем образования умственно отсталых детей; историю возникновения и развития основных систем (методов) обучения лиц с нарушениями интеллекта за рубежом; историю возникновения и развития основных систем (методов) обучения лиц с нарушениями интеллекта в России; вклад выдающихся зарубежных и отечественных деятелей в развитие олигофренопедагогики.
Уметь:работать с первоисточниками, исторической литературой, официальными материалами; проводить историко - генетический анализ образовательных процессов в области олигофренопедагогики прошлого и настоящего; осуществлять объективный критический анализ конкретной системы обучения лиц с нарушениями интеллекта; обосновывать особенности конкретной системы обучения лиц с нарушениями интеллекта историческим контекстом (политическими, экономическими, общественно-культурными процессами).
Владеть: фактологическим материалом по истории создания и траектории развития образовательных систем для лиц с нарушениями интеллекта в России и за рубежом.