Характерные черты философии софистов. 1 страница

Для софистов характерно:

критическое отношение к окружающей действительности;

стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.

«Сократические школы» - философские учение, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу «сократических школ» относится:

Академия Платона;

школа киников;

киренская школа;

лигарная школа;

элидо-эритрийская школа.

10 Философское учение Платона (теория эйдосов, знание как припоминание, учение о душе, о государстве).

1. Платон(427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной фи­лософской школы — Академии, основоположник идеалистиче­ского направления в философии.

Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Парменид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы".

Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.

2. Платон является основателем идеализма.Главными положе­ниями его идеалистического учения являются следующие:

• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;

• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;

• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);

• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;

• любая существующая вещь является всего лишь материаль­ным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неиз­менна, и т. д.);

• весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).

3. Также Платон выдвигает философское учение о триаде,со­гласно которому все сущее состоит из трех субстанций:

• "единого";

• "ума";

• "души".

"Единое ":

• является основой всякого бытия;

• не имеет никаких признаков (ни начала, ни конца, ни час­тей, ни целостности, ни формы, ни содержания, и т. д.);

• есть ничто;

• выше всякого бытия, выше всякого мышления, выше всяко­го ощущения;

• первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).

"Ум":

• происходит от "единого";

• разделен с "единым";

• противоположен "единому";

• является сущностью всех вещей;

• есть обобщение всего живого на Земле. "Душа ":

• подвижная субстанция, которая объединяет и связывает "единое — ничто" и "ум — все живое", а также связывает ме­жду собой все вещи и все явления;

• также согласно Платону душа может быть мировой и душой отдельного человека; при гилозоическом (одушевленном) подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа;

• душа человека (вещи) есть часть мировой души;

• душа бессмертна;

• при смерти человека умирает только тело, душа же, ответив в подземном царстве за свои земные поступки, приобретает новую телесную оболочку;

• постоянство души и смена телесных форм — естественный закон Космоса.

4. Касаясьгносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:

поскольку материальный мир является всего лишь отобра­жением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи";

• "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение — "докса");

• "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);

• высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, фило­софы, следовательно, только они способны увидеть и осоз­нать "чистые идеи".

5. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства(что было нетипично для предшественников — "до­сократиков" Фалеса, Гераклита и др., которые занимались поис­ками первоначала мира и объяснением явлений окружающей природы, но не общества).

Платон выделяет семь типов государства: идеальное "госу­дарство будущего", которого пока не существует и в котором отпадет необходимость в государственной власти и законах, и шесть типов ныне существующих государств.

Среди шести существующих типов Платоном указываются:

монархия — справедливая власть одного человека;

• тирания — несправедливая власть одного человека;

• аристократия — справедливая власть меньшинства;

• олигархия — несправедливая власть меньшинства;

• демократия — справедливая власть большинства;

• тимократия — несправедливая власть большинства, власть

военных вождей, армии.

Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются не­справедливыми формами государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вы­рождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя ста­бильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.

6. Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства,согласно данному плану:

• все население государства (полиса) делится на три сословия — философы, воины, работники;

• работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;

• воины занимаются физическими упражнениями, тренируют­ся, поддерживают в государстве порядок, в случае необходи­мости — участвуют в военных действиях;

• философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории,

познают мир, учат, управляют государством;

• философы и воины не должны иметь частной собственности;

• жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;

• не существует брака, все жены и дети общие;

• допускается и приветствуется труд рабов, как правило, вар­варов, захваченных в плен.

В дальнейшем Платон пересмотрел некоторые идеи своего проекта, допустив небольшую частную собственность и личное имущество для всех сословий, однако другие положения данно­го плана были сохранены.

7. Историческое значение философии Платона в том, что:

• впервые философом оставлено целое собрание фундамен­тальных произведений;

• положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая "линия Платона" — противо­положность материалистической "линии Демокрита");

• впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.;

• были заложены основы понятийного мышления, произведе­на попытка выделить философские категории (бытие — ста­новление, вечное — временное, покоящееся — движущееся, неделимое — делимое и др.);

• была создана философская школа (Академия), просущество­вавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последо­ватели Платона (Аристотель и др.).

8. Академия Платона— религиозно-философская школа, соз­данная Платоном в 387 г. в пригороде Афин и просуществовав­шая около 1000 лет (до 529 г. н. э.).

Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии явля­лись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную фи­лософскую школу — Ликей), Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона).

Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и "вредных" идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплато­низм стали ведущими направлениями европейской философии.

Идея (эйдос) - центральная фигура философии Платона. Всякое физическое тело - воплощение идеи. Идея - это первообраз, оригинал, а вещь - это копия (причем некачественная). Любой материальный объект можно разрушить, а идея останется. Идеи Платон называл парадигмами - образцами, по которым из бесформенной материи организуются реальные вещи. Важная заслуга Платона - в разделении вещи как материального тела от идеи вещи. Платон первым осознал конструктивную роль идей. Учение о идеях - метафизическая часть его Платона. У Платона есть также социально - политическое учение.
Учение Платона о бытии (проблема статуса идей-эйдосов), душе и познании.

11 Философское учение Аристотеля (критика платоновской теории эйдосов; сущее и его виды, учение о материи и форме, о видах причин; возможность и действительность; учение о государстве)

Ф Аристотеля: категории «форма» и «материя», теория познания, логика, онтология и космология, натурофилософские и естественно-научные представления, этика, учение о государстве.
Аристотель - ученик Платона. Центральная категория учения Аристотеля - "эйдос" (заимствована у Платона с дополнениями). У каждой вещи есть своя идея. Идея вещи находится внутри самой же вещи. Люди находятся в пещере и заключены в оковы чувственного познания. Гиперурания - за пределами пещеры и поэтому до людей доходят лишь отблески света из нее. Учение Аристотеля демократично (у каждой вещи - своя идея), а в социально-политическом учении Платона можно увидеть зачатки тоталитарного государства с единой идеей. У Аристотеля идея не оторвана от вещи, а у Платона - да.
Аристотелевская материя двояка:
1. бесформенное вещество (первоматерия),
2. то, из чего вещь состоит.
Материя - потенциальная возможность возникновения многообразия вещей. Материя инертна. Чтобы вещь стала действительна, ей нужно придать форму (эйдос). Форма - это сущность вещи. Каждая вещь имеет причину происхождения и целевое предназначение.
Причины вещей (любая вещь обязана своим существованием четырем причинам):
1. материальная (из чего),2. формальная (форма), 3. деятельная (мастер), 4. целевая (ради чего).
Мировоззрение Аристотеля телеологично - все процессы имеют смысл и обладают внутренней целенаправленностью и потенции-альной завершенностью.
н критикует Платона за то, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира. Ар. признавал объективное существование материи. Он считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Однако сама по себе она инертна и пассивна. Сущность – это единичное, обладающее самостоятельностью бытие. Она отвечает на вопрос: “Что есть вещь?” и представляет собой то, что делает предметы именно этим, не позволяя ему слиться с другими. Ар. делит сущности на низшие и высшие. Низшие сущности состоят из материи и формы. Материя как и у Платона – это первичный материал, потенция вещей. Придает же материи актуальное состояние, т.е превращает ее из возможности в действительность форма. Т.о., Ар. понятие идеи заменяет на понятие формы. Форма, согласно Ар. – это активное начало, начало жизни и деятельности. Высшие сущности он называет чистыми формами. По сути дела, чистые формы есть ничто иное как идеальные сущности. Наивысшей сущностью Ар. считает чистую, лишенную материи форму – Перводвигатель, который служит источником жизни и движения всего космоса.
Усматривает причинную зависимость явлений сущего: все имеет причинное объяснение. В соответствии с учением о сущности, Ар. проводит классификацию причин бытия и выделяет 4 вида причин: Материальные, то, из чего состоят вещи, их субстрат. Формальные, в которых форма проявляет себя, образуя сущность, субстанцию бытия. Каждая вещь есть то, что она есть. Действующие или производящие – рассматривающие источник движения и превращения возможности в действительность, энергитическая база формирования вещей. Целевая или конечная причина, отвечающая на вопросы “Почему?” и “Для чего?”. Ар. всегда связывал движение с соответствующей энергией, без которой не может произойти превращение из потенциального в актуальное. Под энтелехией (целеустремленная энергия, движ. сила превращающая возможность в действ-ть) Ар. понимает достигнутый результат, цель движения, завершение процесса. Каждое бытие по Ар. содержит в себе внутренние цели. Т.о., понятие энтелехии вносит в движение телеологический характер (т.е. наличие сверхразумного творца). Душа явл-ся формой по отношению к материи. Однако, по Ар., присуща лишь живому существу. Ей обладают только растения, животные и человек. Растительна душа ведает функциями питания роста и размножения – общими для живых существ. У животных прибавляется способность желания, т е стремление к приятному и избеганию неприятного. Разумной душой обладает лишь человек. Ар. определяет разумную душу как такую часть души, которая познает и думает. Разум составляет основное начало этой души. Он не зависит от тела, бессмертен и находится в тесной связи с вселенским разумом. Отличие чел-ка от животного – это способность к интелектуальной жизни. Центральное понятие аристотелевской этики – добродетель. Ар. разделял добродетель на два главных вида: дианоэтические (интелектуальные) и этические (волевые).
Логика (аналитика) по Ар. - наука о доказательстве, а также о формах мышления, необходимых для познания. Теория умозаключений. Ар. главное значение придает достоверным и необходимым выводам. На первый план выдвигает движение мысли от общего к частному (дедукция), а на индукцию обращает мало внимания. Космология - геоцентрическая. Земля - шар. Источник движения - бог (перводвигатель). Одним из важнейших принципов является учение о целесообразности в природе. Этот принцип распространен на все бытие и даже на бога.
А различает 3 хороших и 3 плохих формы управления государством. Хорошими он считает формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит обществу в целом - таковы монархия, аристократия и полития (власть среднего класса, основанная на смешении олигархии и демократии). Плохие или выродившиеся формы - это тирания, олигархия и крайняя демократия

12, Характерные черты античной философии эллинистическо-римского периода. Перипатетики. Платоновская академия. Киренаики. Киники. Эпикурейцы. Стоики. Скептицизм. Неоплатонизм, Эклектизм.

Ф эллинистическо-римского периода. Общая хар-ка периода, основные школы и идеи: кинизм, эпикуреизм, скептицизм, стоицизм, Филон Александрийский , гностицизм.
Эллинистический период длился от начала походов Александра Великого до овладения римлян Египтом. Перелом IV и III в. до н. э. является периодом, когда достигает кульминации кризис греческих свободных полисов. Поражение в Хэйронее (338 до н. э.) и проигранная Ламийская война знаменуют собой конец свободной политической жизни в континентальной Греции. Греческие города попадают сначала под власть Македонии, а позже постепенно под римское влияние. Этот процесс завершается образованием римской провинции Ахея в 146 г. до н. э.
Экономический и политический упадок Греции, закат роли полиса отражаются в греческой философии. Усилия, направленные на познание объективного мира (Ф Аристотеля), активное участие в политической жизни, которое проявилось у греческих философов, постепенно замещаются индивидуализмом, этизированием и морализированием либо скептицизмом и агностицизмом. Со временем интерес к философскому мышлению вообще резко падает. Приходит период мистики, религиозно-философского синкретизма, христианской Ф.
Видимо, наиболее выдающимся мыслителем эллинистического периода был Эпикур. Его философское мышление восприняло материалис-тические элементы предшествующей греческой философии. Доминантную роль среди теоретических источников Эпикурова учения играет атомис-тическая система Демокрита.
КИНИЗМ, философское учение, согласно которому наилучшая жизнь – это естественное, свободное от обладания чем бы то ни было, избавленное от условностей и прочих искуственных сложностей существование, подобное жизни собаки. В период между 350 до н.э. и 500 н.э. кинизма в той или иной форме придерживались многие мыслители. От слова «собака» (греч. «кюон»), по-видимому, и происходит название кинической школы. Самый известный ее представитель, Диоген Синопский (ок. 412 – ок. 323 до н.э.), который, вероятно, ее и основал, имел прозвище «собака». Недавние исследования опровергли традиционные представ-ления, что основателем школы был ученик Сократа афинянин Антисфен, а Диоген у него учился, и что свое название школа получила от обыкновения Антисфена преподавать в гимнасии Киносарге. Сколько можно судить, Антисфен умер примерно за 16 лет до появления Диогена в Афинах; по взглядам он стоял гораздо ближе к философии Сократа, нежели киники.
Киники кормились подаянием, презирали собственность, опрятность, вежливость, сексуальные ограничения, они без уважения относились к общественным институтам и условностям. В своем отрицании всего этого они не ведали никакого стыда. Возможно, киники вдохновлялись примером простоты и скромности Сократа, его практически полным бескорыстием, а также его учением о том, что пристрастие к роскоши препятствует добродетели. Большей зрелостью отличаются восходящие также к Сократу воззрения стоиков, утверждавших, что добродетельна подчиненная уму умеренная жизнь, свободная от пристрастий и антипатий.
ЭПИКУРЕИЗМ – одна из наиболее влиятельных школ эллинистической философии. Основным идейным содержанием и теоретическим обоснованием практикуемого образа жизни сторонников этой школы является философская система ее основателя Эпикура (ок. 341–270 до н.э.).
В качестве философского учения эпикуреизм характеризуется механистическим взглядом на мир, материалистическим атомизмом, отрицанием телеологии и бессмертия души, этическим индивидуализмом и эвдемонизмом; носит ярко выраженную практическую направленность. Согласно эпикурейцам, миссия философии сродни врачеванию: ее цель – излечить душу от страхов и страданий, вызванных ложными мнениями и вздорными желаниями, и научить человека блаженной жизни, началом и концом которой они считают наслаждение.
СКЕПТИЦИЗМ - это течение, возникшее в конце 4 века дон. эры. Основатель - Пиррон из Элиды. он не писал трактатов, так как считал, что истина не достижима, а мудрость состоит в том, что бы вождерживаться от всякого суждения - и отрицания чего-либо и утверждения.
Во 2 веке до н. эры скепт. как условие свободы в суждениях отстаивали философы Платоновской академии. Позже идеи скептицизма систематизировал Энесидем, который сформулировал 10 тропов (опровержений), отрицающих достоверное знание. Наиболее полное представление об античном скептицизме дают трактаты Секста Эмпирика, который противостоял скептиц-му необходимость исследования познания.
Средневековая Ф и С. были средствами утверждения религиозной веры. теологи доказывали, что истинность знания, даже, если она опирается на опыт и подтверждается доводами разума, относительна. На всякий тезис можно найти антитезис. Представитель Пьер Абеляр 12 век.
Ф возрождения рождается как выражение безграничного гносеологического оптимизма, а в конце пути все более проникается идеями скептицизма. Все в мире противоречиво и изменяется и превращается в свою противоположность, поэтому любознание о нем является относительным. Предст. - Эразм Роттердамский, Мишель Монтень.
в 18 веке философский скептицизм перерождается в агностицизм ( Юнг, Кант). Сомнения остаются спутником познания, но теперь они не осознаются как непреодолимое препятствие для достижения истинного знания.
В истории С. играл двоякую роль - с одной стороны он способствовал продолжению догматизма, формированию диалектического понимания относительного хар-ра истинного знания, с другой - был источником агностицизма, неоправданного сомнения в самой возможности достоверного познания.
Стоики (Стоицизм) - представители Ф. Учения конца IV в. до н.э. на базе эллинистической культуры в связи с распространением космополитических и индивидуалистических идей и развитием техники, на основе матем. знаний. Представители: Зенон, Хрисипп. Считали, что главная задача Ф. в этике, знание - лишь ср-во для приобретения мудрости, умения жить. Жить надо сообразно природе. Таков идеал истинного мудреца. Счастье в свободе от страстей, в спокойствии духа, в равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой: того, кто хочет судьба ведет за собой, сопротивляющегося - ведет насильственно.
Стоицизм был до известной степени синтезом греческих и восточных воззрений.Создавая свою философию, Зенон в особенности использовал учения Гераклита, Аристотеля. Стоицизм был не только самой распространенной, но и самой долговечной эллинистической философской школой.Это было идеалистическое учение. Стоики все называли телом, в том числе мысль, слово, огонь. Душа, по мнению стоиков, была особого рода легким телом- теплым дыханием.
ГНОСТИЦИЗМ — религиозно-философское течение периода поздней античности. Возник в 1 в. в вост. части Римской империи как синтез вавилонских, иранских, египетских, иудейских и др. религиозно-мифологических представлений и культов, греч. философии и христианских идей. Наиболее значительные представители — Василид, Иосиф, Гераклеан, Карпократ, Валентин. Расцвет Г. приходится на середину 2 в., когда он стал гл. соперником христианства. Различают христиан-ский и языческий Г. Общими почти для всех гностических систем являются: дуализм (борьба света и тьмы, добра и зла, духа и материи), в большинстве систем преодолеваемый идеей единого духовного первоначала (плерома); учение об эманации; представление об иерархической организации бытия; идея вечности мира (против креационизма Ветхого завета); учение о человеке как центре мирового процесса; дуализм души и тела или признание трехчастного состава человека — дух, душа, плоть; концепция гносиса, знания (через аскетическое возвышение духа человек преодолевает свою разорванность, познает свое внутреннее Я, тем самым восстанавливая разрушенную мировую гармонию). Г. присущи, с одной стороны, социально-интеллектуальный аристократизм (не все люди способны к гносису), и с др.—эгалитарные тенденции единения людей в гносисе. В конце 2 в. формирующаяся христианская церковь отвергла Г. и стала вести с ним борьбу, однако влияние Г. прослеживается в течение всего средневековья.
Филон Александрийский (около 25 до нашей эры — около 50 нашей эры), иудейско-эллинистический религи-озный философ. Соединял иудаизм с греческой философией, прежде всего — стоическим платонизмом пытался примирить ветхозаветное учение о Творении с верой в мировую душу и монотеизм с астрологией, развивал концепцию о мистическим значении чисел. Исходя из абсолютной трансцендентности Бога и из стоическо-платонического учения об идеях, Ф.А. учил о Логосе как самом высоком и совершенном творении Бога, благодаря которому Бог творит сначала существа, более близкие к себе - ангелов, а потом мир вещей и человека. Ф.А. выдвинул теорию экстатического восхождения к Богу. В космологии развивал теодицею стоиков. Ф.А. указывал, что звезды - не первопричина вещей и событий, они были созданы лишь на четвертый день, и им нельзя поклоняться. Однако при этом Ф.А. считал, что звезды - это разумные существа, полностью добродетельные и неспособные ко злу; тогда как люди способны и к добру, и ко злу, а звери неспособны ни к тому, ни к другому. Ф.А. признавал возможность астрологических предсказаний и концепцию природной симпатии между различными частями вселенной (в этом смысле он считал, что все вещи на земле зависят от звезд). Он интерпретировал 11 звезд из сна Иосифа как соотносящиеся со знаками Зодиака, тогда как сам Иосиф символизирует 12-й знак. Ф.А. оказал большое влияние на авторов Нового Завета и на теологию раннего христианства.

13, Характерные черты средневековой философии. Период патристики (апологеты, осмысление христианской догматики, проблема теодицеи, Тертуллиан, К.Александрийский, С.Боэций). Философские воззрения Августина Блаженного

Средневековая Ф, период патристики: общая хар-ка, учения Оригена и Августина.
Особенности Ф Средневековья:
1. философское учение средневековья теоцентрично,
2. Ф Средневековья тесно связана с религией (основа философского мышления - церковная догма),
3. постулирование Бога как мировоззренческого начала.
Статус основного принципа философского теоретизирования в Средних веках приобрел приобрел супранатурализм, который выражался в следующих учениях:
1. креацианизм - учение о сотворении Богом мира из ничего,
2. провиденциализм - понимание истории как осуществление заранее предусмотренного Богом плана спасения человека,
3. сотериологизм - ориентация жизни человека на спасение души.
Философское мышление Средневе-ковья является ретроспек-тивным (обращенным в прошлое). "Чем древнее, тем подлиннее, а чем подлиннее, тем истиннее".
Стиль философского мышления Средневековья отличался традицио-нализмом (любая форма новации считалась гордыней, ценились эрудиция и приверженность традициям). Философское мышление Средневековья полагалось на авторитеты. Основной авторитет - Библия.
Ф Средневековья - это комментаторская Ф. Комментировались главным образом Священные Писания. Обращаясь к священным текстам, философы не анализировали и критиковали их, а истолковывали - экзегенический характер Ф Средневековья (экзегеза - истолкование).
Стиль философского мышления Средневековья отличает стремление к безличности (многие тексты философов Средневековья анонимны).
Философскому мышлению Средневековья был присущ дидактизм (назидательность).
Форма подачи мысли - монолог (назидание, проповедь).
В развитии философии Средневековья выделяют 2 периода: патристика и схоластика.
Патристика - совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христианских мыслителей II-VIII в. (отцов Церкви).
Схоластика - усматривала главную роль философии в обосновании теологических догматов методами рационалистического мышления (IX-XII в.).
Противоречия между патристикой и схоластикой содержатся в споре об универсалиях.
В формировании понятийного аппарата философского мышления Средневековья велика роль учений Платона и Аристотеля.
Итак, средневековый тип философского мировоззрения носит религиозную окраску. "Ф - служанка богословия". Заслугой этого периода является разработка следующих категорий философии: бытие, небытие, смысл, история (пусть даже с позиций религиозных догматов).
Патристика
П - совокупность теологических, философских, политико-социологических доктрин христиан-ских мыслителей II-VIII в. (отцов Церкви).
Наиболее значительными представи-телями патристики являются Григорий Богослов, Василий Кессарийский, Григорий Нисский и АБ.
Августин Блаженный (354 - 430 гг.).
Основные произведения АБ - "Исповедь", "О Граде Божьем".
Он создал религиозно-философскую систему, в которой главное внимание сосредоточено на отношении Бога и мира, вера и разума, истины и знания, добра и зла, свободы воля и исторического прогресса. Находился под влиянием идей Платона.
АБ категорически отрицает наличие материала для сотворения мира, т.к. это ограничивает всемогущество Бога.
Проблема времени рассматривается через творение. Бог пребывает вне времени (в вечности, в постоянном настоящем). Деление времени на прошлое, настоящее и будущее - свойственно человеку (т.е. это человеческое понятие). АБ обратил внимание на субъективное время.
Соотношение добра и зла АБ рассматривал как градацию добра (зло не существует само по себе, зло - это отсутствие добра, также как тишина - это отсутствие звука). Абсолютность добра и относительность зла снимает с Бога ответственность за зло, которое существует в мире. Теодицея - оправдание Бога. Теодицея Августина Блаженного - это христианский оптимизм. В своей моральной доктрине АБ исходил из признания зла, которым наполнен мир. В наличии зла повинен человек, т.к. он не смог распорядиться свободной волей, дарованной ему Богом. Высшая цель человека - жизнь по Богу.
Учение Августина Блаженного о душе. АБ определяет человеческую душу как созданную Богом, разумную и бесконечную. Главные свойства души - мысль, память и воля. Она хранит в себе все предшествующие события и управляет телом. Главные действия души определяются не разумом, а волей. Поэтому поиск истины возможен только при наличии твердой воли, основанной на вере - "верь, чтобы понимать".
Социально - исторические взгляды АБ. Имущественное неравенство людей - это необходимое явление, которое явилось следствием первородного греха. Бедность одних и богатство других - проявление божественной воли, а не личных качеств человека. Но в силу того, что род человека произошел от одного прародителя - перед Богом все равны. Историческое развитие по Августину - движение от "Града человеческого" к "Граду Божьему". Данными понятиями символически названы 2 сообщества людей, которые живут по разным моральным принципам. "Град земной" - это себялюбие, презрение к Богу, желание жить во плоти. "Град Божий" живет "по духу", т.е. следуя Божественным заповедям. В целом исторический процесс выражает волю Бога как заранее предусмотренного плана (провиденциализм). Человеческая история завершается вторым пришествием Христа и Страшным судом (отделение праведников от грешников). Взгляды АБ на историю носит эсхатологический характер (эсхатология - наука о Конце света).