Основные права и обязанности подчиненных

Основные права и обязанности любых работников зафиксированы в трудовом законодательстве.

Работник имеет право:

¨ на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, соответствующих действующему законодательству;

¨ предоставление работы, обусловленной трудовым договором, и рабочего места, соответствующего условиям, предусмотренным государственными стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором;

¨ своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии с квалификацией, сложностью, количеством и качеством труда;

¨ отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;

¨ полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях его охраны на рабочем месте;

¨ профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации в порядке, установленном федеральным трудовым законодательством, иными федеральными законами;

¨ создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;

¨ участие в управлении организацией;

¨ ведение через представителей переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений, на информацию об их выполнении;

¨ защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;

¨ разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (включая право на забастовку) в порядке, установленном федеральными законами;

¨ возмещение вреда, причиненного в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном законодательно;

¨ обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

 

Подчиненные имеют право критиковать руководителя и при необходимости обжаловать его действия в установленном порядке.

 

Одновременно законодательство требует от работника:

¨ добросовестно исполнять свои обязанности, возложенные трудовым договором;

¨ соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации, трудовую дисциплину;

¨ выполнять установленные нормы труда;

¨ соблюдать требования по охране труда и обеспечению его безопасности;

¨ бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;

¨ незамедлительно сообщать работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества.

 

Круг обязанностей, который несет работник государственного (муниципального) предприятия (в том числе представитель администрации) по своей специальности, квалификации или должности, определяется Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, техническими правилами, должностными инструкциями и положениями, трудовыми договорами (контрактами), правилами внутреннего трудового распорядка, уставами, положениями о дисциплине, коллективными договорами.

 

В любом случае официальные обязанности подчиненных сводятся к следующему:

¨ быть компетентными в вопросах, которые они должны знать;

¨ добросовестно выполнять поручения, в пределах своей компетенции принимать самостоятельные решения по проблемам, которыми они занимаются;

¨ не давать пустых обещаний и не перекладывать на руководителя и коллег собственные обязанности;

¨ самокритично относиться к себе, честно признавать ошибки и промахи, не выгораживать себя;

¨ искать пути совершенствования своей деятельности, стремиться к повышению квалификации, к саморазвитию;

¨ всегда и везде соблюдать интересы организации, отстаивать ее честь;

¨ уважительно относиться к своим руководителям в соответствии с их возрастом и занимаемой должностью, независимо от личных симпатий и антипатий.

Теперь познакомимся с неофициальными обязанностями подчиненных, которые они должны исполнять, чтобы обеспечить нормальные отношения с руководителем при условии, конечно, что тот также будет действовать надлежащим образом:

¨ строго (по крайней мере в рамках служебных отношений) соблюдать установившуюся границу между собой и руководителем, не подчеркивая и не нарушая ее, не пытаться им командовать;

¨ не принимать серьезных решений без предварительной консультации с руководителем, даже если эти решения полностью входят в их компетенцию, поскольку тот лучше знает общую ситуацию и в ее контексте более правильно сможет оценить предполагаемые шаги; это поможет избежать неблагоприятных последствий, которые подчиненные предвидеть не могут вследствие естественной ограниченности своих возможностей;

¨ не вмешиваться в дела руководителя, за исключением крайних случаев, когда тот допускает явные промахи, ибо у него могут быть причины на проведение особой политики, о которых подчиненным не всегда известно;

¨ всегда рассматривать свою деятельность и ее результаты с точки зрения интересов руководителя, не выставлять на всеобщее обозрение собственные амбиции, привлекать внимание не к своей персоне, а к работе, довольствуясь ролью «первой скрипки во втором ряду»;

¨ ценить время руководителя, не отвлекать его по пустякам, а при необходимости без особой на то просьбы по собственной инициативе оказывать ему помощь и содействие (в том числе в обретении популярности, известности, уважения) даже на первый взгляд в ущерб собственной карьере; не допускать в любой ситуации дискредитации руководителя;

¨ не стараться выгородить себя;

¨ не подчеркивать некомпетентность руководителя.

Такое поведение служит для руководителя основанием предоставлять им большую самостоятельность, содействовать продвижению по службе, широко информировать об их успехах администрацию и коллег, дополнительно вознаграждать.

 

На отношение подчиненных к своим обязанностям влияют:

¨ содержание и условия труда;

¨ характер задания;

¨ организация работы;

¨ необходимость проявлять инициативу, творческий подход.