Практическая часть
1. Определите род существительных.
Боа, гороно, депо, Дели, довесок, иваси, какао, колибри, Капри, картофель, кашне, меню, мозоль, МГУ, НАТО, статус-кво, Сухуми, тюль, толь, такси, Чили, цеце, шимпанзе, Янцзы, шампунь, кофе.
2. Подберите к существительным женского рода парные существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.
Балерина, гонщица, доярка, массажистка, маникюрша, санитарка, сиделка, солистка, студентка, телеграфистка, ткачиха, чемпионка.
3. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.
Аквалангист, адвокат, бригадир, врач, генерал, директор, доктор наук, защитник, инженер, космонавт, кандидат в мастера, кондуктор, лаборант, машинист, научный сотрудник, педагог, слесарь.
4. Укажите случаи неправильного или стилистически не оправданного употребления названий лиц. Исправьте предложения.
1. Я бы хотела быть дизайнером или модельершей. 2. Кассирша опять долго отсутствовала. 3. Главная бухгалтер закончила работу.
4. Главную партию исполнял мой любимый балерун. 5. Директорша завода рассказала о планах на будущий год. 6. Докладчик остановилась на самых основных проблемах.
5. Отметьте, форма какого рода является в данное время принятой, а какого – устаревшей.
Бакенбард – бакенбарда, желатин – желатина, кювет – кювета, банкнот – банкнота, ботфорт – ботфорта, ласт – ласта, скирд – скирда, зал – зала, ставень – ставня, жираф – жирафа, метод – метода, рельс – рельса, контральто (м.р.) – контральто (ж.р.), мозоль (м.р.) – мозоль (ж.р.), рояль (м.р.) – рояль (ж.р.), табель (м.р.) – табель (ж.р.), толь (м.р.) – толь (ж.р.), туннель (м.р.) – туннель (ж.р.).
6. От данных слов образуйте формы именительного падежа множественного числа.
Автор, адрес, берег, бухгалтер, вексель, директор, договор, доктор, инструктор, катер, конструктор, инспектор, корректор, лектор, трактор, прожектор, торт, цех, год, том, джемпер, офицер, рапорт, свитер.
7. Образуйте форму именительного падежа множественного числа от данных существительных.
Корпус… (здания, войсковые соединения) – корпус… (туловища); образ… (иконы) – образ… (художественно-литературные); орден… (знаки отличия) – орден… (рыцарские и монашеские общества); повод… (поводья) – повод… (побуждения).
8. Объясните значение следующих слов.
Пояса – поясы, пропуска – пропуски, тока – токи, тона – тоны, учителя – учители, меха – мехи, цветы – цвета, ордеры – ордера, хлебы – хлеба, счеты – счета.
9. Выберите нужное окончание в зависимости от семантики и стилистики контекста. Укажите возможные варианты.
1. Школьные учител(и/я) тоже приняли участие в праздничном концерте. 2. Собол(и/я), выращенные в этом питомнике, отличались особой красотой меха. 3. Ордер(ы/а) на квартиры в новом доме уже выдали. 4. Опытному моряку шторм(ы/а) нипочем. 5. На конференции выступили известные доктор(ы/а) наук.
10. От приведенных слов образуйте родительный падеж множественного числа.
Абрикосы, амперы, ананасы, апельсины, баклажаны, бананы, барышни, басни, башни, бланки, блюдца, вафли, гектары, граммы, грузины, дяди, иглы, карты, килограммы, комментарии, кочерги, мандарины, носки, оладьи, осетрины, погоны, полотенца, помидоры, простыни, рельсы, сапоги, серьги, солдаты, сплетни, туфли, уши, чулки, чулочки, яблони, ясли.
11. Определите стилистическую окрашенность приведенных ниже примеров.
Бочонок меда – бочонок меду, тарелка супа – тарелка супу, килограмм гороха – килограмм гороху, литр кваса – литр квасу, стакан морса – стакан морсу.
12. Укажите семантические отличия в данных конструкциях.
Налить воду – налить воды, выпить кефир – выпить кефира, купить масло – купить масла, насыпать муку – насыпать муки, принести сыр – принести сыра.
13. Допишите окончания. Объясните свой выбор. Укажите возможные варианты и дайте их функционально-стилистическую характеристику.
1. Стакан ча… . Выпить ча… . Сортировка ча… . Стакан крепкого ча… .
2. Ложка сахар… . Производство сахар… .
3. Много снег… . Задержание снег… .
4. Много народ… . История народ… .
5. Присутствие дух… . И дух… чтоб твоего здесь не было!
6. Поддать пар… . Давление пар… .
7. Банка лак… . Изготовление лак… .
14. Раскройте скобки и образуйте необходимую форму. Отметьте возможные варианты, укажите вид вариантов.
Из (вид), от (дым), с (пол), со (смех), с (тыл), со (стол), с (холод), от (мороз).
15. От наименований лиц по национальной принадлежности образуйте форму родительного падежа множественного числа.
Армянин, башкир, бурят, грузин, гуцул, киргиз, монгол, мордвин, осетин, перс, румын, туркмен, узбек, цыган, эскимос, якут.
16. Составьте предложения со следующими существительными, поставив их в творительном падеже множественного числа. Укажите возможные варианты и дайте их стилистическую характеристику.
1. Двери, дети, дочери, звери, лошади, люди, плети, сети.
2. Гвозди, гости, желуди, колени, кости, матери, плечи, соседи.
17. От данных существительных образуйте формы предложного падежа с предлогом в. Особо отметьте варианты окончаний.
Сад, край, отпуск, цех, шкаф, дом, холод, лес, год, цвет, порт, чай.
18. Допишите окончания, объясните свой выбор.
1. Весной все деревья в цвет… 2. Картина исполнена в цвет… 3. Любимое занятие – прогулки в лес… 4. Хорошие грибники разбираются в лес… 5. В “Вишневом сад…” Чехова есть очень интересные герои. 6. Находиться в цветущем сад… – одно удовольствие.
19. Укажите семантические различия предложенных вам форм, составьте с ними предложения.
Из дома – из дому, на доме – на дому.
20. Скажите, в каких случаях уместно/неуместно употребление приведенных форм.
В цехе (книжн.) – в цеху (разг., проф.); в отпуске (книжн., офиц.) – в отпуску (разг.); в грунте (книжн.) – в грунту (прост.).
21. Выберите нужную форму. Объясните выбор.
1. Мне очень понравился спектакль по пьесе Шекспира “Много (шума, шуму) из ничего”. 2. С понедельника я уже буду в (отпуске, отпуску). 3. Ноги увязали в глубоком (снеге, снегу). 4. Не забыть бы купить несколько (простынь, простыней). 5. Дом был украшен резными (дверями, дверьми). 6. Животным подсыпали (корму, корма). 7. На совещании встретились (директоры, директора) крупных заводов. 8. На столе лежало несколько (килограмм, килограммов) фруктов: (апельсин, апельсинов), (мандарин, мандаринов), (банан, бананов).
22. Среди приведенных ниже фамилий выберите те, которые никогда не склоняются, объясните причину. Назовите фамилии, которые склоняются в определенных условиях. Обоснуйте свою точку зрения.
Абава, Абрамчик, Авсиевич, Алёха, Антонщук, Аракчаа, Ария, Ашомко, Барабаш, Бауэр, Бахман, Бейлей, Беккер, Бенгель, Беркаль, Беспрозванных, Бирих, Богданович, Бойко, Бонч-Бруевич, Борбат, Борзых, Борисяк, Бохан, Бру, Будкевич, Вайнерман, Васильченко, Вебер, Ведюк, Вовк, Вигуль, Воробей, Воробович, Вульф, Газенбуш, Галак, Гарбер, Гертнер, Гобети, Гоголь, Голик, Головач, Горелик, Горенштейн, Гофланд, Граудиня, Гречко, Гречуха, Гринь, Грицай, Гузь, Гуревич, Гуртовенко, Гутман, Дагава, Дагау, Дакай, Домбаа, Даржай, Джаньян, Джафарли, Диприх, Донских, Дрозд, Дубяга, Дугер, Дьячок-Тарасов, Ержикевич, Журба, Загреб, Зарва, Заремба, Заройц, Змиюк, Калюга, Каменщик, Карпель, Катречко, Каширских, Ким, Кнопка, Ковалец, Ковальчук, Коврижных, Козик, Козырь, Кольман, Король, Короткевич, Костава, Костенко, Костюкевич, Котух, Кравчунас, Ксения, Кулинш, Ланчук, Лебеда, Ли, Лихих, Лоенко, Ляшкевич, Мазун, Майура, Макаревич, Малай, Мартынович, Марутян, Мачек, Медведь, Мельник, Миголь, Михаляк, Монгуш, Монделе, Моргун, Мороз, Мукомел, Мутиц, Муха, Наболь, Наумчик, Небрат, Немирович-Данченко, Номызрай, Оганесян, Оёгир, Ойхман, Олак, Оль, Ондар, Осурбаб, Оюн, Павловец, Павлючок, Парфианович, Патрикей, Пермяк, Петрик, Печко, Пипко, Подоляк, Присяжнюк, Превер, Пушкарчук, Радзюкевич, Ребане, Редько, Резеда, Смертенюк, Соднам, Соковец, Солим, Сонака, Соскал, Спичка, Старинец, Сулия, Сургиладзе, Ткач, Тома, Томских, Трегуб, Усс, Феликс, Федорук-Павлов, Федорус, Филь, Френдак, Хава, Ханенко, Харчук, Хасан, Хертск, Ховалыг, Цейлер, Чайчук, Черных, Чубко, Чудопал, Чук, Чургуй, Шарга, Шаталюк, Шевченко, Шиша, Шония, Шпер, Штепа, Шулуу, Ша, Щербенок, Эрбец, Эпоха, Юша, Якоби, Якубайлик, Янко, Янсон, Ярош, Ян.
23. Употребите 5 из названных выше фамилий (по вашему выбору) со словами два, оба, двое, оба брата, супруги, муж и жена, сестры, брат и сестра.
24. Выберите из списка студентов вашей группы фамилии, которые не склоняются; которые склоняются, когда обозначают лиц мужского пола.
25. Используйте правильную форму собственных имен, объясните ваш выбор.
1. В детстве он охотно читал Жюля Верн… 2. Театр поставил новую пьесу Жан…-Пол… Сартр… 3. Сказки Ганс… Христиан… Андерсен… любят дети всего мира. 4. Взгляды философов обратились к Августу Шлегел… 5. Это письмо было написано американской девочкой Самантой Смит… 6. Декларация была подписана Робертом Смит… 7. Заседание сосотоялось на кафедре у профессора Гордейчук… 8. Эти книги прислали для студентки Гаврилюк… 9. Артист исполнил прекрасные сонеты Петрарк… 10. На концерте прозвучали произведения Майбород… 11. Эти сказки написали братья Гримм… 12. Новое произведение Генриха и Томаса Манн… было выпущено большим тиражом. 13. Франклин и Элеонора Рузвельт… посетили концерт известного певца. 14. Супруги Клинтон… прибыли на отдых в Калифорнию. 15. Муж и жена Робинсон… совершили путешествие на яхте около западного побережья.
26. Объясните, какие ошибки в выборе форм имен существительных допустили следователи во время допроса. Исправьте их. Обоснуйте допустимость некоторых форм в речи следователя во время допроса.
1. Скажите, кого вы знаете из ребят, своих сверстников, у кого белый вьющийся волос? 2. Так вы утверждаете, что тюль была не капроновая, а простая? 3. С какого времени вы работаете секретаршей? 4. А вот в акте указано, что у вас не хватает 20 пачек чаю, 26 пачек желатины, 17 бутылок коньячку, сахару 40 килограмм, 27 килограмм вафель. 5. Значит, последний раз вы видели преподавательницу на уроке 27 февраля? 6. Не помните, в каком ряде вы сидели? Билетик у вас не сохранился? 7. В каком дому по улице Кольцевой живет ваш знакомый? 8. Итак, о случившемся вы ничего не знаете, потому что, как вы утверждаете, были в отпуску. А вспомните, о чем рассказывала вам Свиридова в аэропорту. 9. Вы работали 18 августа в отделе готовых платий? А кто работал в тот день в отделе чулок и носок? 10. Водку покупали у цыганов? 11. Какие торта изготовлял в тот день ваш ресторан? 12. А как вы объясните обнаружение в вашем портфеле женского тапочка 37-го размера, принадлежавшего Яблонской? 13. В каких отношениях вы состояли с Беккер Юрием Аркадьевичем?
Примерный план практического занятия № 10
Тема: УПОТРЕБЛЕНИЕ ФОРМ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ. УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ
Примерный план практического занятия