В каждом синонимическом ряду выделите доминанту и синонимы, характерные для языка права. В какой речи можно употребить остальные синонимы?
1. Предъявить обвинение, поставить в вину, обвинить.
2. Обидеть, нанести обиду, оскорбить, нанести оскорбление.
3. Одурачить, перехитрить, ввести в обман, обмануть.
4. Посадить, арестовать, подвергнуть аресту, взять под стражу, задержать.
5. Расплата, наказание, кара, возмездие, взыскание, раправа, репрессия.
6. Донос, клевета, навет, извет, сообщение, оговор.
7. Криминальный, преступный, уголовный, злоумышленный.
8. Свидетельствовать, подтверждать, доказывать, аргументировать.
9. Оправдать, снять вину, признать невиновным.
10. С помощью толковых словарей или “Словаря синонимов русского языка” в 2-х тт. под ред. А.П.Евгеньевой ответить на следующие вопросы.
1). Что общего между словами рынок и базар? Чем они отличаются? 2). В каких случаях следует употребить слово есть, а в каких – кушать? Можно ли сказать: “По утрам я кушаю творог”? 3). Можно ли спросить: “Кем трудится твоя мама”? 4). Правильно ли сказано: “Сегодня мы с супругом обязательно пойдем в кино”? 5). Можно ли сказать: “В нескольких городских школах педагоги иностранных языков организовали клубы интернациональной дружбы?” Чем различаются слова педагог, учитель, и преподаватель? 6). Как вы назовете человека в день его рождения? В чем различие слов именинник и новорожденный? Кто такой юбиляр?
11. Составьте предложения, в каждом из которых был бы использован один из синонимов: старый, старинный, давний, ветхий, древний. Различие между ними Д.И.Фонвизиным объяснено так: “Старо то, что давно было ново; старинным называется то, что ведется издавна. Давно то, чему много времени прошло. В настоящем употреблении ветхим называется то, что от старости истлело или обвалилось. Древне то, что происходило в отдаленнейших веках… Старый человек обыкновенно любит вспоминать давние происшествия и рассказывать о старинных обычаях; а если он скуп, то в сундуках его найдешь много ветхого… Сих примеров столько ныне, сколько бывало и в древние времена”.
12. Выразите мнение, можно ли написать в процессуальных актах: Разыскиваемый имеет очи серого цвета. Подсудимые возвели коровник из похищенных материалов. Гр-н Сивухин, 99-летний старец, проживает в деревне Дрокино.
13. Исправьте предложения; используя синонимы, устраните повторение однокоренных слов (тавтологию).
1. Одинокий дом одиноко стоял на краю села. 2. Проходят мимо сторожки товарные поезда, проходят пассажирские, раз в сутки проходит скорый. 3. Глубина темного леса пугала детей, которые в темноте потеряли дорогу. 4. Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание. 5. Следует отметить в работе следующий недостаток: тема получила недостаточно полное раскрытие. 6. Зимний лес очень красив, все деревья стоят в зимнем убранстве. 7. Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был весь охвачен огнем.
14. Пронаблюдайте функции синонимов в примерах из судебных речей Н.И.Холева и Ф.Н.Плевако. Ответьте, в каких примерах синонимические ряды создают градацию.
Для судьи в его решении необходимы твердые, бесспорные факты. Сотне наблюдавших глаз видно было глубокое, искреннее горе. Отношения теплые, сердечные. Она молодая, слабая, хрупкая. О таких свидетелях нельзя не говорить без самого возмущенного, негодующего чувства. Обвинитель сказал свое слово – мягкое, гуманное. Люди они, человеки. Судите же по-человечески! Бывают дела, где свидетельские показания сбивчивы, неясны, туманны.
Для такого страшного преступления рычагом должна быть сильная страсть. Мало одной безумной страсти… необходима еще такая же ненависть… откуда такие африканские страсти?
15. Укажите, чем различаются синонимы (для работы используйте толковые словари и словари синонимов), объясните, почему судебному оратору не безразлично, какое из слов каждого синонимического ряда употребить в речи:
а) веселый, радостный, оживленный, ликующий; б) грусть, тоска, печаль; в) думы, мысли, мечты, грезы; г) несчастье, беда, бедствие, горе, невзгоды, неблагополучие.
16. Составьте с приведенными ниже синонимами словосочетания, в которых реализовывались бы стилистические и смысловые особенности, отличающие их друг от друга.
1. Особа, персона, лицо, фигура, птица.
2. Очень, весьма, сильно, здорово, больно, шибко.
3. Очаровательный, обаятельный, прелестный, пленительный, обворожительный, чарующий.
4. Удачный, успешный, счастливый, благополучный.
5. Удивительный, изумительный, поразительный, дивный, чудный.
17. В приведенных синонимических рядах выделите нейтральные, книжные, разговорные, просторечные слова. Продолжите синонимический ряд.
1. Глаза, очи, гляделки…
2. Обманывать, морочить, околпачивать…
3. Есть, кушать, уплетать…
4. Вздор, ерунда, чепуха…
5. Ругать, бранить, костерить…
18. Исправьте ошибки в выборе синонимов.
1. В его поведении в быту отмечены вывихи. 2. Объяснение отобрал уполномоченный уголовного розыска лейтенант Ионов. 3. На почве пьянки между ними состоялась драка. 4. 14 июня 1989 г. в 19 часов из кассы № 2 магазина № 50 был совершен грабеж денег. 5. После смены мы сообразили выпить. 6. Все свои документы я утратил.
19. Подберите синонимы и антонимы к прилагательным обычный, интересный, свежий в следующих словосочетаниях:
а) обычная ситуация, обычный день, обычные заботы, обычная внешность;
б) интересный фильм, интересная внешность, интересный писатель, интересный сюжет, интересная трактовка;
в) свежий хлеб, свежие огурцы, свежее белье, свежий вечер, свежий снег, свежий вид, свежий взгляд.
20.Подберите антонимы к словам (там, где это возможно).
Спокойствие, негативный, конкретно, ослабить, конфронтация, симметрия, опровержение, эмбарго, экспорт, алкоголизм, продажа, различные, неосторожность, совместная, равноправие, прибегнуть, корыстные, клевета, форма, частный, халатность, вред, разнообразные, противоправные.
21.Найдите в тексте антонимы, охарактеризуйте их с точки зрения употребления в речи (общеязыковые, контекстуальные), укажите стилистическую функцию.
1. Я царь – я раб, я червь – я бог! (Державин.) 2. Дома новы, а предрассудки стары (Грибоедов). 3. Ты – богат – я очень беден. Ты прозаик – я поэт (Пушкин). 4. В толпе друг друга не узнали, сошлись и разойдемся вновь. Была без радости любовь – разлука будет без печали (Лермонтов).
22. Обратите внимание на неудачное использование антонимов, исправьте ошибки.
1. Шапова написала заявление в суд, описывая происшедшее не по существу, а по злобе. 2. Потерпевший делал все возможное, силясь побороть свою слабость. 3. Гудков участвовал в преступных действиях в силу слабости своего характера.
23. Выясните по толковому словарю или словарю паронимов различия в значении слов, составьте с ними словосочетания.
Понятный – понятливый, глиняный – глинистый, земляной – земельный, объемный – объемистый, верткий – вертлявый, искусный – искусственный, невежа – невежда, поступок – проступок, представить – предоставить, усвоить – освоить, усложнить – осложнить, смириться – примириться.
24. Объясните разницу значений слов, входящих в паронимический ряд. Пользуясь словарем паронимов, найдите 5 паронимических рядов.
Дипломат – дипломант – дипломник.
Цветистый – цветной – цветовой – цветочный – цветастый.
25. Восстановите паронимические пары, объясните значение каждого слова.
Авантюрный – …, болотный – …, венец – …, грецкий – …, доходный – …, злой – …, иронический – …, искусно – …, каменистый – …, классный – …, опечатка – …, поступок – …, сталагмит – …, трагический – …, удачливый – …, явно –… .
26. Все слова разделите на 2 группы в зависимости от сочетаемости с паронимами масленый – масляный.
Бак, бумага, взгляд, глаза, голос, запах, картина, краска, лак, лампа, лицо, лужа, пейзаж, пленка, полотенце, портрет, пятно, речь, руки, слова, улыбка.
27. Выберите из приведенных паронимов тот, который необходим в данном контексте. Объясните свой выбор.
1. Перед нами (встал – стал) вопрос… 2. Отчет (представляется – предоставляется) в двух экземплярах. 3. Актер играл (главную – заглавную) роль в фильме “Война и мир”. 4. Девочка (одела – надела) маскарадный костюм. 5. Учитель (провел – произвел) опрос учащихся. 6.(Исполнительская – исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу. 7. Из-за разгоревшегося (пожара – пожарища) был уничтожен значительный участок леса. 8. Многие наши фильмы получили (большую признательность – большое признание за рубежом). 9. Он (сыскал – снискал) к себе уважение и добрую славу.
28.Пользуясь словарями паронимов, ответьте на вопросы.
1. Как вы назовете проявление бережливости, расчетливости при расходовании чего-либо: экономика или экономия? 2. Какой пароним надо употребить, когда вы говорите о человеке несведущем, необразованном: невежа или невежда? 3. Как вы назовете человека, который получает письма: адресат или адресант? 4. Какой из паронимов надо употребить, характеризуя робкого человека: опасливый или опасный? 5. Какой из паронимов правильно определяет явление, с которым нельзя мириться: нестерпимый или нетерпимый? 6. Какой из паронимов надо употребить, объясняя приобретение расположения какого-нибудь человека: снискать или сыскать? 7. Какой из паронимов надо употребить, говоря о том, как кто-то действует, испытывая чувство стыда, неловкости: совестливо или совестно?
29. Объясните, каково значение юридических терминов-паронимов: доказанность – доказательность, убедительность – убежденность, наследство – наследование, наследник – наследователь.