Практическая часть

1. Слова, употребленные без учета их семантики, замените нужными. Аргументируйте свой выбор. При выполнении задания используйте “Толковый словарь русского языка” С.И.Ожегова.

1. Пискарев имел два прогула, а также неоднократно посещал медвытрезвитель. 2. Выбив Клякину зуб, обвиняемый приступил к его избиению. 3. Он сопровождал свои действия молча. 4. В нагрудном кармане его брюк было обнаружено две фотографии. 5. Помещение представляет собой куб размером 5 на 9 метров. 6. Севастьянов показал себя энергичным со стороны пьянства и прогулов. 7. Среди предъявленных мне голов крупного рогатого скота я признал быка по его физиономии. 8. Прошу вас разделить мою квартиру, так как прекратилось бракосочетание. 9. Пожар – такое мероприятие, которое приносит убытки. 10. При задержании он обманул свою фамилию, назвавшись Сидоровым. 11. Я не собираюсь еще раз дублировать то, что совершила моя подзащитная. 12. Обнаружено два трупа: один мертвый, а другой еще живой. 13. Прошу вас тщательно подойти к моему делу, так как я еще исправим. 14. Мать Конькова страдает сердечной деятельностью. 15. Беспричинно, из хулиганских побуждений Чайкина учинила скандал.

2. Может ли выбор слова влиять на эмоционально-образное восприятие объекта речи? Опишите, каким вы представляете субъект действия (возраст, физическое и душевное состояние) в следующих примерах.

А). Человек соскочил с коня, человек спрыгнул с коня, человек слез с коня, человек шлепнулся с коня, человек свалился с коня, человек сполз с коня.

Б). Человек идет по улице, человек бредет по улице, человек плетется по улице, человек шагает по улице, человек вышагивает по улице, человек мчится по улице, человек летит по улице.

3. Выполнить с данными предложениями следующую работу:

а) найти предложения, в которых тавтология является особым стилистическим приемом, определить стилистическую функцию таких тавтологических сочетаний;

б) найти предложения, которые содержат ошибки, связанные с речевой избыточностью, определить вид многословия, исправить их;

в) найти предложения, которые содержат ошибки, связанные с речевой недостаточностью, исправить их.

1. Милая, добрая, отзывчивая – так отзывались о ней все. 2. О моей автобиографии я уже рассказывал ранее. 3. Ну что из себя представляют, товарищи судьи, вот сами подсудимые, которые находятся сегодня на скамье подсудимых? 4. Трое суток было слышно, как в дороге скучной, долгой Перестукивали стыки: на восток, восток, восток (П.Антокольский). 5. В библиотеке наблюдается нехватка учебной литературы. 6. Как измерить ту глубину бездны, в которую упал подсудимый? 7. И это нисколько не удивительно, а удивительно то, что вы находите это удивительным (В.Белинский). 8. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 9. И устарела старина, и старым бредит новизна (А.С.Пушкин).10. Правые колеса автомобиля вследствие опьянения сошли с дороги, и он опрокинулся. 11. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 12. Вернулся он домой туча-тучей (М.Алексеев).13. В настоящее время работники отдела стали больше заниматься поджогами. 14. Это свойство свойственно всем писателям. 15. Знать не знаю, ведать не ведаю (фольк.). 16. Служить бы рад, прислуживаться тошно (А.С.Грибоедов). 17. У нее были очень огромные глаза. 18. Перед выпускным вечером родители обратились с пожеланиями ученикам весело провести время. 19. И, наконец, кабинет, который, так сказать, ненадлежащим образом был закрыт. 20. Я видел, что эти мужчины пошли в сторону Парижской коммуны. 21. Своим преступлением Иванов подорвал орган МВД. 22. Примерно в половине восьмого часа времени мы стали играть в футбол. 23. Исаков укусил его зубами за руку. 24. На лице Петрова небольшие усы в области носа. 25. Кислов причинил ему укус зубами пальцев правой руки. 26. Потерпевшая Кунаева была доставлена в городскую больницу с проломленным черепом на голове.

4. Найти нарушения лексической сочетаемости и объяснить их причину: три единственные дочери, большая или меньшая половина, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, зайтись легким детским смехом, ужасно удобная обувь.

5. Найти словосочетания, из смешения (контаминации) которых появились новые ненормированные значения (например: тратить нервы = трепать, портить нервы + тратить здоровье, силы): одержать успехи, оказать внимание, потерпеть потери, поднять тост, играть значение, оказать вред, занять звание чемпиона, защитить степень, производить воздействие, выполнение мечты, давать намек.

6. Правильно сочетайте прилагательные с заключенными в скобки существительными.

Единый, один (миг, момент);

карий, коричневый (глаза, костюм);

крепкий, сильный (дружба, впечатление);

тяжкий, тяжелый (рюкзак, наказание);

истинный, настоящий, подлинный, натуральный, заправский (друг, человек, аметист, документ, охотник).

7. Правильно сочетайте глаголы с заключенными в скобках существительными.

Принять, предпринять (исследование, решение);

повысить, усилить (внимание, интерес);

исправить, устранить (ошибки, недочеты);

основать, обосновать (теорема, теория).

8. Устраните ошибки, связанные с сочетаемостью слов.

1. Большую заслугу предварительному следствию сделали показания Пятигорского. 2. Во время драки ему нанесены были многочисленные повреждения. 3. Учитывая, что машина ГАЗ-51 имеет большое значение для расследования преступления, ее пришить к уголовному делу. 4. Дугин грубо оскорбил личность потерпевшей, после чего запятнал ее новый костюм из бутылки вина. 5. Родители моего подзащитного достаточно бедны и не могут баловать сына. 6. Нож в ходе следствия установлен не был. 7. Преступлениями я не занимался. 8. Директор наложил два приказа. 9. Я верю в возможность преобразования личности моего подзащитного. 10. Глухов учинил разбой сервиза. 11. Поведение Салишина постоянно было чревато хорошими последствиями.

Примерный план практического занятия № 5

Тема: СМЫСЛОВЫЕ ЕДИНИЦЫ РЕЧИ