Научный стиль речи

(функционально-стилевая классификация)

               
       
 

 


собственно научный научно- информативный научно- справочный учебно- научный научно-популярный

 

жанры

 
 

 


монография, статья, доклад реферат, патентное описание, аннотация, словарь, справочник, каталог учебник, словарь, методическое пособие, лекция очерк, книга, лекция, статья

В каждой из этих жанровых систем предлагаются свои соотношения элементов собственно научного и других стилей и свои принципы организации речевого произведения. Рассмотрим некоторые из этих жанров, принципиально значимые в дальнейшей профессиональной деятельности.

К собственно научным жанрам оригинального исследовательского характера относятся научная статья, монография, диссертация. К этой же группе жанров научного стиля можно отнести курсовую и дипломную работу.

Научная статья является сочинением небольшого размера, в котором предлагается описание научной проблемы, пути и перспективы ее решения, излагаются результаты собственного научного исследования.

Монография в отличие от научной статьи – жанр многоплановый, структурно и содержательно сложный, рассчитанный на неоднократное прочтение, внимательное изучение специалистом, т.е. человеком, глубоко разбирающимся в той научной проблеме, которой посвящено монографическое исследование.

Диссертация в отличие от монографии представляет собой рукописный текст, создаваемый в целях установления авторских прав на какие-либо мысли, идеи, изобретения, технологии. Диссертация отличается высоким уровнем научности, сложности в коммуникативном плане, отличается большей структурной жесткостью, коммуникативной четкостью.

К жанрам научно-учебного подстиля относятся также курсовая и дипломная работы, целью которых является изложение результатов собственного исследования какой-либо проблемы. При этом приобретаются навыки самостоятельной, углубленной научной работы с литературой, практического применения полученных теоретических знаний.

Композиция научных текстов является четко стандартизированной, включающей три пункта представления текстовой информации – заголовок, введение и заключение.

Заголовок научного произведения представляет собой информативную единицу, выражающую тему данного текста и соответствующую его содержанию. Наиболее распространенная структурная форма научного заголовка – номинативное словосочетание.

Во введении обосновывается выбор темы исследования, формулируется его основная проблема, основной логический тезис текста, описываются методы, используемые в ходе исследования, формулируется цель работы. Введение должно быть кратким и точным.

Заключение научной работы имеет форму выводов, краткого резюме. При этом заключение научного текста располагает целым рядом стандартно-информативных языковых выводов.

Для сферы передачи научной информации характерны также вторичные научные жанры, которые направлены на смысловую переработку произведений оригинального исследовательского характера и создаются специалистами для специалистов. Это аннотация, реферат, тезисы, конспект, рецензия.

Аннотацию можно отнести к вторичным научным жанрам; ее целью является объективно информировать о каком-либо другом научном тексте (аннотация на монографию, диссертацию, учебник). Это прямое, непосредственное описание какого-либо текста. Аннотация состоит, как правило, из двух обязательных частей: 1) содержательная характеристика первоисточника, цель автора; 2) адресат первичного текста. Кроме того, аннотация может описывать композицию, структуру первичного текста, а также содержать иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.

Реферат в отличие от аннотации содержит развернутую объективную информацию о каком-либо тексте (монографии, диссертации, учебнике). Это текст довольно жесткой структурной формы. Реферат обычно состоит из трех частей: описание первичного текста, умозаключение обобщающего характера, библиографический список. К реферату обычно предъявляются жесткие требования информативной насыщенности, полноты изложения, строгой объективности и корректности в оценке материала.

Реферирование представляет собой сложный интеллектуальный процесс, направленный на смысловую переработку научной информации, включающий сложные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, классификации.

Особо следует отметить такой жанр научного стиля, как рецензия. Рецензия представляет собой текст-оценку значимости какого-либо другого текста или группы текстов. В рецензии доминирует субъективная модальность, которая позволяет автору выразить оценочное суждение, собственное отношение к сообщаемому. Оно выражается с помощью специальных речевых клише, сформировавшихся в ходе развития и совершенствования научных дискуссий.

Таким образом, жанровые разновидности научного стиля отличаются сложностью, многообразием форм, допускают множество вариаций, которые обусловлены не только прагматическим условиями, но и формой существования текста, предопределены спецификой функционирующих в них языковых средств.

Возможны жанровые классификации и по другим основаниям. Например, допустимо деление жанров научного стиля на крупные (монография, диссертация, учебник, учебное пособие) и малые (научная статья, аннотация). Такое деление зависит не столько от объема макротекста и количества содержащейся в нем информации, сколько от содержательно-тематической его организации. Монография и статья различаются не только по объему, но по научной значимости и масштабности решаемых в них научных проблем.