Анализ текста. “Где спрятался кот?” (слайд 12)
– Почему произошла путаница? (Девочка не знала, что одинаково произносимые слова “кот” и “код” пишутся по-разному, имеют разное значение. Кот – домашнее животное. Код– специальное устройство, устанавливаемая в дверях подъездов.
Нередко в устной речи нарушается взаимопонимание, если слово употребляется так, что его значение не ясно. Нужно точнее употреблять слова , например, в словосочетании.
Итак, “Пиши правильно”– что это значит?
Нужно соблюдать орфографические правила.
Можете ли вы привести примеры слов-омофонов (звучат одинаково, но пишутся по-разному) ? (слайды 13, 14)(Посидеть– поседеть, старожил– сторожил, запевать– запивать, поласкать– полоскать)
Игра – “Ошибки”. (Учащиеся работают в группах, восстанавливая недостающие слова)(слайды 15,16)
Приложение 3.
– Молодцы! Все достойно справились с заданием.
Речевая задача.
Девочки прочитают вам стихотворение
Приложение 4.
Что вы можете сказать об этой ситуации? (Знай Котлета значение слова “кот”, она бы не исчезла. )
Физминутка
Говори правильно
“Заговори, чтоб я тебя узнал…”
Сократ (слайд)
– Что вы думаете по поводу этого высказывания
– Речь человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке.
Речевая задача (инсценирование) (слайд 17)
Приложение 5.
Почему Люся не захотела сидеть с новеньким?
Какие ошибки допустил новенький? (По А. Минчаковскому)
Речевая задача. (инсценирование)
Приложение 6.
Попробуйте догадаться, какой была последняя реплика режиссера в диалоге с учительницей. Почему?
Звонит
Звонят
Звоним
Не дозвонишься
– Какое ударение в этих словах? (слайд 18)
Итак, правильное произношение слов облегчает взаимопонимание.
Речевая задача. “Творог или творог?” (чтение стихотворение подготовленными детьми)
Какую ошибку допустил кассир? Как правильно: творог или творог? (слайд 19)
Приложение 7.
Игра “Найди слова и правильно их назови” (слайды 20,21,22)
(работа в группах)
Приложение 8.
Употребляй слова правильно! (слайд 23)
Послушайте песенку. Найдите в тексте слова-“пустышки”, которые мешают понять говорящего.
“Песенка про лишние слова” А. Хайт
Приложение 10.
“Такая в общем история” Э. Мошковская
Приложение 11.
– Почему люди попадают в ситуации, подобные в этом стихотворении?
– Употребление лишних слов-пустышек затрудняет наше общение.
Упражнение: составьте правильные словосочетания (слайд 24)
Приложение 11.
– Почему вы выбрали именно эти сочетания слов?
– Что делать, если ты не знаешь о каком-то слове? Нужно обратиться к словарям. Твои помощники – словари. Их очень много. О словарях более подробно мы поговорим на следующих уроках.