Анализ текста. “Где спрятался кот?” (слайд 12)

– Почему произошла путаница? (Девочка не знала, что одинаково произносимые слова “кот” и “код” пишутся по-разному, имеют разное значение. Кот – домашнее животное. Код– специальное устройство, устанавливаемая в дверях подъездов.

Нередко в устной речи нарушается взаимопонимание, если слово употребляется так, что его значение не ясно. Нужно точнее употреблять слова , например, в словосочетании.

Итак, “Пиши правильно”– что это значит?

Нужно соблюдать орфографические правила.

Можете ли вы привести примеры слов-омофонов (звучат одинаково, но пишутся по-разному) ? (слайды 13, 14)(Посидеть– поседеть, старожил– сторожил, запевать– запивать, поласкать– полоскать)

Игра – “Ошибки”. (Учащиеся работают в группах, восстанавливая недостающие слова)(слайды 15,16)

Приложение 3.

– Молодцы! Все достойно справились с заданием.

Речевая задача.

Девочки прочитают вам стихотворение

Приложение 4.

Что вы можете сказать об этой ситуации? (Знай Котлета значение слова “кот”, она бы не исчезла. )

Физминутка

Говори правильно

“Заговори, чтоб я тебя узнал…”

Сократ (слайд)

– Что вы думаете по поводу этого высказывания

– Речь человека – это его визитная карточка, его языковой паспорт. По этой визитке составляется впечатление о человеке.

Речевая задача (инсценирование) (слайд 17)

Приложение 5.

Почему Люся не захотела сидеть с новеньким?

Какие ошибки допустил новенький? (По А. Минчаковскому)

Речевая задача. (инсценирование)

Приложение 6.

Попробуйте догадаться, какой была последняя реплика режиссера в диалоге с учительницей. Почему?

Звонит

Звонят

Звоним

Не дозвонишься

– Какое ударение в этих словах? (слайд 18)

Итак, правильное произношение слов облегчает взаимопонимание.

Речевая задача. “Творог или творог?” (чтение стихотворение подготовленными детьми)

Какую ошибку допустил кассир? Как правильно: творог или творог? (слайд 19)

Приложение 7.

Игра “Найди слова и правильно их назови” (слайды 20,21,22)

(работа в группах)

Приложение 8.

Употребляй слова правильно! (слайд 23)

Послушайте песенку. Найдите в тексте слова-“пустышки”, которые мешают понять говорящего.

“Песенка про лишние слова” А. Хайт

Приложение 10.

“Такая в общем история” Э. Мошковская

Приложение 11.

– Почему люди попадают в ситуации, подобные в этом стихотворении?

– Употребление лишних слов-пустышек затрудняет наше общение.

Упражнение: составьте правильные словосочетания (слайд 24)

Приложение 11.

– Почему вы выбрали именно эти сочетания слов?

– Что делать, если ты не знаешь о каком-то слове? Нужно обратиться к словарям. Твои помощники – словари. Их очень много. О словарях более подробно мы поговорим на следующих уроках.