Общие вопросы нормоконтроля

Объектами формального нормоконтроля могут быть любые проектные и отчетные документы: конструкторские, технологические (включая технологии измерений, контроля и испытаний), материалы научных исследований и научно-техническая литература.

Основные требования к нормоконтролю разных объектов регламентированы нормативными документами по стандартизации:

ГОСТ 2.111 – 68 ЕСКД. Нормоконтроль;

ГОСТ 3.1116 – 79 ЕСТД. Нормоконтроль;

ГОСТ 21.002 – 81 СПДС. Нормоконтроль проектно-сметной документации.

В этих стандартах достаточно подробно описан состав нормоконтроля соответствующих документов.

При формальном нормоконтроле прежде всего проверяют комплектность документации (для курсового проектирования требование относительное), корректность присвоенных каждому документу обозначений; правильность выполнения основной надписи; в том числе наличие всех необходимых подписей, правильность примененных терминов, знаков условных обозначений, обозначений физических величин, включая их обозначения в формулах и в результатах измерений, правильность сокращений слов; наличие и правильность ссылок на стандарты и другие нормативные документы.

Обязательно также при формальном нормоконтроле проверяют соответствие объекта характеристикам утвержденной в установленном порядке типоразмерной номенклатуры. Затем проверяют соответствие объекта требованиям стандартов и других нормативных документов, регламентирующих данный объект (далее – стандартов) основных параметров экспертируемого объекта. Проверяют также соответствие нормированных параметров объекта, показателей его технического уровня и уровня качества требованиям стандартов. При их наличии в контролируемых документах описаний методов контроля и испытаний проверяют также их соответствие требованиям соответствующих нормативных документов.

Одним из важнейших элементов функционального нормоконтроля (стандартизационной экспертизы) является анализ уровня стандартизации и унификации проектируемого объекта и возможности расширения этих показателей

При формальном нормоконтроле нормоконтролер обязан руководствоваться только действующими в момент проведения контроля стандартами и другими нормативными документами по стандартизации. Далее все эти документы для упрощения текста будем называть стандартами.

Особенностью курсового проектирования является возможность экспертизы устаревших и даже отмененных документов. В таком случае требования стандартов, выпущенных после разработки экспертируемых документов, рассматриваются как подлежащие обязательному исполнению. При этом следует указывать, что изменения следует внести для приведения объекта в соответствие с вновь введенными стандартами.

Если к моменту проведения нормоконтроля есть информация о вновь вводимых стандартах, срок введения которых еще не наступил, их применение рассматривается как обязательное.

Информационная база, которую используют при стандартизационной экспертизе (нормоконтроле), включает два вида источников:

· документы по стандартизации;

· справочники, конструкторская и технологическая документация, научно-техническая литература и другие информационные источники.

При формальном нормоконтроле информационная база, как правило, ограничивается документами по стандартизации. В реальном (не учебном) нормоконтроле все используемые документы по стандартизации должны быть актуализованными. Не допускается использование "вторичной" документации, такой как справочники, учебная и иная техническая литература, содержащая перепечатанные из стандартов данные. Такие материалы устаревают, они не подлежат актуализации (служба стандартизации не обязана вносить в них официально утвержденные изменения). Кроме того, при перепечатке документов по стандартизации возможны ошибки (поэтому и возникло запрещение перепечатки стандартов). Аналогичные проблемы могут возникнуть при использовании незарегистрированных экземпляров стандартов, неофициальных электронных копий документов по стандартизации и целых баз данных. Замечания нормоконтролера, фиксирующие нарушения требований стандартов, трактуются как обязательные для внесения необходимых исправлений.

При функциональном нормоконтроле кроме документов по стандартизации привлекают любые другие информационные источники. За результаты привлечения таких источников отвечает нормоконтролер. Предложения по усовершенствованию объекта стандартизационной экспертизы не носят обязательного характера и формулируются как рекомендации. Разработчик имеет право не соглашаться с нормоконтролером, если он предлагает позаимствовать решения из таких источников.

При нормоконтроле текстовых документов (пояснительные записки, технические описания, инструкции по эксплуатации, технические условия, программы и методики испытаний, отчет о научно-исследовательской работе и др.) проверяют соблюдение требований стандартов на соответствующие текстовые документы (для конструкторской документации – ГОСТ 2.105 и ГОСТ 2.106, для исследовательской – ГОСТ 7.32 и т.д.); соответствие форм представления показателей и расчетных величин нормативным данным, установленным в стандартах и других нормативных документах и т.д.

Для нормоконтроля текстовых документов, содержащих описания методик выполнения измерений, математической обработки результатов измерений, включающих параметры, представленные физическими величинами, вне зависимости от «основной юрисдикции документа» (документация конструкторская, технологическая или исследовательская) обязательна проверка на соответствие требованиям нормативных документов Системы обеспечения единства измерений.

Наиболее часто приходится привлекать для проверки стандарты, регламентирующие физические величины и единицы физических величин (ГОСТ 8.417), требования к методикам выполнения измерений (ГОСТ 8.010 – 99) и к нормируемым метрологическим характеристикам средств измерений (ГОСТ 8.009 – 84). Очевидна необходимость соблюдения требований к терминологии, в частности установленных нормативным документом РМГ 29 – 99. Кроме того, при наличии в тексте результатов измерений, следует контролировать их соответствие требованиям Системы обеспечения единства измерений в части представления оценок погрешностей (МИ 1317 – 86) или неопределенности измерений в соответствии с документами, регламентирующими описание неопределенности измерений (Руководство по представлению неопределенности измерений или РМГ 43 – 2001). При включении в текст описаний обработки результатов многократных измерений следует учитывать требования ГОСТ 8.207 – 76.

При экспертизе любых текстовых документов можно использовать достаточно хорошо разработанные требования к изложению текста, позаимствованные из ГОСТ 2.105.

Например, представляются бесспорными следующие требования:

- текст документа должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований;

- в документах должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – термины, обозначения и определения общепринятые в научно-технической литературе;

- условные буквенные обозначения, изображения или знаки должны соответствовать принятым в действующем законодательстве и стандартах, причем в документе дают пояснения к обозначениям параметров (например, "Временное сопротивление разрыву Q");

- при использовании условных обозначений, изображений или знаков, не установленных действующими стандартами, их следует пояснять в тексте или в перечне обозначений;

- если в документе принята специфическая терминология, то в нем должен быть перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями;

- сокращения слов должны быть стандартными или общепринятыми (например, перечень допускаемых сокращений слов для конструкторских документов установлен в ГОСТ 2.316). Если в документе принята особая система сокращения слов или наименований, то в нем должен быть приведен перечень принятых сокращений;

- наименования одних и тех же объектов, приводимые в тексте документа и в иллюстрациях, должны быть одинаковыми;

- в тексте документа, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:

· применять математический знак минус (–) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово "минус");

· применять знак "Ø" для обозначения диаметра без указания числового значени (следует писать слово "диаметр");

· применять без числовых значений математические знаки, например > (больше), < (меньше), = (равно), ≥: (больше или равно), ≤ (меньше или равно), ≠ (не равно), а также знаки № (номер), % (процент);

· применять индексы стандартов, технических условий и других документов без регистрационного номера.

- в документе следует применять стандартизованные единицы физических величин, их наименования и обозначения в соответствии с ГОСТ 8.417. Наряду со стандартизованными единицами, при необходимости, в скобках указывают единицы ранее применявшихся систем. Применение в одном документе разных систем обозначения физических величин (национальной и международной) не допускается.

- в тексте документа числовые значения величин с обозначением единиц физических величин и единиц счета следует писать цифрами, а числа без обозначения единиц физических величин и единиц счета от единицы до девяти – словами.

Примеры. 1 Провести испытания пяти труб, каждая длиной 5 м.

2 Отобрать 15 труб для испытаний на давление.

В ГОСТ 2.105 и некоторых других нормативных документах говорится, что «если в тексте приводится ряд числовых значений, выраженных в одной и той же единице физической величины, то ее указывают только после последнего числового значения, например 1,50; 1,75; 2,00 м». Похожее требование установлено для указания диапазона числовых значений физической величины: «обозначение единицы физической величины указывается после последнего числового значения диапазона, например, от 1 до 5 мм». Это требование входит в противоречие с ГОСТ 8.417, который запрещает использовать числовые значения физических величин без указания единиц. Нельзя отделять единицу физической величины от числового значения (переносить их на разные строки или страницы).

Нельзя также применять сокращенные обозначения единиц без числовых значений. Исключения составляют указания единиц в заголовках, шапках и боковиках таблиц, а также случаи расшифровки обозначений в формулах.

Числовые значения величин в тексте следует указывать со степенью точности, которая необходима для обеспечения требуемых свойств изделия, при этом в ряду величин осуществляется выравнивание числа знаков после запятой.

Округление числовых значений величин до первого, второго, третьего и т.д. десятичного знака для различных типоразмеров, марок и т.п. изделий одного наименования должно быть одинаковым. Например, если градация толщины стальной горячекатаной ленты 0,25 мм, то весь ряд толщин ленты должен быть указан с таким же количеством десятичных знаков, например 1,50; 1,75; 2,00.

Дробные числа необходимо приводить в виде десятичных дробей, за исключением размеров в дюймах. При невозможности выразить числовое значение в виде десятичной дроби, допускается записывать в виде простой дроби в одну строчку через косую черту, например, 5/32.

В формулах следует применять, обозначения, установленные соответствующими государственными стандартами. Пояснения символов и числовых коэффициентов, входящих в формулу, если они не пояснены ранее в тексте, должны быть приведены непосредственно под формулой. Пояснения каждого символа следует давать с новой строки в той последовательности, в которой символы приведены в формуле. Первая строка пояснения должна начинаться со слова "где" без двоеточия после него.

Переносить формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак "х".

Формулы следует нумеровать сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают – (1). Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках, например, в формуле (2.1).

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В.1).

Примечания приводят в документах, если необходимы пояснения или справочные данные к содержанию текста, таблиц или графического материала. Примечания не должны содержать требований. Примечания следует помещать непосредственно после текстового, графического материала или в таблице, к которым относятся эти примечания, и печатать с прописной буквы с абзаца. Если примечание одно, то после слова "Примечание" ставится тире и примечание печатается тоже с прописной буквы. Одно примечание не нумеруют. Несколько примечаний нумеруют по порядку арабскими цифрами. Примечание к таблице помещают в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы.

В текстовом документе допускаются ссылки на стандарты, технические условия и другие документы при условии, что они полностью и однозначно определяют соответствующие требования и не вызывают затруднений в пользовании документом. Ссылаться следует на документ в целом или его разделы и приложения. Ссылки на подразделы, пункты, таблицы и иллюстрации не допускаются.

При ссылках на стандарты и технические условия указывают только их обозначение, при этом допускается не указывать год их утверждения при условии записи обозначения с годом утверждения в конце текстового документа под рубрикой «ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ».

В Пояснительной записке курсового проекта (курсовой работы) следует ясно изложить претензии к нормоконтролируемому документу в свободной форме с необходимыми пояснениями. Затем желательно содержание замечаний и предложений по результатам выполненной работы четко и кратко сформулировать, например, в форме перечня замечаний и предложений. Образец перечня замечаний и предложений нормоконтролера и пример заполнения его приведены в приложении к стандарту ГОСТ 2.111. Для использования в курсовом проекте (курсовой работе) этот перечень можно модифицировать, например, использовать табл. 3.1.

Таблица 3.1

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАМЕЧАНИЙ НОРМОКОНТРОЛЕРА

по _________________________________________

(наименование и обозначение изделия)

Обозначение документа Условная пометка Содержание замечаний Содержание предложений