Объекты метрологической и стандартизацонной экспертизы. Цели и задачи экспертизы

 

Типовые объекты метрологической и стандартизацонной экспертизы (нормоконтроля) представлены в ПРИЛОЖЕНИИ 1 «Варианты заданий на курсовой проект (курсовую работу)». В рамках указанных вариантов исполнитель может предложить конкретный объект, и если объем предполагаемой экспертной работы является достаточным, руководитель формулирует соответствующую тему курсового проекта (курсовой работы).

Объекты метрологической и стандартизацонной экспертизы (нормоконтроля) могут быть представлены:

· конструкторской документацией (комплекты чертежей, чертежи общего вида любых изделий, включая технологическое оборудование и средства измерений, чертежи сложных деталей);

· эксплуатационной документацией технологического оборудования и средств измерений (инструкция по эксплуатации, паспорт);

· технологической документацией (описания технологических процессов с обязательным наличием контрольных операций);

· документацией метрологического мероприятия (методика выполнения измерений, методика измерительного контроля, методика поверки или калибровки СИ, методика метрологической аттестации СИ и МВИ);

· материалами научных исследований, например такими, как отчет о научно-исследовательской работе (НИР), монография, статья и др.;

· нормативным документом (стандарт государственный, отраслевой нормативный документ, стандарт предприятия, технические условия и др.);

· научно-технической литературой, включая справочники и учебную литературу.

Обязательным условием является наличие стандартных требований к объекту в целом и/или его составным частям, а также элементов объекта, содержащих данные для метрологической экспертизы (требования к точности параметров, наличие операций измерений и/или измерительного контроля).

Конкретные цели метрологической и стандартизационной экспертизы объектов в рамках выполнения курсового проекта (курсовой работы) можно сформулировать после предварительного ознакомления с объектом экспертизы, например, в виде одного из следующих вариантов:

· обнаружить и зафиксировать явные ошибки объекта (дефекты оформления, дефекты содержания, включая неконтролепригодность параметров) и дать предложения по их устранению;

· обнаружить основные недостатки объекта, проанализировать причины их появления и наметить пути устранения;

· обнаружить повторяющиеся (типовые) недостатки объекта и предложить пути их устранения;

· выявить все значимые недостатки объекта и разработать пути их устранения.

Чем лучше проработан экспертируемый объект, тем уже может быть круг исследуемых вопросов и тем глубже анализ недостатков и более объемным предложения методов их устранения.

Цель и основные задачи экспертизы формулируют в первом разделе Пояснительной записки. По окончании работы исполнитель должен проверить, достигнута ли поставленная цель и решены ли задачи, на основании чего и составляется заключительная часть проекта (курсовой работы), в которой формулируются основные результаты проведенной работы.

Цели учебной экспертной работы существенно отличаются от целей практической экспертизы, в ходе которой должны быть выявлены все дефекты объекта. Наряду с основной целью экспертизы (экспертное исследование объекта и его элементов) у автора курсового проекта (курсовой работы) есть дополнительная цель – демонстрация уровня квалификации исполнителя.

Стандартизационная и метрологическая экспертиза объектов включает решение следующих задач:

· обнаружение ошибок, связанных с оформлением документа (неправильные термины и обозначения, некорректная структура, несоответствие содержания разделов заголовкам, устаревшая информация и т.п. дефекты);

· обнаружение содержательных ошибок экспертируемого объекта, включая неполноту состава (содержания), неправильное использование терминологии; некорректное применение понятий, зависимостей, аналогов, ошибки в логических построениях, допущениях, расчетах и др.;

· обнаружение неконтролепригодных требований и норм;

· обнаружение противоречий содержания элементов экспертируемого объекта фундаментальным законам, общепризнанным положениям и закономерностям, требованиям действующих нормативных документов и т.д.;

· обнаружение противоречий внутри экспертируемого объекта (несоответствие элементов, их взаимоисключающие требования или свойства).

Могут быть поставлены и другие задачи, например, такие как определение соответствия объекта и использованных в нем аналогов, поиск причин ошибок при заимствовании аналогов. Для конструкции – оценка правильности составления и расчетов размерных цепей, для аналитической работы – оценка правильности применения и вывода математических зависимостей и др.

В основные задачи экспертизы объекта, представленного любым документом, при выполнении курсового проекта (курсовой работы) в обязательном порядке следует включить:

· обнаружение ошибок, связанных с оформлением документа (в том числе ошибок в обозначениях физических величин, формах представления результатов измерений, ментрологических характеристик);

· обнаружение неконтролепригодных требований и норм;

Другие задачи включаются по необходимости.

При решении основных задач могут появиться сопряженные с ними дополнительные задачи, вызванные необходимостью устранения обнаруженных недостатков. Если эти задачи не требуют выполнения больших объемов работы, они могут быть доведены до окончательного решения, в противном случае в рамках выполнения курсовой работы и курсового проекта только намечают путь решения или обозначают его ход.