Выращивание саженцев

Саженцы деревьев и кустарниковв зависимости от их назначения, био­логических особенностей породы (быстроты роста), почвенно-климатических ус­ловий выращивают в школьных отделениях от 2 до 10 лет, а иногда и более. Школьное отделение в лесных питомниках может состоять из первой, второй, третьей школ древесных пород, школы кустарников, комбинированной школы деревьев и кустарников.

В первую школу древесных пород и школу кустарников обычно весной вы­саживают 1-2-летние сеянцы и укорененные черенки. Срок выращивания са­женцев кустарников в первой школе 2-3 года, деревьев 3-5 лет. Во вторую школу древесных пород высаживают для доращивания 3-5-летние, а в третью 6-10-летние саженцы, которые затем используют для озеленения городов, до­рог и других объектов. Перевод первой школы в третью можно осуществить раз­реживанием саженцев в ряду и удалением каждого второго ряда.

В уплотненных школах выращивают саженцы хвойных пород. Так, саженцы ели выращивают в уплотненной школе с применением ленточной схемы размещения, со­стоящей из 3-5 рядов, и размещением в них саженцев 0.2-0.4 м на 0.1-0.2 м.

В комбинированной школе выращивают саженцы медленнорастущих листвен­ных пород в течение 6-12 лет с хвойными породами или кустарниками. Лиственные породы высаживают рядами на расстоянии 2.4-3.0 м и 4.0-4.5 м, а между ними по ленточной схеме высаживают 3-5 рядов ели на расстоянии между рядами 0.4-0.5 м, а при их уплотнении 0.2-0.4 с шагом посадки 0.1-0.2 метра.

Саженцы древесных пород для защитного лесоразведения выращивают с размещением рядов через 0.8-1.0 м и в ряду через 0.2-0.4 м. Саженцы кус­тарников выращивают по 3-рядной схеме с размещением 0.4x0.1 м.

За период роста саженцев с длительным сроком выращивания междурядья используют несколько раз.Перед посадкой в школу у сеянцев, укорененных черенков и отводков уда­ляют поврежденные корни и подрезают корневую систему, чтобы она была не длиннее 20 см. У кустарников укорачивают и надземную часть. При пересадке саженцев подрезают поломанные и загнившие корни, а уходящие в сторону укорачивают на 1/4-1/5 части длины.

Размещение саженцев в школьных отделениях питомника описаны в таблице приложения 2.

Саженцы ели, сосны кедровой, лиственницы выращивают в уплотненных школах, применяя 4-польный севооборот, где 1 поле занято паром (ранним, занятым, сидеральным, черным) и 3 поля - саженцами.

Уход за саженцами в школьных отделениях заключается в уничтожении сор­няков, рыхлении почвы, подкормке растений, поливе и борьбе с вредителями и болезнями.

Вы­ращенный в питомнике посадочный материал (сеянцы и сажен­цы) выкапывают (весной до распускания почек или осенью после окончания роста и одревеснения побегов), сортируют, учитывают и перевозят к местам посадки. На каждую партию посадочного материала должно быть удостоверение о его качестве. Чтобы не высохли корни их окунают в «болтушку» (в глинистой почве выкапывается небольшая ямка, заливается водой и перемешивается до состояния сметаны), затем заворачивают во влажную тряпку и помещают в пакет.

Пример практической работы с семенами на школьном питомнике (по В.П.Ливенцеву, с изменениями автора)

Тема. Определение нор­мы высева семян сосны обыкновенной при по­севе их в лесном питомнике.

Цель. Научиться определять чистоту, всхожесть, класс качества и фактическую норму высева семян.

Оборудование. Семе­на сосны обыкновенной, аппа­рат для проращивания семян, весы, пинцет, рабочая тетрадь.

Ход работы.

1. Из семян сосны отбирается исходный образец (200 граммов) и разравнивается в виде квадрата, который делится по диагонали на 4 части. Берётся одна часть — средний образец и определяется его масса.

2. Определение чистоты семян происходит следующим образом: средний образец семян вы­сыпается на стол и с помощью пинцета отсортировывается. Выде­ляются: чистые семена сосны; отходы (мелкие, щуплые, пустые, загнившие и поврежденные семена); примеси (семена других пород и сорных растений, земля, песок, живые вредители семян и их личинки, хвоинки и прочий мусор). Чистые семена сосны взвешиваются и определяется их относитель­ная чистота (в %): масса чистых семян делится на массу среднего образца и умножается на 100. Результаты записываются в рабочую тетрадь.

3. Определяется масса 1000 семян: из отсортирован­ных семян сосны отсчитываются 1000 штук (без выбора) и взвешиваются. Результат записывается.

4. Для определения всхожести семян сосны берутся 100 штук семян и замачиваются в воде примерно на сутки при темпе­ратуре 18—20° С. Подготавливается аппарат для проращивания семян: тщательно промываются кипятком поднос, стеклянные колпачки, а также дно и стенки ванны; в течение 10 мин кипятятся фланелевые подкладки с фитилями. Затем в ванну наливается вода и устанавливается над нею поднос. На подносе раскладываются фланелевые подкладки, а их фитили опускаются через отверстия в воду. На подкладки укладываются 2—3 слоя фильтроваль­ной бумаги и на неё пинцетом раскладываются семена сосны. Они накрываются стеклянным колпачком, имеющим вентиляционное отвер­стие в верхней части. Семена проращиваются при температуре не ниже 24° С. Ежедневно в течение 6 ч воду в аппаратах постепенно подогревается с 24 до 36° С. При этом температура ложа семян будет колебаться от 20 до 30° С. За­тем температура воды снижается до 24° С и поддерживается на этом уровне до следующего дня.

В середине срока проращивания (па 7-й или 8-й день) вода в аппарате меняется. Уровень воды в аппарате должен поддер­живаться на 2—3 см ниже ложа семян.

Через 15 дней подсчитывается количество проросших семян. Усосны семена считаются проросшими, если у них образовались здоровые нормальные корешки длиной не менее длины семени. Количество проросших семян относится к числу заложенных (100 шт.) на проращивание и определяется всхожесть семян сос­ны этого образца в процентах.

5. Чтобы определить фактическую норму высева семян исследованного образца необходимо сравнить полученную мас­су 1000 семян с приведенной в таблице 7 (для семян I класса). Если она отличается, то норму высева (А) следует уточнить по формуле (см. выше). Окончательная норма высева семян устанавливается с учетом класса качества. Если семена оказались II класса, то определенную норму высева надо увеличить на 30%, а для семян III класса — вдвое.

Вывод. Сделайте вывод о чистоте, всхожести, классе качества и фактической норме высева семян исследуемого образца

Контрольные вопросы и задания:

1. Из каких частей состоит лесной питомник?

2. Расскажите о различных способах посева семян.

3.Самостоятельно проведите посев семян различными способами.

4.Решите задачу на норму высева семян (см. формулу).

5.Познакомьтесь с работой питомника лесхоза. Проведите разные виды посева семян (под руководством специалистов).