Е) на обработанных участках запрещается сбор грибов, ягод, выпас скота, в связи с этим выставьте предупредительные щиты.
Пример практической работы с удобрениями на школьном питомнике (по В.П.Ливенцеву, с изменениями автора)
Тема Влияние минеральных удобрений на рост и развитие сеянцев хвойных пород.
Цель. Изучить сезонное влияние различных видов удобрений на рост и развитие сеянцев сосны, ели, лиственницы.
Оборудование. Лопаты, грабли, минеральные удобрения, микроудобрения, семена сосны (ели, лиственницы) из расчета 1,5 г на 1 м борозды, ведра, линейка, рейка (100x3х1 см), рабочая тетрадь.
Ход работы.
1.Заложите опыт для каждой культуры в трехкратной повторности по следующей схеме:
I вариант — минеральные удобрения (азотные, фосфорные, калийные) плюс гашеная известь.
II вариант — минеральные удобрения (азотные, фосфорные, калийные) плюс гашеная известь и раствор микроудобрений.
III вариант — раствор микроудобрений.
IV вариант — контроль без удобрений.
2. Ранней весной на учебно-опытном участке подготовьте площадку для опыта. Перекопайте почву на глубину 20 см, разрыхлите, выровняйте ее и разбейте на делянки.
3. У каждой делянки поставьте этикетку с порядковым номером. Сделайте бороздки для посева семян глубиной 0,5— 1,0 см и шириной 2—3 см. Расстояние между рядками 25 см, между крайними рядками соседних делянок — 5 см.
4. Подготовьте 3 вида смеси почвы с минеральными удобрениями для заделки семян в посевных бороздках (примерно по ¼ведра на каждую опытную делянку).
Смесь № 1 и № 2 приготовьте из извести и минеральных удобрений в соответствии с нормами, приведенными в таблице 2.
5. Посейте семена сосны (ели, лиственницы) из расчета 1,5 г семян на 1 метр борозды.
Таблица 2. Нормы внесения извести и минеральных удобрений при выращивании сеянцев хвойных пород (кг на 1 кубический метр почвы)
Порода | Удобрения, кг на 1 куб. м торфа или почвы | |||
Известь гашеная | Мочевина 46% | Суперфосфат 19% | Калийная селитра, 48% | |
Сосна | 3,00 | 0,27 | 1,70 | 0,70 |
Ель | 6,50 | 0,27 | 3,50 | 1,40 |
Лиственница | 8,0 | 0,54 | 1,70 | 0,70 |
6. Заделайте семена на первом и втором вариантах смесями № 1 и № 2, а на третьем и четвертом — обыкновенной почвой без удобрений. Глубина заделки 0,5—1,0 см. Посевные бороздки уплотните сверху катком или деревянной рейкой.
7. Приготовьте раствор микроудобрений в соответствии с нормами, указанными в таблице 3.
Таблица 3. Нормы внесения микроудобрений
Порода | Удобрения, г на м2 | ||||
Медный купорос | Борная кислота | Марганцевокислый калий | Цинк сернокислый | Молибденовокислый аммоний | |
Сосна | 4,1 | 1,13 | 0,32 | 0,32 | |
Ель | 4,1 | 1,13 | 0,32 | 0,32 | 0,32 |
Лиственница | 4,0 | 0,32 | 0,32 |
Микроудобрения растворите в воде (каждое отдельно) в концентрации 0,02%. Раствор микроудобрений внесите равномерно по длине посевных рядков на втором и третьем вариантах.
8. В течение лета проводите наблюдения и уход за посевами (прополку от сорняков, рыхление почвы, полив).
9. Осенью на каждой делянке подсчитайте сохранившиеся до осени сеянцы, измерьте размеры их наземной и подземной частей, определите массу среднего сеянца по каждому варианту. Сравните полученные результаты между собой и с контрольным вариантом и сделайте выводы.
Результаты сведите в ведомость по форме таблицы 4.
Таблица 4. Данные опыта по изучению влияния удобрений
№ вари-анта | Время посева | Дата появле ния всхо- дов | Среднее количество сеянцев на 1 м | Средние размеры сеянцев, см | Толщина корневой шейки сеянца, мм | Средняя масса сеянца, граммы | |||
Весна | Лето | Осень | Высота побега | Длина главного корня | |||||
10. Сравните результаты роста и развития хвойных пород между собой.
Контрольные вопросы и задания:
1. Что такое компост и как его готовят?
2. Определите азотные, калийные и фосфорные удобрения по внешнему их виду.
3. Опишите способы внесения удобрений.
4. Рассчитайте нормы внесения удобрений по формуле
5. Расскажите о правилах техники безопасности при внесении удобрений.