Форма оценочного листа сотрудника
Работник (ФИО, должность)
Руководитель (ФИО, должность)
Дата
Должностные обязанности за истекший период
Требуемый результат
Оценка исполнения
Согласие с перечнем обязанностей
Деятельность за отчетный период:
¨ достижения (соотношение обязанностей и достигнутых результатов);
¨ оцениваемые качества (30-33);
¨ области возможных улучшений;
¨ потребность в специальном обучении;
¨ потребность в наставничестве;
¨ ожидания специалиста.
Итоговая оценка по 5-балльной шкале
Рекомендации руководителя
Подписи сторон
Комментарии менеджера по персоналу
Оценка может формулироваться следующим образом:
Не имеет необходимых профессиональных знаний и не стремится к ним
Не имеет достаточных профессиональных знаний
Имеет минимальные профессиональные знания
Имеет достаточные профессиональные знания
Обладает хорошими профессиональными знаниями
Обладает большими профессиональными знаниями и по ряду вопросов может давать консультации
7. Беседа с подчиненным, в рамках которой обсуждаются и оцениваются общие результаты деятельности в период между аттестациями (трудную работу лучше разделить на несколько частей и оценивать, как человек справлялся с каждой из них), рассматриваются пути ее улучшения, определяется необходимость дополнительного образования и повышения квалификации, обсуждаются планы на будущее.
8. По итогам беседы руководитель выставляет подчиненному оценку (при этом он может пользоваться как собственными критериями, так и официальными нормативами, принимать во внимание результат прежних аттестаций, участие в конкурсах и проч.) и сопровождает ее письменными комментариями, заносимыми в оценочный лист (индивидуальные планы и оценочные формы должны утверждаться руководителями высшего уровня).
Сложнее всего оценивать середняков: можно перехвалить или упустить. Поэтому следует помнить, что можно оценивать не всю деятельность, а конкретную работу.
Собеседование всегда должно заканчиваться на оптимистической ноте.
9. Постановка целей и задач на предстоящий период и разработка плана профессионального развития.
10. Дача заключения и заполнение оценочного листа (на основе этого листа служба персонала может контролировать деятельность самого руководителя, а работник ¾ обжаловать полученную оценку).
Кроме того, руководитель заполняет отчет, в котором отражаются:
¨ обсуждавшиеся темы (профессиональные качества и их изменение за период, направления совершенствования, предпринимаемые в этой области шаги, препятствия, необходимая помощь со стороны организации и руководства, личные цели и проч.);
¨ отношение сотрудника к высказанным критическим замечаниям;
¨ новая информация, полученная о сотруднике, и изменение в связи с этим взглядов на него;
¨ его перспективы;
¨ общие выводы и конкретные, аргументированные, реалистичные, без эмоций комментарии к оценке.
Руководитель должен подробно обосновать мнение по каждому параметру и подкрепить соответствующими примерами. Это несложно при постоянном мониторинге исполнителей, фиксации основных моментов их деятельности и результатов, например, с помощью дневниковых записей.
В то же время не все руководители готовы дать конструктивную реальную оценку, особенно если она негативная, а у подчиненного трудный характер.
11. Осуществление практических мероприятий.
По итогам аттестации в западных фирмах принято проводить беседы с сотрудниками на основе следующих подходов:
1. «Расскажи-продай». Работнику сообщаются результаты и конкретные рекомендации, как улучшить работу. Этот подход целесообразен, когда работник уважает руководителя, желает исправить недостатки, но не представляет, как и что надо делать.
2. «Расскажи-послушай». Работнику сообщаются результаты оценки и дается возможность высказать собственное мнение. Этим снижается сопротивление переменам, улучшается отношение к руководителю, увеличивается вероятность изменить взгляды работника.
3. «Решение проблемы». Работника в процессе беседы убеждают в необходимости больше внимания уделять своему росту и развитию.
Руководителей оценивают непосредственные начальники, коллеги (последние обычно оценку завышают), комитеты (оценивают объективно). Самооценка, как правило, завышается.
Условиями эффективности оценочных бесед руководителя с подчиненными являются:
¨ хорошая подготовка;
¨ владение руководителя необходимым материалом;
¨ комфортная, расслабляющая обстановка наедине;
¨ поощрение сотрудника к активности (он должен говорить не менее половины времени) и самооценке;
¨ ведение записей (но это инструмент, а не самоцель), которые должны быть доступными для аттестуемых;
¨ аккуратность в формулировке недостатков (цель беседы не их фиксация, а поиск путей решения проблемы);
¨ обсуждение плана личного развития, конкретизирующего задачи сотрудника на предстоящий период в тесной связи с целями организации, ориентированность на развитие.