Административное правонарушение: понятие, юридический состав, виды.
Адм. Правонарушением, в соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ признается противоправное, виновное действие (бездействие) физ. или юр. лица, за кот. КоАПом или законами субъектов РФ об адм. правонаруш-ях установленная адм. отв-ть.
В характеристике признаков адм. правонаруш. ключевыми явл-ся понятия действие и бездействие, кот. образуют такое противоправное понятие, как деяние.
Действие – активная форма повед. правонарушителя, непосредственно связанная с невыполнением обязанностей и закон. требований, нарушением запрета (вождение пьяного за рулем).
Бездействие – пассивная форма повед. правонарушителя, непоср. связанная с невыполнением обязанностей и зак. требований (не приобрел лицензию).
Признаки адм. правонаруш-я:
Антиобщественность. По соц. значимости деяние, причиняющее вред закон. интересам граждан, общества и гос-ва, явл-ся антиобщественным;
Противоправность – закл-ся в соверш. деяния, нарушающего нормы адм. и иных отраслей права (труд., земельного и пр.), кот. охраняются мерами адм. ответственности;
Виновность. Зак-во рассматривает противоправное деяние, соверш. лицом, в ка-ве адм. правонаруш-я только в том случае, если имеет место вина лица, т.е. содеянное было осущ-влено умышленно или по неосторожности.
Наказуемость деяния. Адм. правонарушением признается только то деяние, за кот. зак-вом предусмотрена адм. отв-ть.
Под составом адм. правонаруш. поним-ся установленная правом совокупность признаков (элементов), при наличии кот. антиобщественное деяние может повлечь адм. отв-ть.
Элементами состава адм. правонаруш-я явл-ся: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.
1. Объект адм. правонаруш. – общ. отнош-я, возникающие в сфере гос. управления, регулируемые нормами права и охран. мерами адм. отв-ти (общий объект).
2. Объективная сторона адм. правонаруш-я. Заключ-ся в деянии (действии или бездействии), кот. выраж-ся в нарушении установленных адм.-правовыми нормами правил. Содержание объективной стороны может включать характер деяния:
а) повторность. В соотв. с законод-вом под повторностью подраз-ся соверш. одним и тем же лицом в течение года однородного правонаруш-я, за кот. оно уже подверглось адм. наказанию.
б) длящееся правонаруш-е. Длящимся явл-ся действие или бездействие, сопряженное с последующим длительным невыполнением обязанностей, возложенных на виновного зак-м под угрозой адм. отв-ти.
3 Субъектом адм. правонаруш. явл-ся лицо, совершившее адм. правонаруш. По действ. зак-ву субъектами адм. правонаруш. признаются коллективные и индивидуальные субъекты.
Коллективные субъекты – юр. лица и иные коллект. образования.
Индивидуальные субъекты – граждане и др. категории лиц, обладающие адм.-правовым статусом с учетом их правового положения, выполняемых проф. и соц. функций.
4. Субъективная сторона адм. правонаруш. – психическое отношение субъекта к соверш-мому противопр. действию или бездействию и его последствиям. Может быть выражено в форме:
а) умысла. Умышл. действие или безд. означ-т, что лицо, соверш. его, сознавало противопр. хар-р своего действия или безд., предвидело его вредные посл-я и желало их или сознательно допускало наступл-е этих посл-й либо относилось к ним безразлично;
б) неосторожности. Адм. правонарш. призн-ся соверш-м по неостор., если лицо, его совершившее, предвидело возм-ть наступл-я вредных посл-й своего действия (безд.), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступл-я таких посл-й, хотя должно было и могло их предвидеть
Физические и юридические лица как субъекты административной ответственности. Права и обязанности лиц, привлекаемых к административной ответственности и иных участников производства по делам об административных правонарушениях.
Применительно к физическим лицам общим субъектом адм-й отв-ти явл. лица, совершившие адм-е прав-я, которые достигли 16-летнего возраста, вменяемое, т.е. способным по состоянию своего психического здоровья осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия).
Невменяемые лица, которые в силу хронического или временного психического расстройства не могли осознавать характер своих действий (бездействия), не являются субъектами адм-й отв-ти и не могут быть привлечены к отв-ти.
Юр. лица подлежат адм. ответственности за совершение правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП и законами субъектов РФ.
Признание юр. лица субъектом адм. ответственности на уровне единого закона означает, что в случае привлечения юр. лица к адм. ответственности на него распространяются в равной мере общие задачи, принципы законодательства об адм. правонарушениях, правила назначения адм. наказаний, процессуальный порядок возбуждения, рассмотрения, вынесения решения о привлечении к ответственности и его исполнения.
Ответственность юридических лиц наступает только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина
При этом юр. лицо, привлекаемое к адм. ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.
За совершение адм. правонарушений юридическим лицом могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета адм. правонарушения, административное приостановление деятельности
Вид и размер адм. наказания налагается на юр. лицо с учетом характера правонарушения, имущественного и финансового положения юр. лица, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность (см. комментарий к ст.4.1).
Назначение адм. наказания юр. лицу не освобождает от адм. ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к адм. ответственности физического лица не освобождает от адм. ответственности за данное правонарушение юр. лицо.
Ин. граждане, лица без гражданства и ин. юридические лица, совершившие на территории РФ адм. правонарушения, подлежат адм. ответственности на общих основаниях.
Не подлежат адм. ответственности иностранные граждане, совершившие на территории РФ адм. правонарушение, но пользующиеся иммунитетом от адм. юрисдикции РФ в соответствии с федеральными законами и международными договорами РФ. Иммунитет от адм. юрисдикции распространяется на глав дипломатических представительств, членов дипломатического персонала, членов их семей, глав консульских представительств и некоторых консульских должностных лиц, а также членов государственных делегаций, осуществляющих официальные визиты в Российскую Федерацию. Вопрос об адм. ответственности вышеперечисленных лиц разрешается в соответствии с нормами международного права.
К участникам производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с КоАП РФ отнесены следующие субъекты: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического или юридического лица, защитник, представитель, свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик, прокурор (ст. 25.1). Указанные лица наделены определенными правами, и на них возложены соответствующие обязанности.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника
Потерпевшийвправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Свидетельобязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
Свидетель вправе:
1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;
2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;
3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;
4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.
Понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.
Специалист обязан:
1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
2) участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;
3) удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.
Специалиствправе:
1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;
2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
3) делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.
Эксперт обязан:
1) явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;
2) дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.
Эксперт имеет право отказаться от дачи заключения, если поставленные вопросы выходят за пределы его специальных познаний или если предоставленных ему материалов недостаточно для дачи заключения.
Эксперт вправе:
1) знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;
2) с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;
3) указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.
Прокурор в пределах своих полномочий вправе:
1) возбуждать производство по делу об административном правонарушении;
2) участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;
3) приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.
Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора.
Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей по ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении в области предпринимательской деятельности, может быть допущен к участию в деле в качестве защитника.