Органы предварительного следствия. Их система, структура, полномочия.

Предварительное следствие – основной вид расследования преступления, в соответствии со ст.150, ч.2 УПК: производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением уголовных дел по которым производится дознание.

Органами предварительного следствия являются конкретные должностные лица – следователи.

До 2007 г. следователи состояли при 4 ведомствах:

1)органов внутренних дел;

2) ФСБ;

3) федеральной службе по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

4) органов прокуратуры.

Несмотря на то, что следователи состоят при 4 ведомствах, они обладают равным статусом, т.е. равными правами и обязанностями (они проводят следственные действия, принимают решение, привлекают лиц в качестве обвиняемого, признают потерпевших лиц, кому причинен моральный, физический, имущественный вред, применяют к подозреваемому, обвиняемому меры пресечения такие, как подписка о невыезде и надлежащем поведении, заключение под стражу, домашний арест).

После окончания предварительного следствия, которое производится в двухмесячный срок, следователь знакомит обвиняемого, его защитника, потерпевшего, гражданского истца и ответчика с материалами уголовного дела. И завершает предварительное следствие составлением итогового доказательства обвинительного заключения, которое вместе с уголовным делом направляется в прокуратуру для утверждения, а потом в суд. Предварительное следствие может быть завершено составлением постановления о прекращении уголовного дела, либо постановлением о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера.

В тоже время различается подследственность следователей каждого ведомства, т.е. круг дел, которые может расследовать следователь каждого из 4 ведомств (эти правила предусмотрены ст.151 УПК).

На протяжении 30 лет в нашем государстве обсуждается вопрос о создании единого следственного аппарата, желательно подчиненному президенту либо правительству (но не находящийся в каком-либо ведомстве из 4). Это обеспечило бы большую самостоятельность, независимость следователей от тех органов, при которых они состоят.

Попытка создания единого следственного аппарата затягивается из-за ряда причин: - нужны большие финансовые средства

- существовало опасение разрушения многолетних связей следователей с теми органами, при которых они состоят.

Однако первый шаг в решение этой проблемы сделан. ФЗ от 5.07.2007г. создание Следственного комитета при прокуратуре РФ, состоящий из 3 звеньев: 1) следственные органы по районам. Городам

2) следственные управления по субъектам

3) главное следственное управление

В других ведомствах все осталось по-старому, хотя руководят их деятельностью руководители следственных органов.

Органы: 1.следственные органы Следственного комитета при прокуратуре

2. следственные органы Следственного органа при МВД

3. следственные органы в составе ФСБ

4. следственные подразделения федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Органы предварительного следствия перечислены в ст.151 УПК.