Типы тестов

Тесты могут быть классифицированы:

1. По способу представления:

¨ вербальные (составленные с помощью слов);

¨ невербальные (например, в виде рисунка);

¨ имитационные (искусственно воссоздающие обстановку, близкую к реальной, в которой испытуемый должен действовать тем или иным образом) и проч.

2. По способу постановки задачи:

¨ стандартизованные;

¨ не стандартизованные.

3. По способу представления задания:

¨ прямые (четко сформулированные позиции);

¨ косвенные (кляксы, абстрактные рисунки).

4. По характеру требований к ответу ¾ свободные или связанные.

5. По степени полноты охвата объекта.

6. По содержанию. С этой точки зрения выделяют следующие типы тестов.

Тесты на двигательные физические способности (силу, быстроту реакции) используются по отношению к должностям, не требующим квалификации, но предполагающим затраты ручного труда. Они могут быть элементом предварительного испытания на рабочем месте, когда кандидат попадает в реальную обстановку предлагаемой работы.

 

Другим вариантом проверки физических возможностей является соответствующим образом составленный вопросник, учитывающий требования рабочего места.

 

Тесты на свойства личности: интересы, характер, общительность, хладнокровие, устойчивость, агрессивность, честность, способность к лидерству, квалификацию, опыт, умственные способности, стремления, ожидания.

Тесты на достижения (оценка знаний, успехи в тех или иных областях).

Тесты на интеллект и общие способности.Интеллект не наблюдается прямо, а фиксируются отдельные формы его проявления и поведение человека в тех или иных ситуациях, специфические качества и следующие умения:

¨ комбинировать;

 

Например, в таблице вперемешку приводятся цифры от 1 до 25 и от I до XXIV.

Требуется:

¨ расположить арабские цифры в порядке возрастания;

¨ римские цифры ¾ в порядке убывания;

¨ попеременно арабские в порядке возрастания, а римские в порядке убывания.

 

¨ концентрировать и переключать внимание;

¨ абстрактно, логически и математически мыслить;

¨ воображать, фантазировать;

¨ правильно произносить, писать слова, расставлять знаки препинания;

¨ читать тексты и отвечать на вопросы, касающиеся их содержания;

¨ решать арифметические задачи, осуществлять операции с числами;

¨ понимать смысл слов, устную и письменную информацию, упорядочивать ее;

¨ анализировать факты и делать заключения, устанавливать причинные связи;

¨ классифицировать и кодировать управленческую информацию в соответствии с заданными правилами;

¨ располагать имена в алфавитном порядке, числа в порядке возрастания или убывания;

¨ связно говорить;

¨ запоминать вербальную и невербальную информацию;

¨ видеть различия в деталях и т. п.

 

Американский комплекс тестов САТВ для определения общих способностей состоит из 12 тестов, измеряющих следующие способности:

¨ общий уровень интеллекта;

¨ умение понимать указания;

¨ способность воспринимать абстрактные принципы;

¨ умение рассуждать и оценивать;

¨ владение словом ¾ способность быстро понимать значение слов и эффективно пользоваться ими;

¨ владение числом ¾ умение быстро и точно производить арифметические действия;

¨ пространственная ориентация ¾ мысленное восприятие геометрических фигур в двухмерном и трехмерном пространстве, представление движения объектов в пространстве;

¨ восприятие формы;

¨ восприятие и выделение существенных деталей в речи и табличных материалах;

¨ моторная координация глаз, рук, пальцев ¾ подвижность пальцев, ловкость рук.

Этих тестов достаточно для использования человека в той или иной сфере профессиональной деятельности, но не в конкретной профессии или на рабочем месте.

 

Тесты на специальные умственные способности (тесты дарований).

Имитационные тесты моделируют реальные условия работы.

Комплексные тесты, в состав которых входят сотни, а порой тысячи вопросов, а также различные специальные виды испытаний.

Психометрические тесты выявляют определенные качества, способности действовать в экстремальных ситуациях.

Тесты производительности общие (умение концентрироваться, активность); специальные (точность, время реакции, проворность, ловкость, способность быстро ориентироваться; сенсорика, моторика, различение цветов и проч.).

Тесты на профессиональный уровень в конкретных сферах деятельности (пригодность для решения тех или иных проблем, выполнения работы на данном месте, наличие интереса к работе, владение смежными операциями; скорость и точность выполнения работы).

Тесты на способность к обучению.

Тесты на темперамент.

Тесты на деловые качества (способности к управлению людьми, аккуратность, усидчивость, тщательность, исполнительность).

Тесты на интересы и склонности.

Тесты на сенсорные и моторные функции.

Проекционные тесты дают общее представление о личности.