Типы тестов
Тесты могут быть классифицированы:
1. По способу представления:
¨ вербальные (составленные с помощью слов);
¨ невербальные (например, в виде рисунка);
¨ имитационные (искусственно воссоздающие обстановку, близкую к реальной, в которой испытуемый должен действовать тем или иным образом) и проч.
2. По способу постановки задачи:
¨ стандартизованные;
¨ не стандартизованные.
3. По способу представления задания:
¨ прямые (четко сформулированные позиции);
¨ косвенные (кляксы, абстрактные рисунки).
4. По характеру требований к ответу ¾ свободные или связанные.
5. По степени полноты охвата объекта.
6. По содержанию. С этой точки зрения выделяют следующие типы тестов.
Тесты на двигательные физические способности (силу, быстроту реакции) используются по отношению к должностям, не требующим квалификации, но предполагающим затраты ручного труда. Они могут быть элементом предварительного испытания на рабочем месте, когда кандидат попадает в реальную обстановку предлагаемой работы.
Другим вариантом проверки физических возможностей является соответствующим образом составленный вопросник, учитывающий требования рабочего места.
Тесты на свойства личности: интересы, характер, общительность, хладнокровие, устойчивость, агрессивность, честность, способность к лидерству, квалификацию, опыт, умственные способности, стремления, ожидания.
Тесты на достижения (оценка знаний, успехи в тех или иных областях).
Тесты на интеллект и общие способности.Интеллект не наблюдается прямо, а фиксируются отдельные формы его проявления и поведение человека в тех или иных ситуациях, специфические качества и следующие умения:
¨ комбинировать;
Например, в таблице вперемешку приводятся цифры от 1 до 25 и от I до XXIV.
Требуется:
¨ расположить арабские цифры в порядке возрастания;
¨ римские цифры ¾ в порядке убывания;
¨ попеременно арабские в порядке возрастания, а римские в порядке убывания.
¨ концентрировать и переключать внимание;
¨ абстрактно, логически и математически мыслить;
¨ воображать, фантазировать;
¨ правильно произносить, писать слова, расставлять знаки препинания;
¨ читать тексты и отвечать на вопросы, касающиеся их содержания;
¨ решать арифметические задачи, осуществлять операции с числами;
¨ понимать смысл слов, устную и письменную информацию, упорядочивать ее;
¨ анализировать факты и делать заключения, устанавливать причинные связи;
¨ классифицировать и кодировать управленческую информацию в соответствии с заданными правилами;
¨ располагать имена в алфавитном порядке, числа в порядке возрастания или убывания;
¨ связно говорить;
¨ запоминать вербальную и невербальную информацию;
¨ видеть различия в деталях и т. п.
Американский комплекс тестов САТВ для определения общих способностей состоит из 12 тестов, измеряющих следующие способности:
¨ общий уровень интеллекта;
¨ умение понимать указания;
¨ способность воспринимать абстрактные принципы;
¨ умение рассуждать и оценивать;
¨ владение словом ¾ способность быстро понимать значение слов и эффективно пользоваться ими;
¨ владение числом ¾ умение быстро и точно производить арифметические действия;
¨ пространственная ориентация ¾ мысленное восприятие геометрических фигур в двухмерном и трехмерном пространстве, представление движения объектов в пространстве;
¨ восприятие формы;
¨ восприятие и выделение существенных деталей в речи и табличных материалах;
¨ моторная координация глаз, рук, пальцев ¾ подвижность пальцев, ловкость рук.
Этих тестов достаточно для использования человека в той или иной сфере профессиональной деятельности, но не в конкретной профессии или на рабочем месте.
Тесты на специальные умственные способности (тесты дарований).
Имитационные тесты моделируют реальные условия работы.
Комплексные тесты, в состав которых входят сотни, а порой тысячи вопросов, а также различные специальные виды испытаний.
Психометрические тесты выявляют определенные качества, способности действовать в экстремальных ситуациях.
Тесты производительности общие (умение концентрироваться, активность); специальные (точность, время реакции, проворность, ловкость, способность быстро ориентироваться; сенсорика, моторика, различение цветов и проч.).
Тесты на профессиональный уровень в конкретных сферах деятельности (пригодность для решения тех или иных проблем, выполнения работы на данном месте, наличие интереса к работе, владение смежными операциями; скорость и точность выполнения работы).
Тесты на способность к обучению.
Тесты на темперамент.
Тесты на деловые качества (способности к управлению людьми, аккуратность, усидчивость, тщательность, исполнительность).
Тесты на интересы и склонности.
Тесты на сенсорные и моторные функции.
Проекционные тесты дают общее представление о личности.