Структура персонала
Под структурой персонала (социальной структурой организации) понимается количественное соотношение между группами работников, задаваемое технологической и организационной структурами предприятия. Свое выражение она находит в штатном расписании, которое отражает ее нормативное состояние.
Структура персонала может быть статистической и аналитической.
Статистическая структура отражает его распределение и движение в разрезе категорий и групп должностей.
Выделяют:
¨ персонал основных видов деятельности (лица, работающие в основных и вспомогательных, научно-исследовательских и опытно-конструкторских подразделениях, аппарате управления, занятые созданием продукции, услуг или осуществляющие обслуживание этих процессов);
¨ персонал неосновных видов деятельности (работники ремонтного, жилищно-коммунального хозяйства, подразделений социальной сферы).
Все они в своих подразделениях занимают должности руководителей, специалистов, рабочих, и основные сведения о них содержатся в текущей отчетности.
Аналитическая структура определяется на основе специальных исследований и расчетов и подразделяется на общую и частную.
В разрезе общей структуры персонал рассматривается по таким признакам, как стаж работы, образование, профессия. Частная структураотражает соотношение отдельных категорий работников, например «занятые тяжелым трудом с помощью простейших приспособлений и без них», «выполняющие работу вручную, не при машинах», «выполняющие ручную работу по обслуживанию машин и механизмов», «занятые на обрабатывающих центрах» и проч.
Критерием оптимальности структуры персонала является соответствие численности работников различных должностных и профессиональных групп выполняемым им объемам работ, выраженным в затратах рабочего времени. Это позволяет минимизировать трудозатраты на выполнение соответствующих функций и повышающую надежность работы аппарата.
По характеру трудовых функций персонал разделяется на рабочих и служащих.
Рабочие непосредственно создают материальные ценности или оказывают услуги производственного характера. Принято различать основных и вспомогательных рабочих. Первые заняты в технологических процессах, изменяющих форму, структуру, свойства, пространственное положение предмета труда. Вторые связаны с обслуживанием оборудования и рабочих мест во вспомогательных подразделениях ¾ ремонтных, инструментальных, транспортных, складских.
Особо выделяют рабочих механизированного и ручного труда по следующим категориям:
¨ работающие при помощи автоматов;
¨ выполняющие работу при помощи машин, механизмов, приборов, установок;
¨ обслуживающие машины, станки, установки, приборы;
¨ выполняющие работы вручную;
¨ выполняющие работы без применения машин и механизмов;
¨ выполняющие работы по ремонту и наладке машин и механизмов.
Рабочие классифицируются также по профессиям, возрасту, формам и системам оплаты труда, стажу.
К рабочим относится и младший обслуживающий персонал, занятый в основном оказанием услуг, не связанных с основной деятельностью (дворники, курьеры, уборщики непроизводственных помещений, водители персональных автомобилей руководства и автобусов, перевозящих сотрудников).
Служащие осуществляют организацию деятельности людей, управление производством, административно-хозяйственные, финансово-бухгалтерские, снабженческие, юридические, исследовательские и другие функции. Таким образом, можно говорить об управленческих и неуправленческих служащих, не осуществляющих наблюдение за другими.
Служащие относятся к профессиональной группе лиц, занятых преимущественно умственным, (в основном интеллектуальным) трудом.Они объединяются в несколько подгрупп.
1. Руководители, к которым относят также их заместителей и главных специалистов (например, главного бухгалтера, главного экономиста), государственных инспекторов.
В совокупности они образуют администрацию, включающую также отдельных лиц, не относящихся к руководству и выполняющих вспомогательные управленческие функции, например, сотрудников кадровых служб.
2. Специалисты ¾ работники, выполняющие квалифицированные виды профессиональной деятельности (разработку вариантов решения отдельных производственных, технических и управленческих проблем, выбор и принятие которых входит в компетенцию руководителей). Это экономисты, юристы, инженеры.
В зависимости от уровня подготовки различают специалистов высшей и средней квалификации. Первые осуществляют руководство производственно-техническими и творческими процессами; вторые являются ответственными исполнителями работ.
Специалисты могут являться главными, ведущими или старшими и иметь категорию, характеризуемую номером.
Старший специалист, наряду с исполнением своих обычных обязанностей специалиста, может руководить группой коллег ¾ рядовых исполнителей, не выделенной в самостоятельное подразделение. Это руководство не имеет административного характера, а сводится преимущественно к координации и консультированию. Он может быть также единоличным ответственным исполнителем какой-то работы, не имеющим подчиненных.
Ведущий специалист выполняет те же обязанности, что и старший, но осуществляет дополнительно методическое руководство, а главный координирует работу ведущих и старших специалистов.
3. Другие работники, относящиеся к служащим, осуществляют подготовку и оформление документов, учет, контроль, хозяйственное обслуживание (например, кассиры, делопроизводители, архивариусы, коменданты).
На Западе различают следующие категории служащих:
¨ top management;
¨ middle management;
¨ loves management;
¨ инженерно-технический персонал и корпоративные служащие;
¨ работники, занятые физическим трудом;
¨ работники социальной инфраструктуры.
Занятие должности требует обладания соответствующей профессией и квалификацией.
Под профессией понимают совокупность специальных теоретических знаний, практических навыков и опыта, приобретенных человеком в результате специальной подготовки и работы в данной области, позволяющих осуществлять соответствующий вид деятельности, а также род занятий. Например, говорят о профессии менеджера, юриста, экономиста, врача.
В России профессии рабочих включаются в Общий классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, а должности управленческого персонала ¾ в соответствии с Единой номенклатурой должностей служащих и Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих. В тарифно-квалификационных справочниках по каждому разделу содержатся характеристика работы, требования к умениям, в необходимых случаях ¾ примеры работы.
Способность приемлемого выполнения профессиональных обязанностей в результате наличия у человека психических и психофизиологических качеств получила название профессиональной пригодности. Она может быть потенциальной (основывается на задатках, физических и психических свойствах человека) и реальной (складывается постепенно, в результате освоения им новых знаний и навыков).
Выделяют следующие параметры профессиональной пригодности:
¨ физические данные и состояние здоровья;
¨ квалификация, опыт;
¨ активность;
¨ соответствие требованиям, предъявляемым законодательством;
¨ психические особенности и способности;
¨ личные качества (характер, энергичность, самообладание, адаптивность);
¨ направленность личности и мотивированность;
¨ поведение во время и вне работы.
В пределах каждой профессии выделяются специальности ¾ виды деятельности, связанные с выполнением более ограниченных функций.
Так, специальностью в рамках профессии юриста будет соответствующая правовая отрасль ¾ гражданское право, уголовное право, государственное право и проч.
Опыт и практика увязывают навыки, знания и умения воедино, формируя квалификацию, т. е. степень профессиональной подготовки, необходимую для выполнения данных трудовых функций.
Различают квалификацию работы и квалификацию работника. Первая представлена совокупностью требований к тем, кто ее должен исполнять; вторая ¾ совокупностью приобретенных человеком профессиональных качеств, которые, в частности, обусловлены:
¨ уровнем общих и специальных знаний и организационных навыков (для руководителей);
¨ стажем работы в данной или аналогичной должности, необходимым для освоения профессии.
Квалификация присваивается специальной комиссией на основе всесторонней проверки знаний и опыта данного лица и юридически закрепляется в документах ¾ дипломах, свидетельствах и проч.
По степени квалификации рабочих принято разделять на следующие группы:
¨ высококвалифицированные ¾ окончившие профессиональные и средние специальные учебные заведения со сроком обучения 2-4 года;
¨ квалифицированные ¾ окончившие средние профессиональные или технические училища, прошедшие производственное обучение на предприятиях в течение 6-24 мес.;
¨ малоквалифицированные ¾ прошедшие производственную подготовку в течение 2-5 мес.;
¨ неквалифицированные ¾ прошедшие практическое обучение или инструктаж на рабочих местах в течение нескольких недель.
На Западе выделяют работников квалифицированного, полуквалифицированного и неквалифицированного труда.
Это выделение происходит в соответствии с такими основаниями, как:
¨ связь профессии с НТП (передовыми технологиями и продуктами);
¨ степень обновляемости результатов деятельности работников;
¨ уровень их общеобразовательной и профессиональной подготовки;
¨ диапазон выполняемых или контролируемых производственных или управленческих функций.
Чем выше квалификация работника, тем в меньшей степени его труд поддается регламентации, контролю и стимулированию.
Высококвалифицированные работники нуждаются в повышенной социальной защите, самостоятельности, создании условий для творчества, но одновременно готовы нести повышенную ответственность.
Совокупность знаний и навыков, специфических способностей работников, необходимых в конкретном трудовом процессе, называется профессиональной компетентностью.Выделяют следующие ее виды:
¨ функциональная (наличие специальных знаний и умение их реализовывать);
¨ интеллектуальная (способность к аналитическому мышлению);
¨ ситуативная (умение действовать в соответствии со складывающимися обстоятельствами);
¨ социальная (наличие коммуникационных и интеграционных способностей, умение поддерживать отношения, влиять, добиваться своего, правильно воспринимать и интерпретировать чужие мысли, выказывать к ним отношение, вести беседы и проч.).
Статистика позволяет рассчитывать ряд количественных показателей, характеризующих квалификацию персонала:
Чем ближе данный коэффициент к 1, тем лучше.
Квалификацию работников в определенной степени может характеризовать коэффициент специализации работников, определяемый с помощью следующей формулы:
а также коэффициент стажа работы в организации:
Различия в степени квалификации рабочих отражается в тарифном разряде (более высокий разряд соответствует более высокой квалификации). Иногда (например, на транспорте) последняя характеризуется классностью, но, в отличие от первого разряда, первый класс считается самым высоким.
Можно рассчитывать коэффициент среднего тарифного разряда как среднюю арифметическую разрядов, взвешенных по доле сотрудников:
где А1, А2, ..., Аn ¾ число сотрудников каждого разряда;
a1, a2, ..., an ¾ номер разряда;
SА ¾ общее число сотрудников.
При анализе персонала состав рабочих изучается также по профессиям, по возрасту, формам и системам оплаты труда, сменам, стажу. Возрастная структура персонала характеризуется долей лиц соответствующих возрастов в его общей численности. При изучении возрастного состава применяются следующие группировки: 16, 17, 18, 19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60-64, 65 и старше.
Структураперсонала по стажу может рассматриваться двояко: в плане общего стажа и стажа работы в данной организации. С общим стажем напрямую связан уровень производительности труда. Общий стаж группируется по следующим периодам: до 16 лет, 16-20, 21-25, 26-30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40 и более.
Стаж работы в организации характеризует закрепляемость кадров. Статистика выделяет следующие периоды для расчета этого показателя: до 1 года, 1-4, 5-9, 10-14, 15-19, 20-24, 25-29, 30 и более.
Структура персонала по уровню образования (общему и специальному) предполагает выделение лиц, имеющих высшее образование, незаконченное высшее (более полусрока обучения), среднее специальное, среднее общее, неполное среднее, начальное.
Целесообразно составлять таблицу сведений о расстановке специалистов с высшим и средним специальным образованием, которая может иметь следующий вид:
Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущему параграфу