Комплекс практических заданий

Задание 1.

1) Изучая теоретический материал по теме, заполните предложенную таблицу:

 

Философское направление Представители и произведения Содержание основных идей Ключевые понятия
Иррационализм      
Экзистенциализм      
Герменевтика      
Феноменология      
Персонализм      
Структурализм      
Марксизм      
Неомарксизм      
Аналитическая философия      
Прагматизм      
Позитивизм      
Постмодернизм      
… … …      

2) Дайте определение и раскройте смысловое содержание основных понятий темы, включенных Вами в таблицу.

Задание 3.

Раскройте понятие постмодерна в философии и сформулируйте суть его основных принципов, таких как антисистематичность, бессубъектное философствование, деконструктивизм, коллаж и цитирование.

Задание 4.

1) Прочитав отрывок из работы Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм»: Проанализируйте понимание человеческого существования в экзистенциализме на основании работы: «Атеистический экзистенциализм, представителем которого являюсь я, более последователен. Он учит, что даже если бога нет, то есть, по крайней мере, одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек, или, по Хайдеггеру, человеческая реальность. Что это означает: «существование предшествует сущности?». Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. И поскольку он представляет себя уже после того, как начинает существовать, и проявляет волю уже после того, как начинает существовать, и после этого порыва к существованию, то он есть лишь то, что сам из себя делает. Таков первый принцип экзистенциализма. Это и называется субъективностью, за которую нас упрекают. <…> Человек – это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста. Ничто не существует до этого проекта, нет ничего на умопостигаемом небе, и человек станет таким, каков его проект бытия. <…> Но если существование действительно предшествует сущности, то человек ответствен за то, что он есть. Таким образом, первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование» (Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева. М., 1989. С. 322-324).

2) Проанализируйте понимание человеческого существования в экзистенциализме на основании прочитанного и ответьте на вопрос: что означает выражение «существование предшествует сущности» применительно к объяснению человеческой жизни?

Задание 5.

1) Проведите философский анализ следующего отрывка из работы Ж.-П. Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм»: «… когда мы говорим, что человек ответствен, то это не означает, что он ответствен только за свою индивидуальность. Он отвечает за всех людей. Слово «субъективизм» имеет два смысла, и наши оппоненты пользуются этой двусмысленностью. Субъективизм означает, с одной стороны, что индивидуальный субъект сам себя выбирает, а с другой стороны – что человек не может выйти за пределы человеческой субъективности. Именно второй смысл и есть глубокий смысл экзистенциализма. Когда мы говорим, что человек сам себя выбирает, мы имеем в виду, что каждый из нас выбирает себя, но тем самым мы также хотим сказать, что, выбирая себя, мы выбираем всех людей. Действительно, нет ни одного нашего действия, которое, создавая из нас человека, каким мы хотели бы быть, не создавало бы в то же время образ человека, каким он, по нашим представлениям, должен быть. Выбрать себя так или иначе означает одновременно утверждать ценность того, что мы выбираем, так как мы ни в коем случае не можем выбирать зло. То, что мы выбираем, – всегда благо. Но ничто не может быть благом для нас, не являясь благом для всех. Если, с другой стороны, существование предшествует сущности и если мы хотим существовать, творя одновременно наш образ, то этот образ значим для всей нашей эпохи в целом. <…> Я ответствен, таким образом, за себя самого и за всех и создаю определенный образ человека, который выбираю; выбирая себя, я выбираю человека вообще» (Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Ж.-П. Сартр // Сумерки богов / сост. и общ. ред. А. А. Яковлева – М., 1989. – С. 322–324).

2) Ответьте на вопрос: почему ответственность за собственное существование предполагает также и ответственность за других людей?

 

Задание 6.

Определите, кому из философов Х1Х в. принадлежат следующее высказывание:

· «Всякий объект, как вещь в себе, есть воля, а как явление – материя»?;

· «Никто не волен становиться христианином, никого нельзя «обратить» в христианство – сначала надо сделаться достаточно больным для этого… В глубине христианства живет злоба больных людей, инстинкт, направленный против здоровых, против здоровья. Все хорошо уродившееся, гордое, озорное и прекрасное вызывает у него боль в ушах и резь в глазах»?

Аргументируйте свои ответы.

 

Задание 7.

Выполните письменное упражнение по одной из предложенных тем:

1) Проведите сопоставительный философский анализ понятия воли в концепциях А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

2) Феномен отчуждения как основание марксистской критики общества.

3) Критика общества потребления, культурной индустрии и одномерности человека в неомарксизме Франкфуртской школы.

4) Логический позитивизм Венского кружка: критика языка и метафизических проблем; анализ фактов и протокольных предложений как базовая задача философии.

5) Философия свободы А. Камю: бунт, абсурд и свобода как основные экзистенциальные категории.

Задание 8.

1) Прокомментируйте отрывок из произведения Ф. Ницше «Так говорил Заратустра», в котором он описывает четыре состояния духа: сначала он предстаёт в образе верблюда, становится львом и, наконец, – ребёнком.

«Всё самое трудное берёт на себя выносливый дух: подобно навьюченному верблюду, который спешит в пустыню, спешит и он в свою пустыню. Но в самой уединенной пустыне совершается второе превращение: здесь львом становится дух, свободу хочет он себе добыть и господином быть в своей собственной пустыне. Своего последнего господина ищет он себе здесь: врагом он стать ему, и своему последнему богу, ради победы он хочет бороться с великим драконом.

Кто же этот великий дракон, которого дух не хочет более называть господином и богом? «Ты должен» называется великий дракон. Но дух льва говорит « хочу».

Чешуйчатый зверь «ты должен», искрясь золотыми искрами, лежит ему на дороге, и на каждой чешуе его блестят, как золото, «ты должен!». Тысячелетие ценности блестят на этих чешуях, и так говорит сильнейший из всех драконов: «Ценности всех вещей блестят на мне». «Все ценности уже созданы, и каждая созданная ценность – это я. Поистине, «я хочу» не должно более существовать!». Так говорит дракон.

Братья мои, к чему нужен лев в человеческом духе? Чему не удовлетворяет вьючный зверь, воздержанный и почтительный? Создавать новые ценности – этого не может ещё лев, но создавать себе свободу для нового созидания – это сила льва. Завоевать себе свободу и священное. Нет даже перед долгом – для этого, братья мои, нужно стать львом. Завоевать себе право для новых ценностей – это самое страшное завоевание для духа выносливого и почтительного. Поистине, оно кажется ему грабежом и делом хищного зверя.

…Но скажите, братья мои, что может сделать ребёнок, чего не мог бы даже лев? Почему хищный лев должен стать еще ребёнком? Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово утверждения. Да, для игры созидания, братья мои, нужно святое слово утверждения: своей воли хочет теперь дух, свой мир находит потерявший мир. Три превращения духа назвал я вам: как дух стал верблюдом, львом верблюд, и, наконец, лев ребёнком».

2) Проанализируйте эту притчу и прокомментируйте заложенный в ней смысл в соответствии с предложенными вопросами:

· Что включает в себя понятие «дух»?

· Какие метафоры человеческого духа описывает Ф. Ницше?

· Какой смысл вкладывает философ в образы верблюда, льва, дракона и ребенка?

· Почему высшее состояние духа он связывает с образом ребенка?

· Каково значение игры?

· Соотнесите эту притчу Ф. Ницше с другими его философскими идеями. Какая связь обнаруживается?

· Приведите примеры описанных Ф. Ницше трансформаций, происходящих в жизни человека, в развитии общества, в эволюции культуры.

Задание 9.

1) Прочтите фрагмент из работы А. Бергсона: «Сознание человека имеет, по преимуществу, интеллектуальный характер, но оно также могло и должно было, по-видимому, быть интуитивным. Интуиция и интеллект представляют два противоположных направления работы сознания. Интуиция идет в направлении самой жизни, интеллект… – подчинен движению материи. Для совершенства человечества было бы необходимо, чтобы обе эти формы познавательной активности были едины…В действительности, … интуиция целиком пожертвована в пользу интеллекта… Сохранилась, правда, и интуиция, но смутная, мимолетная. Но философия должна овладеть этими мимолетными интуициями, поддержать их, потом расширить и согласовать их между собой,… ибо интуиция представляет самую сущность нашего духа, единство нашей духовной жизни» (Бергсон А. Творческая эволюция. Собр. соч. Т. 1. СПб., 1915. С. 236, 237, 239-240).

2) Проанализируйте текст и ответьте на вопросы:

· В чем, по Бергсону, преимущество интуиции перед интеллектом?

· Имеет ли место в реальном процессе познания противопоставление интуиции и интеллекта?

· Как реально соотносятся в познании интуиция и интеллект?

Задание 10.

1) Проанализируйте фрагмент из работы Ф. Ницше: «На какую бы философскую точку зрения ни становились мы нынче, со всех сторон обманчивость мира, в котором, как нам кажется, мы живем, является самым верным из всего, что еще может уловить наш взор, – мы находим тому доводы за доводами, которые, пожалуй, могут соблазнить нас на предположение, что принцип обмана лежит в «сущности вещей». Кто же возлагает ответственность за фальшивость мира на само наше мышление, стало быть, на «ум»…, кто считает этот мир вместе с пространством, временем, формой, движением за неправильный вывод, тот, по крайней мере, имеет прекрасный повод проникнуться, наконец, недоверием к самому мышлению вообще: разве оно не сыграло уже с нами величайшей шутки? И чем же можно поручиться, что оно не будет продолжать делать то, что делало всегда?

Что истина ценнее иллюзии, - это не более как моральный предрассудок; это даже хуже всегодоказанное предположение из всех, какие только существуют. Нужно же сознаться себе в том, что не существовало бы никакой жизни, если бы фундаментом ее не служили перспективные оценки и мнимости; и если бы вы захотели, воспламенясь добродетельным вдохновением и бестолковостью иных философов, совершенно избавиться от «кажущегося мира», ну, в таком случае — при условии, что вы смогли бы это сделать, — от вашей «истины» по крайней мере, тоже ничего не осталось бы! Да, что побуждает нас вообще к предположению, что есть существенная противоположность между «истинным» и «ложным»?..

Старая теологическая проблема «веры» и «знания» – или, точнее, инстинкта и разума, – стало быть, вопрос, заслуживает ли инстинкт при оценке вещей большего авторитета, нежели разум, ставящий вопрос «почему?», требующий оснований, стало быть, целесообразности и полезности, — это все та же старая моральная проблема, которая явилась впервые в лице Сократа и еще задолго до христианства произвела умственный раскол. Правда, сам Сократ сообразно вкусу своего таланта, таланта превосходного диалектика, встал сперва на сторону разума; и в самом деле, что он делал в течение всей своей жизни, как ни смеялся над неуклюжей неспособностью современных ему знатных афинян, которые, подобно всем знатным людям, были людьми инстинкта и никогда не могли дать удовлетворительных сведений о причинах своих поступков? Напоследок же, втихомолку и втайне, он смеялся и над самим собою: при самодознании и перед лицом своей более чуткой совести он нашел у себя то же затруднение и ту же неспособность. Но к чему, сказал он себе, освобождаться из-за этого от инстинктов. Нужно дать права им, а также и разуму, нужно следовать инстинктам, но убедить разум, чтобы он при этом оказывал им помощь вескими доводами. В этом, собственно и заключалась фальшь великого таинственного насмешника; он довел свою совесть до того, что она удовлетворялась своего рода самообманом; в сущности он прозрел иррациональное в моральном суждении» (Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Соч. в 2-х т. Т.2. М., 1990. С. 168, 269, 311).

3) Проанализируйте текст и ответьте на следующие вопросы:

· Как Вы оцениваете дилемму Ф. Ницше: «Мир обманчив сам по себе и наше мышление дает нам обманчивую картину мира»?

· Составляет ли «принцип обмана» основу нашего бытия?

· Может ли человек жить, руководствуясь фальшивыми представлениями о действительности?

· В чем ценность, по Ницше, человеческих иллюзий?

· Как соотносятся, по Ницше, «вера» и «знание», «разум» и «инстинкты»? Отрицает ли он полностью роль разума? Какова роль инстинктов в жизни животных и человека? Как соотносятся по Ницше, разумное и иррациональное?

 

Задание 11.

Прокомментируйте отрывок из работы А. Камю «Миф о Сизифе. Эссе об абсурде», который рассуждает об известном герое древнегреческих мифов, отвечая на ряд вопросов, предложенных после текста: «Боги приговорили Сизифа поднимать огромный камень на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. У них были основания полагать, что нет кары ужасней, чем бесполезный и безнадёжный труд. …Этот миф трагичен, поскольку его главный герой наделён сознанием. О какой каре могла бы идти речь, если бы на каждом шагу его поддерживала надежда на успех? Сегодняшний рабочий живёт так всю свою жизнь, и его судьба не менее трагична. Но сам он трагичен лишь в те редкие мгновения, когда к нему возвращается сознание. Сизиф, пролетарий богов, бессильный и бунтующий, знает о бесконечности своего печального удела, о нём он думает во время спуска. Ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу. Нет судьбы, которую не превозмогло бы презрение».

Вопросы к тексту:

· Что обозначает понятие «абсурд» в философии А. Камю? Почему Сизиф, в понимании Камю, абсурдный герой?

· Преодолим ли абсурд существования? Каковы способы его преодоления?

· В чём состоит победа Сизифа? Почему, по мнению писателя, «ясность видения, которая должна быть его мукой, обращается в его победу»?

· Как, в представлении философа, связаны между собой «абсурд» и «бунт»?

 

Задание 12.

Проанализируйте фрагмент из работы Ж.-П. Сартра и ответьте на вопросы, предложенные после приведенного текста: «Существует две разновидности экзистенциалистов: во-первых, это христианские экзистенциалисты… и, во-вторых, экзистенциалисты-атеисты… Тех и других объединяет лишь убеждение в том, что существование предшествует сущности, или, если хотите, что нужно исходить из субъекта…

В XVIII веке атеизм философов ликвидировал понятие Бога, но не идею о том, что сущность предшествует существованию. Эту идею мы встречаем повсюду: у Дидро, Вольтера и даже у Канта. Человек обладает некой человеческой природой… Здесь сущность человека предшествует его историческому существованию, которое мы находили в природе… …Если даже Бога нет, то есть, по крайней мере, одно бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие, которое существует прежде, чем его можно определить каким-нибудь понятием, и этим бытием является человек. Что это означает, «существование предшествует сущности»? Это означает, что человек сначала существует, встречается, появляется в мире и только потом он определяется. Для экзистенциалистов человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам» (Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. М., 1989. С. 321, 322, 232).

Вопросы к тексту:

· Каков смысл выражения: «сущность предшествует существованию»?

· Каков экзистенциальный смысл тезиса - существование человека предшествует его сущности?

Задание 13.

Проведите сопоставительный анализ понимания в учениях Л. Фейербаха и К. Маркса: понятия «родовая сущность человека»; пути преодоления социального отчуждения. Ответ представьте в табличной или структурно-схематичной форме.

Задание 14.

Завершите дефиницию соответствующим понятием:

- Система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления, передачи социального опыта, культурных норм и традиций, – …;

- Последовательность осмысленных высказываний, передающих информацию, объединенных общей темой, обладающая свойствами связности и цельности – …;

- Центральное понятие философской герменевтики, определяется как поиск и выявление или как приписывание смысла – …;

- В феноменологии Э. Гуссерля последние глубинные данности человеческого сознания, имманентные ему, – …;

- Первичная устремленность сознания на предмет, мир – … .

Задание 15.

Ознакомьтесь с содержанием работы Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и дайте ответы на следующие вопросы:

1) Почему Ф. Энгельс указывает на обезьяну как на непосредственного предка человека?

2) Каковы, по его мнению, предпосылки возникновения человека?

3) В чём заключается принципиальное отличие поведения человека от животного?

4) Каково значение труда в процессе антропогенеза?

5) Выскажите критические замечания в отношении трудовой теории возникновения человека.

Задание 16.

1) Проведите сопоставление основных положений философия фрейдизма и неофрейдизма»:

- Учение З. Фрейда о бессознательном.Структура психики: «оно», «я», «сверх-я».

- Аналитическая психология К. Юнга. Учение о коллективном бессознательном.

2) Результат изучения отразите в предложенной таблице, которую следует преобразовать в соответствие в поставленной задачей:

Элемент Название в учении З. Фрейда Характеристика, функции, руководящий принцип
Бессознательное    
Сознание    
Сверхсознание    

 

Задание 17.

Завершите дефиницию соответствующим понятием:

- В аналитической психологии К. Юнга структуры «коллективного бессознательного», присущие от рождения всем людям, – … ;

- Направление в философии, основной проблемой которого является проблема понимания и тесно связанные с ней проблемы языка, – … ;

- Способность идеального воспроизведения действительности – … ;

- Психический процесс, представляющий собой переключение энергии либидо с непосредственных целей на цели несексуального свойства, – … ;

- Истинное, внутриличностное бытие человека, поток его переживаний, не сводимый ни к каким внешним предметным объективированным формам, – …

Задание 18.

1) Ознакомьтесь с отрывками из знаменитой книги Э. Фромма, в которой он описал удивительный феномен «бегство от свободы»: «Миллионы людей продемонстрировали то, что они вовсе не стремились получить эту свободу, а, наоборот, хотели от нее избавиться… Моральное одиночество так же невыносимо, как и одиночество физическое… Религия и национализм, как и любые обычаи, любые предрассудки – даже самые нелепые и унизительные, – являются порой спасательным кругом для человека, если они обеспечивают связь человека с окружающими людьми, спасая его от самого страшного, что может быть у человека, от одиночества и изоляции… Человек должен либо воссоединиться с окружающим его миром в спонтанности любви и творческого труда, либо отыскать опору, поиск которой будет сопровождаться потерей и уничтожением индивидуальности и свободы человека… А вот после того, как человек становится самостоятельным индивидуумом, он вынужден находиться один на один с ошеломляюще огромным миром. В результате у человека возникает стремление и горячее желание отказаться от своей индивидуальности в пользу победы над чувством одиночества и беспокойства, а для этого ему необходимо слиться с окружающим миром, полностью раствориться в нем».

2) Прокомментируйте отрывки из книги «Бегство от свободы» Э. Фромма, отвечая на предложенные вопросы:

· Объясните, что автор называет «бегством от свободы»? В чем его опасность?

· Каковы причины бегства от свободы? Приведите примеры из личного опыта.

· Когда в истории человечества, по вашему мнению, возник феномен «бегства от свободы»?

§ Может ли, по вашему мнению, человек быть свободен от общества? Почему? Найдите альтернативу «бегству от свободы».

Задание 19.

Проведите соотношение традиционного и постмодернисткого типов мышления, заполняя предложенную таблицу:

 

Представления Традиционный тип мышления Постмодернистский тип мышления
Отношения субъекта и объекта    
Сверхсознание    
… … …    

 

Задание 20.

Подготовьте презентацию по одной из предложенных тем:

1) «Философия жизни»: Ф.Ницше, В. Дильтей, А.Бергсон.

2) Экзистенциализм (М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр).

3) Проблема бытия в философии экзистенциализма: (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю и др.).

4) Проблема отчуждения в философской концепции Маркса.

5) Понятие воли в учениях А. Шопенгауэра и Ф.Ницше.

6) Метафизика А. Шопенгауэра.

7) Иррационалистическое учение Ф. Ницше.

8) «Философия подозрения» П. Рикер.

9) Учение А. Бергсона о творческой эволюции.

10) Позитивизм О. Конта, Г. Спенсера.

11) Прагматизм У. Джемса, Д. Дьюи.

12) Проблема понимания в герменевтике.

13) Герменевтика как универсальный способ философствования (Х.-Г. Гадамер).

14) Открытия неофрейдизма в области комплексного изучения человека и общества (Э. Фромм, Г. Маркузе, К. Хорни и др.).

15) Постмодернизм: направления критики предшествующей философской традиции.

16) Проблема субъекта, автора, смысла в постмодернизме.

17) Формирование и эволюция структуралистической методологии в гуманитарном знании (Ф. де Соссюр, К. Леви-Стросс, Р. Барт, М. Фуко и др.).

18) Постструктурализм как результат и преодоление (отрицание) структурализма (Р. Барт, Ж. Лакан, М. Фуко, Ж. Делёз и др.).

Задание 21.

Проработайте определение основных понятий темы в табличной форме (понятие/определение): плюрализм, идеализм и материализм, натурализм и антропологизм, сциентизм и антисциентизм, прагматизм; иррационализм, экзистенциализм, феноменология, позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм, постмодернизм, психоанализ, герменевтика, структурализм, неотомизм, технократия, «творческая эволюция», «жизненный мир», «вот-бытие», «экзистенциал забота», «заброшенность», дискурс, деконструкция, «пограничная ситуация», сублимация, коммуникация, верификация, фальсификация, феномен, редукция, интенциональность, эмпириокритицизм, деконструкция.

 

Вопросы для самопроверки и текущего контроля

1. В чем выражается специфика отношения неклассической философии к философской классике.

2. Как бы Вы определили основную проблему неклассической философии?

3. Охарактеризуйте философию экзистенциализма и ее основную проблематику.

4. Каким образом экзистенциализм изменяет картину мира в ХХ веке?

5. В чем отличие подлинного и неподлинного существования человека в экзистенциализме?

6. В чем состоит гуманизм экзистенциализма?

7. Почему учение М. Хайдеггера называют фундаментальной онтологией? Как от представляет бытие?

8. Что понимает М. Хайдеггер под «новым гуманизмом»

9. Какие гносеологические проблемы решались позитивистской философией на основных этапах ее развития?

10. Что представляет собой феноменологический метод?

11. В чем смысл философского обращения к феномену понимания в герменевтике?

12. Каким образом связаны понятия свободы и ответственности человека в экзистенциализме?

13. В чем причина тотальной ответственности человека за свои поступки?

14. В чем суть оригинальной концепции Ф. Ницше о сверхчеловеке?

15. «Субъективная диалектика» С. Кьеркегора: понятие экзистенции и уровни существования.

16. В чем специфика феноменологических методов мышления?

17. Какие факторы развития науки выделяются в рамках постпозитивизма?

18. Каковы основные черты постмодернизма как явления культуры современного общества?

19. Охарактеризуйте основные направления и идеи современной марксистской философии.

20. Перечислите основные идеи постмодернистской философии.

21. Каков философский смысл понятий «модернизм» и «постмодернизм»?