Задания для проверки уровня компетенций

Задание 1.

Поразмышляйте над вопросом: почему именно гносеологическая проблематика оказалась столь значимой для философии Нового времени? Выделите ключевые предпосылки, подтвердите свои аргументы высказываниями мыслителей.

Задание 2.

Проанализируйте основные философские системы Нового времени и заполните следующую таблицу:

Философская система Представители Сущностное содержание Основные понятия
Монизм      
Дуализм      
Плюрализм      
… … … …      

Задание 3.

Проанализируйте высказывание Декарта: «Верно определяйте слова, и вы освободите мир от половины недоразумений». Почему философы Нового времени придавали столь большое значение искоренению заблуждений, довлеющих над человеческим разумом? Что, по мнению Декарта, необходимо для того, чтобы превратить человеческий разум в совершенное орудие познания действительности? Подготовьте письменный аргументированный ответ.

Задание 4.

Определите, кому из философов Нового времени принадлежит следующее высказывание: «Опыт более чем достаточно учит, что язык всего менее находится во власти людей и что они всего менее способны умерять свои страсти»? Аргументируйте свой ответ в письменном виде.

Задание 5.

Продолжите определение понятия, выбрав из списка правильные характеристики: «Механицизм – это…»:

а) система воззрений, признающая право человека на свободу, счастье и развитие своих способностей;

б) культ конструктивных возможностей науки;

в) мировоззрение, в рамках которого вся совокупность природных и социальных явлений объясняется на основе законов механики.

Задание 6.

Расшифруйте афоризм Ф. Бэкона: «Общее согласие – самое дурное предзнаменование в делах разума». Разъясните смысл данного афоризма с точки зрения специфики миропознания в эпоху Нового времени? Представьте аргументированный ответ.

Задание 7.

Объясните взгляды Ф. Бэкона на природу человека, которые выразились в следующих словах: «Природу человека лучше всего обнаружить в уединении, ибо он сбрасывает с себя показное; в порыве страсти, ибо тогда забывает он свои правила, а также в новых обстоятельствах, ибо здесь покидает его сила привычки». Представьте аргументированный ответ.

Задание 8.

Воспроизведите суть имманентной критики сенсуализма Дж. Локка в философии Беркли. Представьте аргументацию позиций каждого из мыслителей в структурно-логической схеме.

Задание 9.

Дайте определение понятиям: «детерминизм», «фатализм», «индетерминизм». Определите, какие из них соотносятся со следующим афоризмом Декарта: «Стремись всегда побеждать скорее самого себя, чем судьбу, и менять скорее свои желания, чем порядок в мире». Представьте аргументированный ответ.

Задание 10.

Проясните смысл известного тезиса Б. Спинозы «Спиноза есть познанная необходимость». Ответьте на следующие вопросы:

· Является ли данный тезис отражением реальной морально-правовой свободы в обществе, которая предполагает выбор из ряда альтернатив?

· Какую роль сыграло выдвижение данного утверждения для последующего развития истории?

Задание 11.

Согласны ли с тем, что основная идея, характерная для философии просветителей состояла в том, что «главное препятствие на пути разума и прогресса – религия и церковь». Свой ответ аргументируйте, используя высказывания мыслителей эпохи просвещения.

Задание 12.

Поразмышляйте над вопросом в чем, по мнению мыслителей эпохи Просвещения, заключается смысл исторического прогресса и какова его конечная цель? Свой ответ аргументируйте, используя высказывания мыслителей эпохи просвещения.

Задание 13.

Поразмышляйте над одним из высказываний Джона Локка: «Мы все – своего рода хамелеоны, принимающие окраску от вещей, находящихся около нас». В чем состоит, на Ваш взгляд, состоит мировоззренческий и социально-психологический смысл данного суждения.

Задание 14.

Продумайте ответ на вопрос: сохраняет ли свою поучительную роль в условиях современности следующее этическое высказывание просветителя Джона Локка: «Обучение наукам способствует развитию добродетели в людях с хорошими духовными задатками; в людях, не имеющих таких задатков, оно ведет лишь к тому, что они становятся еще более глупыми и дурными». Аргументируйте свой ответ.

Задание 15.

Проанализируйте, каким образом решается проблема человека в философии Нового времени? Составьте таблицу, выделяя основные параметры для отражения динамики развития постановки и решения данной в философских воззрениях мыслителей (Т. Гоббс и Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк и Ж. Ламетри, Б. Паскаль и другие) и отразите в ней полученные результаты.

Задание 16.

Подумайте, каким термином можно обозначить концепцию Вольтера, выраженную им в следующем утверждении: «Случайности не существует, - все на этом свете либо испытание, либо наказание, либо награда, либо предвестие»? Аргументируйте свой ответ.

Задание 17.

Прокомментируйте слова Вольтера, который, говоря о смысле человеческой жизни, призывал каждого «возделывать свой сад», считая, что это спасает человека от «трёх зол: скуки, порока и нужды». Свои рассуждения выразите в форме философского эссе.

Задание 18.

Дайте интерпретацию следующего образного высказывания Дидро под углом зрения просвещенческой проблемы перспектив овладения человеком природой: «Природа напоминает женщину, любящую переодеваться, - ее разнообразные наряды, от которых ускользает то одна часть тела, то другая, дают надежду настойчивым поклонникам некогда узнать ее всю».

Задание 19.

Подготовите презентацию (в виде структурно-логической схемы) по одной из предложенных тем:

1) Дуализм Р. Декарта.

2) Модель единой субстанции Т. Гоббса.

3) Пантеистический монизм Б. Спинозы.

4) Субстанциальный плюрализм Г. Лейбница.

5) Субъективная идеалистическая картина мира Д. Юма и Д. Беркли.

6) Проблема человека и общество в философских концепциях Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, К. Гельвеция.

7) Французский механистический материализм (Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.).

8) Географический детерминизм Ш.-Л. Монтескье.

Задание 20.

Проработайте определение следующих понятий в табличной форме (понятие/определение):

- наукоцентризм, гносеология, механицизм, монизм, деизм, дуализм, , панлогизм, пантеизм; панрационализм,

- эмпиризм, сенсуализм, рационализм, материалистический сенсуализм, идеалистический сенсуализм, материалистический рационализм, идеалистический рационализм;

- индукция, дедукция;

- субстанция, материя, атрибут, монада, предустановленная гармония.

Вопросы для самопроверки и текущего контроля

1. Каковы социальные и культурно-исторические предпосылки возникновения философии Нового времени?

2. В чем выражался гносеологический поворот в философии Нового времени?

3. Какой девиз характерен для эпохи Просвещения?

4. Какая общая цель объединяла противоположные философские традиции в эпоху Нового времени – эмпиризм и рационализм?

5. Что вкладывается в понятие «классического/рационалистического субъекта»?

6. Как решается проблема метода в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта?

7. Что означает фраза: «Cogito ergo sum»? Кому она принадлежит?

8. Что означает фраза: «Scentia potentia est»? Кому она принадлежит?

9. Воспроизведите основные идеи эмпиризма Ф. Бэкона.

10. В чем суть учения об идолах? Что такое идолы и как они могут навредить человеку в процессе познания?

11. В чем состоит суть индуктивного и дедуктивного метода?

12. Что такое субстанция и каковы ее атрибуты, согласно воззрениям Б. Спинозы? Кем является человек по отношению к субстанции? От чего (кого) зависит все происходящее в мире?

13. Какой принцип Б. Спиноза противопоставил принципу дуализма Р. Декарта?

14. Какие виды и уровни развития монад описываются в философии Г. Лейбница? Какова их природа и основные характеристики?

15. Что такое «предзаданная» или «предустановленная гармония», согласно Г. Лейбницу?

16. Что выражает принцип механицизма и почему он рассматривается в качестве универсальной объяснительной схемы в философии и науке XVII в.?

17. Кому из философов ХVIII в. принадлежит изречение: «Существовать – значит быть воспринимаемым»? Каким термином обозначается данная философская позиция?

18. Почему учение Лейбница получило название «монадологии»?

19. Назовите наиболее известных философов Просвещения. Какие проблемы оказываются в центре их внимания?