Комплекс практических заданий
Задание 1.
Изучая теоретический материал, освещающий вопрос о первоначалах мира в древнегреческой философии, заполните следующую таблицу:
Философ | Школа, направление | Родина (полис) | Основные труды | Первоначало | Особенности философских воззрений |
Фалес | |||||
Анаксимен | |||||
Анаксимандр | |||||
Гераклит | |||||
Пифагор | |||||
Парменид | |||||
Демокрит | |||||
Эмпедокл | |||||
… … … … |
Задание 2.
Определите, каким мыслителям могут принадлежать следующие изречения, истолкуйте их смысл:
- «Одно и то же в нас - живое и мертвое, бодрствующее и спящее, молодое и старое, ибо эти переменившись, суть те. а те, вновь переменившись, суть эти»;
- «А я говорю тебе, всё есть воздух! Сгущаясь и сплачиваясь, он становится водой и землей, разрежаясь и рассеиваясь - эфиром и огнем, а вернувшись к своей природе - снова воздухом»;
- «Должно знать, что война общепринята, что вражда - обычный порядок вещей, и что все возникает через вражду и заимообразно»;
- То же самое мысль и то, о чем мысль возникает,
Ибо без бытия, о котором ее изрекают,
Мысли тебе не найти. Ибо нет и не будет другого
Сверх бытия ничего: Судьба его приковала
Быть целокупным, недвижным. Поэтому именем будет
Все, что приняли люди, за истину то полагая:
«Быть и не быть», «рождаться на свет и гибнуть бесследно»,
«Перемещаться» и «цвет изменять ослепительно яркий».
Задание 3.
Продолжите развитие предложенной философской мысли в вашем эссе: «Самое разумное, что может сделать нормальный ребенок с игрушкой, это поломать ее. Нет ничего более нормального, чем хорошо развитый исследовательский инстинкт, жажда познания, желание узнать, что там внутри, из чего все состоит. Греки - как дети европейской цивилизации - начали именно с этого… ». Развивая эту мысль, опирайтесь достижения представителей древнегреческой философии.
Задание 4.
Поразмышляйте над вопросом: что общего и различного между диалектикой Гераклита и логическими построениями поздних софистов? Аргументацию представьте в табличном виде.
Задание 5.
Поразмышляйте над вопросом: имел ли бы Пифагор основание утверждать, что основой мира является число, если бы он не исходил из убеждения, что мир устроен по принципу гармонии? Попытайтесь раскрыть и схематично отразить смысловую связь между этими двумя мировоззренческими компонентами.
Задание 6.
По свидетельству Диодора Сицилийского, Пифагор назвал свое учение любомудрием, а не мудростью, упрекая «семерых мудрецов», он говорил, что никто не мудр, поскольку человек по способности своей природы часто не в силах достичь всего, а тот, кто стремится к нраву и образу жизни мудрого существа, может быть подобающе назван любомудром (философом).
Прокомментируйте данную ситуацию, отвечая на следующие вопросы:
· В чём Пифагор видел различие между собой и «семью мудрецами»;
· Назовите «семь мудрецов», о которых говорил Пифагор, и укажите на отличия между их взглядами и видами интеллектуальных практик и деятельностью Пифагора;
· Почему, на ваш взгляд, Пифагору потребовалось ввести новый термин, чтобы обозначить свой род занятий?
· В чём, на ваш взгляд, отличие между мудростью и философией?
Задание 7.
Источником морального несовершенства (человеческих пороков) Сократ считал недостаток знаний, недостаток ума. Никто сознательно не хочет быть плохим, а если и делает зло, то только по причине незнания, по собственной глупости и нерассудительности. Такой подход к этическим проблемам характерен для всей античности и называется этическим рационализмом. Согласны ли Вы с убеждением Сократ? Аргументируйте свою позицию.
Задание 8.
Определите, к характеристике какого явления относится следующее изречение Платона. Поясните, как вы понимаете эти существенные признаки.
«Он увидит, прежде всего, что прекрасное существует вечно, что оно не возникает и не уничтожается, ни увеличивается, ни убывает; далее, оно не так, что прекрасно здесь, безобразно там; ни что оно то прекрасно, то не прекрасно; ни что оно прекрасно в одном отношении, безобразно в другом; ни что для одних оно прекрасно, для других оно безобразно». Прекрасное не предстает «перед созерцающим его «идею» в виде какого-либо облика..., ни в виде какой-либо речи, ни в виде существующего в чем-либо, например, в каком-либо живом существе, или на земле, или на небе, или каком либо ином предмете».
Задание 9.
Согласно Платону мудрый человек – тот, что познает истину и добивается бессмертия. Почему для обретения бессмертия необходимы именно занятия философией? Как это связано с учением Платона о человеке, его душе и теле? Представите аргументированный ответ.
Задание 10.
Разъясните следующие философские позиции. Когда Платон вёл речь об «эйдосах» и говорил о «стольности» и «чашности», Диоген заметил: «Что касается меня, Платон, то стол и чашу я вижу, а вот «стольности» и «чашности» нет». На что Платон ему ответил, что для чаши и стола у Диогена есть глаза, а для «чашности» и «стольности» у него нет разума.
Задание 11.
Как вы полагаете, каким образом платоновское учение об идеальном государстве сопряжено с его учением о душе? Представьте логику ваших рассуждений в схематичном виде.
Задание 12.
Назовите основные достижения творчества Аристотеля. Проясните смысл изречения Аристотеля: «Платон мне друг, но истина дороже». С чем в учении Платона не был согласен Аристотель? Представите аргументированный ответ.
Задание 13.
Прокомментируйте размышления Аристотеля, отвечая на поставленные вопросы:
«И теперь и прежде удивление побуждает людей философствовать, причём вначале они удивлялись тому, что непосредственно вызывало недоумение, а затем, мало-помалу продвигаясь таким образом далее, они задавались вопросом о более значительном, например о смене положения Луны, Солнца и звёзд, а также о происхождении Вселенной. Но недоумевающий и удивляющийся считает себя незнающим (поэтому и тот, кто любит мифы, есть в некотором смысле философ, ибо миф создаётся на основе удивительного). Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой-нибудь пользы. Сам ход вещей подтверждает это, а именно: когда оказалось в наличии почти всё необходимое, равно как и то, что облегчает жизнь и доставляет удовольствие, тогда стали искать такого рода разумение. Ясно поэтому, что мы не ищем его ни для какой другой надобности. И так же как свободным называем того человека, который живёт ради самого себя, а не для другого, точно так же и эта наука единственно свободная, ибо она одна существует ради самой себя».
· Что и на каком основании, по мнению Аристотеля, является началом философствования?
· Почему Аристотель настаивает на непрактичности философии?
· Каким образом при непрактичности данного рода интеллектуальной деятельности Аристотель, тем не менее, настаивает на его необходимости?
· В чем, на взгляд Аристотеля, заключается общность (или сходство) философии и мифа?
Задание 14.
Проведите сопоставительный анализ в понимании соотношения общего и единичного Платоном и Аристотелем. Кто из них имел склонность к акцентированию значимости общего? Представите аргументированный ответ.
Задание 15.
Этика Аристотеля – этика добродетели, а добродетель для него – это «золотая середина» между крайностями, между полярными человеческими качествами (пороками), одно из которых – чрезмерность, другое – недостаточность. «Как в страстях, так и в поступках пороки преступают должное либо в сторону избытка, либо в сторону недостатка. Добродетель же умеет находить середину и ее избирает», - считал Аристотель. Например, чувство юмора – середина между шутовством и дикарством (нелюдимостью). Попробуйте дополнить список добродетелей:
- середина трусости и безрассудной отваги - ...;
- середина скупости и расточительности -...;
- середина кичливости и приниженности -...;
- середина зависти и злорадства -...;
- середина бесстыдства и стеснительности -...;
- середина притворства и хвастовства – …;
- середина своенравия и подхалимства – … .
Задание 16.
Раскройте смысловую связь между аристотелевскими понятиями эйдоса и энтелехии. Представьте логику ваших рассуждений в схематичном виде.
Задание 17.
Изучая теоретический материал, освещающий вопрос об особенностях философии эллинизма, заполните следующую таблицу:
Направление (школа) философии эллинизма | Представители | Основные идеи и принципы философских учений | Основные понятия философских учений |
Эпикуреизм | |||
Стоицизм | |||
Киниики | |||
Киренаики | |||
Скептики | |||
Неоплатонизм |
Задание 18.
Попытайтесь провести смысловую связь между афоризмами Протагора:
· «Каждому утверждению противостоит равносильное»?
· «Человек есть мера всех вещей – существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют».
Задание 19.
Раскройте философский смысл афористического высказывания Эпикура: «Величайший плод ограничения желаний – свобода». Согласны ли Вы с этим утверждением? Обоснуйте ответ.
Задание 20.
Проанализируйте размышления древнего мыслителя об удовольствии, какой смысл вложен им в понимание удовольствия? В чем заключает его этическая позиция. Определите, кому принадлежит данное высказывание: «Итак, когда мы говорим, что удовольствие есть конечная цель, то разумеем не удовольствия распутников и не удовольствия, заключающиеся в чувственном наслаждении, как думают некоторые, не знающие, или не соглашающиеся, или неправильно понимающие, но мы разумеем свободу от телесных страданий и от душевных тревог. Нет, не попойки и кутежи непрерывные, не наслаждения рыбою и всеми прочими яствами, которые доставляет роскошный стол, рождают приятную жизнь, но трезвое рассуждение, исследующее причины всякого выбора и избегания и изгоняющее (лживые) мнения, которые производят в душе величайшее смятение. Начало всего этого и величайшее благо есть благоразумие. Поэтому благоразумие дороже даже философии. От благоразумия произошли все остальные добродетели; оно учит, что нельзя жить приятно, не живя разумно, нравственно и справедливо, и наоборот, нельзя жить разумно, нравственно и справедливо, не живя приятно. Ведь все добродетели по природе соединены с жизнью приятной, и приятная жизнь от них неотделима».
Задание 21.
Проанализируйте характеристику этической позиции одной из школ античности. Определите, о какой школе здесь идет речь? Объясните, как подобная этическая позиция связана с онтологическим учением философов этой школы?
«Борьба без надежды на успех» - так можно обозначить моральное кредо этой школы. Стойкость – нравственное качество, сделавшее имя этой школы нарицательным. Стойкость соединила обреченность с внутренней свободой, покорность с непреклонностью. Было открыто, что человек свободен в своем духе и лишь в нем одерживает верх над миром. У человека все может быть отнято, и он часто не в силах этому помешать. Единственное, что принадлежит исключительно ему – это его собственное достоинство. Никто не может его лишить, его может утратить лишь сам человек. Отсюда - два главных качества нравственной практики философов этой школы: мужество вынести то, что выпало на твою долю, и способность неколебимо следовать тому, что есть для тебя добродетель.
Задание 22.
Проведите сопоставительный анализ между философско-этическими взглядами представителей основных эллинистических философских школ: стоиками, эпикурейцами, скептиками. Определите сходства и различия разновидностей индивидуальной этики. Результаты отразите в табличном виде.
Задание 23.
Подготовите реферат по одной из предложенных тем:
1) Диалектика античной философии (Гераклит, Сократ, Платон).
2) Софисты: отличие культуры от природы и необходимость поиска ее рациональных оснований.
3) Основные идеи этических убеждений Сократа.
4) Онтология и теория познания Платона.
5) Учение о душе и гносеология Платона.
6) Концепция идеального государства в философии Платона.
7) Онтология и космология Аристотеля.
8) Учение о душе и гносеология Аристотеля.
9) Социально-политические воззрения Аристотеля.
10) Эллинистические философские школы: стоики, эпикурейцы, скептики.
Задание 23.
Проработайте определение следующих понятий в табличной форме (понятие/определение): натурфилософия, Архэ, бытие, софистика, майевтика, ирония, объективный идеализм, энтелехия, движение, диалектика, атомизм.
Вопросы для самопроверки и текущего контроля
1. Назовите основные исторические, культурные, географические и др. предпосылки возникновения философии в Греции?
2. Назовите основные периоды в истории античной философии. Как менялась ее проблематика от периода к периоду? В чем выражался критицизм древнегреческой философии?
3. В чем проявляется рационалистический характер древнегреческой философии?
4. В чем выражается сущность античного космоцентризма? Назовите его основные черты.
5. Что выступает первоначалом сущего в концепции античной натурфилософии?
6. Сравните взгляды первых философов на проблему первоосновы мира (Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, Гераклита). Что отличало от них учение Демокрита?
7. Как вы понимаете следующие афоризмы Гераклита: «В ту же реку вступаем и не вступаем», «Жизнь есть смерть. Смерть есть жизнь»?
8. Кто впервые ввел термин бытие и что под ним подразумевалось?
9. Чем известна элейская школа? Чьими именами она представлена? Почему элеаты считали движение иллюзией? Назовите основные апории Зенона. Какова была логика Зенона, и что именно он пытался доказать?
10. Кому принадлежит высказывание: «человек – есть мера всех вещей». Проясните смысл данного суждения.
11. В чем заключалось принципиальное расхождение между софистами и Сократом, приведшее к их острейшему жизненному конфликту?
12. Какую роль в жизни Сократа сыграли софисты?
13. Как изменился предмет философии благодаря воззрениям Сократа?
14. Что такое добродетель в учении Сократа?
15. Почему Сократ считал самопознание важнейшим условием самосовершенствования человека?
16. Почему этические воззрения Сократа именуются рационалистическими?
17. В какой форме проводил занятия со своими учениками Сократ?
18. Почему Платон считал, что природный мир есть неистинное бытие?
19. Учение об идеях (эйдосах) составляет краеугольный камень понимания бытия Платоном и в целом платоновской философии. Что означает платоновский «мир идей»?
20. Что означает и для чего используется «образ пещеры» в философии Платона?
21. В чем состоит отличие представлений о бытии элеатов и Платона?
22. Что означает платоновское понятие «эйдос»?
23. В чем проявлялся дуализм учения о бытии в древнегреческой философии?
24. В чем различие понимания бытия Парменидом и Платоном?
25. В чем заключается различие диалектики Сократа и Гераклита?
26. В чем состоит отличие учения о материи Платона и Аристотеля?
27. В чем состоит смысл жизни, по Эпикуру?
28. Перечислите основные философские направления периода эллинизма и назовите характерную черту, общую для всех них.