Комплекс практических заданий

Задание 1.

Определите, какие из перечисленных черт являются характерными для философствования:

а) Древней Индии;

б) Древнего Китая;

в) Общими для Древней Индии и Древнего Китая.

- признание Дао верховным законом и конструктивным принципом мироздания;

- учение о карме как нравственном регулятивном законе повседневной жизни;

- влияние на развитие философской мысли отшельников-аскетов, занимавшихся медитацией;

- мысль о тождестве индивидуальной и мировой души;

- созерцание, погружение в себя как особенность религиозно-философского мироощущения;

- признание круговой динамики чередования активности и пассивности – взаимодействия противоположностей, образующих основу жизни;

- ориентация в основном на нравственные проблемы;

- поиск способов совпадения «пути человека» и «пути Неба»;

- трактовка социальных изменений в старых социокосмических образах родового сознания;

- четкое определение нравственных отношений государя и подданного;

- гуманистический настрой философской мысли; проповедь принципа ахимсы (ненасилия).

Задание 2.

В процессе изучения теоретического материала, раскрывающего особенности и содержание древнеиндийских философских представлений, сконцентрируйте свое внимание на последовательной проработке ответов на следующие вопросы:

· О чем повествуют священные книги Древней Индии?

· На какие группы делится ведическая литература? Какую роль в ведической литературе выполняет Брахман? Какую роль выполняет атман в Упанишадах?

· Какие проблемы становятся оказываются в центре осмысления в Бхагавадгите?

· Чем характеризуется послеведический период древнеиндийской философии?

· В чем состоит главная цель индийской философии и каков метод ее достижения?

· С точки зрения буддизма, что подлежит изменению, если мир не устраивает человека?

· В чем состоит смысложизненная установка древних индусов и в контексте представлений об истинной реальности, кармы?

· Что есть зло, с точки зрения древнеиндийской философии?

· Что представляет собой нравственное самосовершенствование для древних индусов?

· Какая философская идея лежит в учении джайнизма?

· Каков путь восхождения к абсолюту в философии джайнизма?

· Воспроизведите суть учения о «трех драгоценностях» в джайнизме?

· Воспроизведите смысл и содержание концепции «правильной жизни» в философском учении джайнизма?

· Каковы были жизненные каноны и образ жизни монахов – джайнистов?

· В чем состояла особенность буддийской доктрины?

· Что означает слово «зависимость» в индийской философии?

· Что предполагает «самоконтроль» в индийской философии?

· В чем состоит практика воздержания в индийской философии?

· Почему философские взгляды джайнизма называют реализмом и плюрализмом?

· Воспроизведите содержание «четырех благородных истин» в философии буддизма.

· В чем состоит «благой восьмеричный путь», ведущий к освобождению страданий, как он называется?

 

Задание 3.

Раскройте смысл ключевых понятий индийской философии: «Брахман», «Атман», «Карма», «Майя», «Нирвана». Постарайтесь раскрыть и воспроизвести логику смысловой связи между данными понятиями (выполните структурно-логическую схему).

Задание 4.

Изучая теоретический материал, раскрывающий специфику ортодоксальных школ древнеиндийской философии (астика), заполните предложенную таблицу:

 

Название школы Основатель Представления о человеке и Абсолюте Онтологические воззрения Смысл жизни и способ его обретения
Йога        
Вайшешика        
Ньяя        
Миманса        
Веданта        
Санкхья        

Задание 5.

Прочитайте дзен-буддистскую притчу (Саген Миямото в золотой коллекции притч мастеров дзен-буддизма «Хлопок одной ладони»):

«Чашка чая Профессор одного из токийских университетов решил взять несколько уроков дзен-буддизма у известного Мастера. Придя к нему домой, он с порога начал рассказывать о том, почему он хочет брать уроки и как много он уже прочёл литературы на эту тему. Мастер пригласил его пройти в дом и предложил чаю. Профессор продолжал говорить, перечисляя книги, которые он прочёл о дзен. Мастер стал наливать чай в чашку гостя, когда чашка была полна до краёв и чай начал выливаться из неё, профессор воскликнул:

– Мастер, что вы делаете, чашка уже полная, и вода переливается через край!

– К сожалению, ваше сознание очень похоже на эту чашку, – ответил Мастер.

– Оно заполнено всевозможной информацией, и любое новое знание будет переливаться через край. Приходите в следующий раз – с пустой чашкой.

Прокомментируйте притчу, отвечая на следующие вопросы:

1) Какие смыслы заключены в содержании этой притчи?

2) Почему, по мнению Мастера, «переполненное» сознание не готово к знанию?

3) Какое знание, с точки зрения древнеиндийской, буддийской философии, считается лишним, ненужным? Почему?

4) Каким образом буддизм предлагает готовить сознание к восприятию истины?

5) В чём заключается специфика восприятия реальности в буддистском мировоззрении?

В заключении проведите сопоставительный анализ представлений о предназначении древнеиндийской и древнекитайской философии.

Задание 6.

В процессе изучения теоретического материала, раскрывающего особенности и содержание древнекитайских философских представлений, сконцентрируйте свое внимание на последовательной проработке ответов на следующие вопросы:

· В чем проявляется мифологичность мышления в Древнем Китае?

· В чем проявлялось влияние организации общественного строя Древнего Китая на образ этического мировоззрения?

· Каковы особенности китайского типа философствования.

· Какое сложилось представление о безличной мировой силе как нравственном законе Древнего Китая?

· Что выражалось в понятии «Дао»?

· В чем состояли смысложизненные установки в конфуцианстве?

· В чем состоит стратегическая цель учения Конфуция?

· На какие этические принципы опирается концепция Конфуция?

· Опишите образ «благородного мужа» в конфуцианстве. В чем выражается противостояние «благородный мужей» и простолюдинов?

· Как определяется степень моральности в конфуцианской этике?

· Что предполагает «культ почтительности сыновей» в конфуцианстве?

· В чем заключается мировоззренческая и смысложизненная проблематика в даосизме?

· Опишите образ жизни «совершенномудрого» как нравственного идеала в даосизме. В чем состоит смысл принципа «недеяния» в даосизме?

· Что является злом для народа, по мнению даосов, означает ли это призыв к «бездействию, или здесь сокрыт иной смысл?

· В чем состоял фатализм представлений о жизни и смерти в натурфилософии даосизма?

Проведите сопоставительную характеристику между основными этическими идеями конфуцианства и даосизма.

Задание 7.

Завершите дефиницию соответствующим понятием:

· В древней китайской культуре высшая реальность, направляющая все изменения в мире, «Верховный предок», божество, всем управляющая сила, судьба – ... ;

· Важнейшее понятие древнекитайской мысли, которое чаще всего переводится как «Путь», ему дают различные характеристики: бесформенное, не имеющее чётких границ, творящее все вещи, но вещью не являющееся, то, что всё обнимает, всё покрывает и поддерживает, всё пронизывает и т. д. – … ;

· Совершенномудрый человек, носитель образца тех норм и правил поведения, которые были установлены предками, обладает такими основными качествами, как человеколюбие, образованность, справедливость, добродетель, независимость в суждениях и др. – ... ;

· Почтительность, церемониал, включающий в себя широкий круг правил, регламентирующих, по существу, все сферы общественной жизни, начиная от семьи и включая государственные отношения, – … ;

· Литературный памятник Древнего Китая, содержащий истоки философских учений о первоосновах мира, о силах «инь» и «ян», о Небе и Дао, – … .

Задание 8.

Изучая теоретический материал, раскрывающий специфику основных школ и течений древнекитайской философии, заполните следующую таблицу:

Направление и школы древнекитайской философии Основатель Основные идеи и принципы философских учений Основные понятия философских учений
Конфуцианство      
Даосизм      
Монизм      
Фацзя      
Мин-цзя      
… … … …      

Задание 9.

Установите принципиальное отличие решения социальных проблем у Конфуция, Мо цзы и представителей школы легизма. Проведите сопоставительный анализ, результаты представьте в табличной или схематичной форме.

Задание 10.

Прокомментируйте следующее высказывание, укажите особенности даосского миропонимания, выраженные в нём:

Согласно даосской традиции, мудрец «странствует сердцем у начала вещей, свободный бродит за пределами пыльного мира. Поэтому жизнь и смерть для него одинаково велики и не производят в нём изменений. Хотя и покрывается небом и кормится землёй, но независим от них. Его способность к постижению не имеет изъяна, он не загрязняет себя вещами. Подобные ему… забывают о пяти внутренних органах, сокращают значение для себя тела. Не учатся, а знают, не смотрят, а видят, не занимаются делами, а достигают успеха, не управляют, а все разъясняется. Вещи не могут его взволновать. Жемчуг и кораллы равны для него мелкой гальке; самые почитаемые и самые известные люди для него всё равно, что проезжий гость… Жизнь и смерть для него только превращение, тьма вещей – только один из родов явлений».

Задание 11.

Все люди, по мнению Конфуция, делятся на несколько разрядов: «Высший – тот, кто знает от рождения; следующий – тот, кто познает в учении; следующий далее – учится, когда испытывает крайность; те же, кто и в крайности не учатся – люди низшие».

Прокомментируйте высказывание великого китайского философа, укажите особенности конфуцианского миропонимания.

Задание 12.

Подготовите презентацию по одной из предложенных тем:

1) Ортодоксальные и неортодоксальные философские школы Древней Индии.

2) Философия буддизма махаяна.

3) Конфуцианство как путь самосовершенствования личности.

4) Социально-политические и этические идеи Конфуция

5) Онтологические и гносеологические проблемы в учении даосизма.

6) Идеал совершенномудрого и пути совершенствования личности.

Задание 13.

Проработайте определение следующих понятий в табличной форме (понятие/определение): Брахма, Атман, карма, сансара, нирвана, астика, наистика, ортодоксальные школы, неортодоксальные школы, сутры, дайва, мокша, индрии, орфизм; Дао, Дэ, жэнь, сяо, «благородный муж»,

Вопросы для самопроверки и текущего контроля

1. Что такое мировоззрение и каковы его исторические типы?

2. Каковы особенности древневосточного типа философствования?

3. Какова историческая связь между школами индийской философии и Священным Писанием индуизма – «Ведами»?

4. «Инь» и «Ян» - которое из этих понятий китайской философии выражает начало творчески активное и которое – пассивное?

5. Какую роль играет в философии конфуцианства понятие «Жэнь»?

6. В чем заключается принцип единства физического и психического в философских концепциях Востока?

7. Каковы предпосылки возникновения развития конфуцианства в Древнем Китае?

8. Каков путь самосовершенствования личности, согласно представлениям даосов?

9. Почему не протофилософия Древнего Востока, а протофилософия Древней Эллады заложила основания подлинной философии античного мира?