Методические рекомендации
Рассматривая содержание первого вопроса, подчеркните, что фашизм явился отражением и результатом развития главных противоречий западной цивилизации. Следует обратить внимание на содержание идеологии фашизма, ее характерные черты. В этом же вопросе целесообразно осветить историю образования фашистских партий в Италии и Германии. Подчеркните, что их деятельность едва ли могла быть столь успешной без поддержки реваншистских монополистических кругов своих стран. Подумайте над дискуссионным вопросом: предполагал ли фашизм полное уничтожение западной цивилизации?
Проанализируйте геополитическое состояние мира накануне Второй мировой войны. Расскажите о дискуссии, которая ведется вокруг данной проблемы в отечественной исторической науке. Кратко следует остановиться на освещении вопросов о политике СССР накануне войны, в начале Второй мировой войны и на ее первом этапе. Второй этап войны (22 июня 1941 г. – ноябрь 1942 г.) характеризуется началом интенсивного формирования антигитлеровской коалиции. Проследите на конкретном историческом материале, как шаг за шагом складывалась эта коалиция. Подумайте над вопросом: что положительного принесла с собой эта форма объединения.
Рассмотрение второго вопроса предполагает раскрытие таких проблем, как превращение страны в единый боевой лагерь, массовая эвакуация населения, патриотическое движение по увеличению выпуска оружия и боевой техники, сбор денежных средств, участие церкви в общенародном патриотическом движении и др. Освещение указанных вопросов должно подвести к выводу о том, что победа над фашистской Германией, спасение мировой цивилизации были во многом предопределены патриотическим движением народов СССР и России.
Усвоение третьего вопроса требует рассмотрения внутреннего и международного положения СССР в послевоенный период. Следует разобраться в истоках и причинах быстрого возрождения экономики страны, в содержании понятия «апогей сталинизма» применительно к политической обстановке того времени, определить причины и содержание «холодной войны», развязанной во второй половине 40-х гг.
При изучении четвертого вопроса темы обратите внимание на объективные и субъективные факторы, предопределившие начало хрущевских реформ.
Выясните, что означала «оттепель» в политической жизни страны, как она повлияла на положение в партии, государстве и обществе, почему начавшийся процесс демократизации имел непоследовательный, противоречивый характер. Определите роль личности Хрущева в данном процессе. Покажите тенденции и противоречия социально-экономических преобразований, проводимых руководством Хрущева, их результаты, проследите изменения во внешней политике советского руководства 50-х – начала 60-х гг., охарактеризуйте ее основные направления.
Список рекомендуемой литературы
1. Васильев А.Ф. Был ли в 1941 году Советский Союз готов к войне? // Вопросы истории. 2005. № 1.
2. Верт Н. История Советского государства. М., 1992.
3. Всемирная история: Учебник для вузов. М., 1997.
4. Даунинг Д. Московский выбор. Альтернативная история Второй мировой войны. М., 2006.
5. Зубовой В.М., Печатнов В.О. Отечественная историография «холодной войны» // Отечественная история. 2003. № 4.
6. Из политической жизни России (послеоктябрьский период) / Под ред. Е.С. Дорофеевой, В.Д. Кадушкина. Саратов, 1995.
7. Медведев Р., Медведев Ж. Неизвестный Сталин. М., 2007.
8. Мирский М.Б. Процессы «врачей-убийц» // Вопросы истории. 2005. №4.
9. Наджафов Д.Г. Советско-германский пакт 1939 года и его исторические последствия // Вопросы истории. 2006. № 12.
10. От Мюнхена до Токийского залива. Взгляд с Запада на трагические страницы истории Второй мировой войны. М., 1988.
11. Пыжиков А.В. Хрущевские эксперименты в правительственной сфере (конец 1950-х – начало 1960-х годов) // Вопросы истории. 2006. № 4.
12. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М., 2006.
13. Советская внешняя политика 1917-1945 гг. Поиски новых подходов. М., 2007.