КРАТКИЙ СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Абрис –линейные очертания изображаемой фигуры, ее контур.

Анфас(фр. Anface – буквально: в лицо) – лицом к смотрящему; изображение лица прямо спереди.

Анатомия пластическая –раздел анатомии, изучающий пропорции человеческого тела, зависимость внешних форм тела от внутреннего строения и изменений, которые возникают в результате движения. Основное внимание обращается на строение скелета, мускулатуру тела, на особенности соединения костей и мышц.

Вертикаль(лат. Vertikalis) – отвесная прямая линия, составляющая с горизонтальной плоскостью прямой угол.

Воздушная перспектива –это такое природное явление, когда по мере удаления предметов от глаз наблюдателя исчезает четкость и ясность очертаний. Объекты на удалении характеризуется уменьшением насыщенности цветов (контраст светотени смягчается, а цвет теряет свою яркость). Т. о. дальний план кажется более светлым, чем передний план.

Горизонт(от греческого слова «разграничивающий») 1) кажущаяся граница между землей и небом; 2) воображаемая плоскость, проходящая через глаз наблюдателя и перпендикулярно расположенная к отвесной линии.

Детализация –тщательная проработка деталей изображения.

Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или как упражнение.

Интерьер –внутренний вид, внутреннее пространство здания, любого помещения, а также изображение его в искусстве. Под интерьером понимается внутреннее пространство со всеми его элементами: отделкой, драпировками, росписями, фресками, утварью.

Клячка –разновидность мягкой резинки, применяемая в случаях, когда нужно осветлить тон тушевки в карандашных рисунках. Клячка мягкая и легко разминается пальцами; ею не стирают карандаш, а слегка прижимают ее к той части рисунка, которую нужно осветлить. Графит пристает к клячке и удерживается ею. Клячку можно изготовить, поместив обыкновенную резинку на 2–3 дня в бензин или керосин. Затем размягченную резинку смешивают с картофельной мукой, регулируя вязкость клячки.

Композиция –структура произведения, согласованность его частей, отвечающая его содержанию; поиски путей и средств создания художественного образа, поиски наилучшего воплощения замысла художника.

Контур(фр. Contour) – очертание какого-либо предмета, графическое изображение очертания чего-либо.

Конструкция в рисунке –линейно-конструктивная схема. Она обусловлена особенностями строения формы предмета.

Кроки –быстрая зарисовка с натуры, реже беглая фиксация композиционного замысла в виде рисунка. По общему смыслу термин «кроки» близок более широкому термину «набросок».

Модель(фр. Modela) – предмет изображения в искусстве; натурщик, натурщица, позирующие перед художником.

Мольберт –подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину.

Муляж –точный слепок, снятый непосредственно с натуры или с какого-либо скульптурного произведения. Раскрашенные восковые (или из папье-маше) муляжи фруктов, овощей и других предметов. Иногда используются в качестве наглядных пособий.

Набросок –быстрый рисунок.

Натура(лат. Natura) – в изобразительном искусстве объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т.д.), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении.

Натюрморт(фр. Nature morte «мертвая природа») жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению окружающих человека вещей, размещенных, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. Кроме неодушевленных предметов, в натюрморте могут изображаться объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращенные в вещь (рыба на столе, цветы в вазе).

Нюанс –очень тонкий оттенок или очень тонкий переход от света к тени.

Объем –изображение трехмерности формы на плоскости. Осуществляется правильным конструктивным и перспективным построением предмета. Другими важными средствами передачи объема на плоскости являются градации светотени: блик, свет, полутень, тень собственная и падающая, рефлекс.

Перспектива –наука, исследующая особенности и закономерности восприятия человеческим глазом форм, находящихся в пространстве, и устанавливающая законы изображения этих форм на плоскости.

Полутень –один из элементов светотени. Полутень, как в натуре, так и в произведениях искусства – это градация светотени на поверхности предмета, промежуточная между светом и глубокой тенью.

Полутон –тон переходный между двумя соседними малоконтрастными тонами в освещенной части предмета.

Пропорция – соразмерность, мера частей, соотношение размеров частей друг другу и к целому. В изобразительном искусстве пропорции многообразны. Художник имеет дело с различными видами пропорций. Они определяют не только построение формы фигур различными видами пропорций. Они определяют не только построение форм фигур и предметов, но и композиционное построение произведений. К нему относятся нахождение соответствующего формата плоскости листа, отношение размеров изображений к фону, отношение масс, группировок, форм друг к другу.

Профиль –вид всякого живого существа или предмета при боковом положении.

Рефлекс –отражение света от поверхности одного предмета в затененной части другого.

Рисунок –какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств в рисунке достигаются пластические моделировки, тональные и светотеневые эффекты.

Свет –в изобразительном искусстве элемент светотени. Как в натуре, так и в произведениях искусства термин служит для обозначения наиболее освещенных частей поверхности.

Светотень –градации светлого и темного, соотношение света и тени на форме.

Сангина –рисовальный материал красно- коричневого цвета. Бывает естественного и искусственного происхождения (в последнем случае изготавливается из мела красного цвета).

Тень –элемент светотени, наиболее слабоосвещенные участки в натуре и в изображении. Различают тени собственные и падающие. Собственными называют тени, принадлежащие самому предмету. Падающие – это тени, отбрасываемые телом на окружающие предметы.

Тоновое изображение –изображение с различными тоновыми переходами от света к тени, то есть с участками, имеющими разную силу тона.

Фактура1)характерные особенности материала, поверхности предметов в натуре и их изображение в произведениях искусства; 2) особенности обработки материала, в котором выполнено произведение, а также характерные качества этого материала.

Фас – вид спереди.

Штрих –одно из изобразительных средств в рисунке. Каждый штрих представляет собой линию, проведенную одним движением руки. Используются штрихи разной силы, длины и частоты, положенные в различных направлениях. При этом в зависимости от характера работы штрихи могут выглядеть как отдельные линии или сливаться в сплошное пятно.

Эскиз(фр.esqusse) – предварительный набросок.

 

 


"http://studopedia.ru/Priborostroenie/">Приборостроение | Программирование | Производство | Промышленность | Психология | Радио | Регилия | Связь | Социология | Спорт | Стандартизация | Строительство | Технологии | Торговля | Туризм | Физика | Физиология | Философия | Финансы | Химия | Хозяйство | Ценнообразование | Черчение | Экология | Эконометрика | Экономика | Электроника | Юриспунденкция

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ

Абрис –линейные очертания изображаемой фигуры, ее контур.

Анфас(фр. Anface – буквально: в лицо) – лицом к смотрящему; изображение лица прямо спереди.

Анатомия пластическая –раздел анатомии, изучающий пропорции человеческого тела, зависимость внешних форм тела от внутреннего строения и изменений, которые возникают в результате движения. Основное внимание обращается на строение скелета, мускулатуру тела, на особенности соединения костей и мышц.

Вертикаль(лат. Vertikalis) – отвесная прямая линия, составляющая с горизонтальной плоскостью прямой угол.

Воздушная перспектива –это такое природное явление, когда по мере удаления предметов от глаз наблюдателя исчезает четкость и ясность очертаний. Объекты на удалении характеризуется уменьшением насыщенности цветов (контраст светотени смягчается, а цвет теряет свою яркость). Т. о. дальний план кажется более светлым, чем передний план.

Горизонт(от греческого слова «разграничивающий») 1) кажущаяся граница между землей и небом; 2) воображаемая плоскость, проходящая через глаз наблюдателя и перпендикулярно расположенная к отвесной линии.

Детализация –тщательная проработка деталей изображения.

Зарисовка – рисунок с натуры, выполненный преимущественно вне мастерской с целью собирания материала для более значительной работы или как упражнение.

Интерьер –внутренний вид, внутреннее пространство здания, любого помещения, а также изображение его в искусстве. Под интерьером понимается внутреннее пространство со всеми его элементами: отделкой, драпировками, росписями, фресками, утварью.

Клячка –разновидность мягкой резинки, применяемая в случаях, когда нужно осветлить тон тушевки в карандашных рисунках. Клячка мягкая и легко разминается пальцами; ею не стирают карандаш, а слегка прижимают ее к той части рисунка, которую нужно осветлить. Графит пристает к клячке и удерживается ею. Клячку можно изготовить, поместив обыкновенную резинку на 2–3 дня в бензин или керосин. Затем размягченную резинку смешивают с картофельной мукой, регулируя вязкость клячки.

Композиция –структура произведения, согласованность его частей, отвечающая его содержанию; поиски путей и средств создания художественного образа, поиски наилучшего воплощения замысла художника.

Контур(фр. Contour) – очертание какого-либо предмета, графическое изображение очертания чего-либо.

Конструкция в рисунке –линейно-конструктивная схема. Она обусловлена особенностями строения формы предмета.

Кроки –быстрая зарисовка с натуры, реже беглая фиксация композиционного замысла в виде рисунка. По общему смыслу термин «кроки» близок более широкому термину «набросок».

Модель(фр. Modela) – предмет изображения в искусстве; натурщик, натурщица, позирующие перед художником.

Мольберт –подставка, обычно деревянная, на которой художник помещает во время работы картину.

Муляж –точный слепок, снятый непосредственно с натуры или с какого-либо скульптурного произведения. Раскрашенные восковые (или из папье-маше) муляжи фруктов, овощей и других предметов. Иногда используются в качестве наглядных пособий.

Набросок –быстрый рисунок.

Натура(лат. Natura) – в изобразительном искусстве объекты действительности (человек, предметы, ландшафт и т.д.), которые художник непосредственно наблюдает при их изображении.

Натюрморт(фр. Nature morte «мертвая природа») жанр изобразительного искусства, который посвящен изображению окружающих человека вещей, размещенных, как правило, в реальной бытовой среде и композиционно организованных в единую группу. Кроме неодушевленных предметов, в натюрморте могут изображаться объекты живой природы, изолированные от естественных связей и тем самым обращенные в вещь (рыба на столе, цветы в вазе).

Нюанс –очень тонкий оттенок или очень тонкий переход от света к тени.

Объем –изображение трехмерности формы на плоскости. Осуществляется правильным конструктивным и перспективным построением предмета. Другими важными средствами передачи объема на плоскости являются градации светотени: блик, свет, полутень, тень собственная и падающая, рефлекс.

Перспектива –наука, исследующая особенности и закономерности восприятия человеческим глазом форм, находящихся в пространстве, и устанавливающая законы изображения этих форм на плоскости.

Полутень –один из элементов светотени. Полутень, как в натуре, так и в произведениях искусства – это градация светотени на поверхности предмета, промежуточная между светом и глубокой тенью.

Полутон –тон переходный между двумя соседними малоконтрастными тонами в освещенной части предмета.

Пропорция – соразмерность, мера частей, соотношение размеров частей друг другу и к целому. В изобразительном искусстве пропорции многообразны. Художник имеет дело с различными видами пропорций. Они определяют не только построение формы фигур различными видами пропорций. Они определяют не только построение форм фигур и предметов, но и композиционное построение произведений. К нему относятся нахождение соответствующего формата плоскости листа, отношение размеров изображений к фону, отношение масс, группировок, форм друг к другу.

Профиль –вид всякого живого существа или предмета при боковом положении.

Рефлекс –отражение света от поверхности одного предмета в затененной части другого.

Рисунок –какое-либо изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств – контурной линии, штриха, пятна. Различными сочетаниями этих средств в рисунке достигаются пластические моделировки, тональные и светотеневые эффекты.

Свет –в изобразительном искусстве элемент светотени. Как в натуре, так и в произведениях искусства термин служит для обозначения наиболее освещенных частей поверхности.

Светотень –градации светлого и темного, соотношение света и тени на форме.

Сангина –рисовальный материал красно- коричневого цвета. Бывает естественного и искусственного происхождения (в последнем случае изготавливается из мела красного цвета).

Тень –элемент светотени, наиболее слабоосвещенные участки в натуре и в изображении. Различают тени собственные и падающие. Собственными называют тени, принадлежащие самому предмету. Падающие – это тени, отбрасываемые телом на окружающие предметы.

Тоновое изображение –изображение с различными тоновыми переходами от света к тени, то есть с участками, имеющими разную силу тона.

Фактура1)характерные особенности материала, поверхности предметов в натуре и их изображение в произведениях искусства; 2) особенности обработки материала, в котором выполнено произведение, а также характерные качества этого материала.

Фас – вид спереди.

Штрих –одно из изобразительных средств в рисунке. Каждый штрих представляет собой линию, проведенную одним движением руки. Используются штрихи разной силы, длины и частоты, положенные в различных направлениях. При этом в зависимости от характера работы штрихи могут выглядеть как отдельные линии или сливаться в сплошное пятно.

Эскиз(фр.esqusse) – предварительный набросок.