СОДЕРЖАНИЕ КУРСА II СЕМЕСТРА

Лабораторная работа №8: Наброски чучела птицы в разных ракурсах

Цель задания:Изучить и показать связь формы и пластики тела с конструктивными особенностями скелета. Аналогии и различия в анатомическом строении птиц (рис.19).

Учебные задачи:

1. Выполнить на одном листе компоновку 3-4 набросков чучела птицы с натуры.

2. Выполнить конструктивное построение с передачей анатомических особенностей.

3. Тональная проработка набросков.

Материалы и инструменты:формат А 2 , простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка

Рисунок 19 – Наброски чучела птицы в разных ракурсах

Лабораторная работа №9: Рисунок чучела птицы мягким материалом (рис.20-21).

Цель задания:Передать в рисунке анатомические особенности птицы, выявить форму частей её тела, научиться передавать с помощью мягких материалов фактуру перьевого покрова.

Учебные задачи:

1. Выполнить компоновку чучела птицы с натуры.

2. Выполнить конструктивное построение с передачей анатомических особенностей.

3. Тональная проработка рисунка мягким графическим материалом.

Материалы и инструменты:тонированная бумага формата А2, уголь, пастель, сепия, соус.

 

Рисунок 20 – Рисунок чучела птицы (уголь)

Рисунок 21 – Рисунок чучела птицы (уголь, соус, сангина, сепия)

Лабораторная работа №10: Рисунок гипсовой (обрубовочной) модели головы

Цель задания: Применение навыков и знаний перспективного построения. Построение схемы головы человека. Развитие умения анализировать форму гипсовой обрубовки, лёгкая светотеневая моделировка формы (рис. 22).

Учебные задачи:

1. Закомпоновать рисунок обрубовки на формате

2. Построить рисунок гипсовой обрубовочной головы

3. Показать лёгкую свето-теневую моделировку формы

Материалы и инструменты: формат А2, простой карандаш «Т», «ТМ», «М»

Рисунок 22 – Рисунок гипсовой (обрубовочной) модели головы

Лабораторная работа №11: Рисунок частей лица головы Давида(глаз, нос, ухо, губы).

Цель задания: Продолжить знакомство с основами пластической анатомии. Развитие умения анализировать форму. Развитие навыков построения рисунка, понимания конструкции сложной формы.

Учебные задачи:

1. Закомпоновать рисунок части лица на формате.

2. Выполнить конструктивное построение.

3. Показать лёгкую свето-теневую моделировку.

Материалы и инструменты:формат А2 , простой карандаш «Т», «ТМ», «М»

Последовательность выполнения работы. Прежде чем приступить к рисунку головы, изучите главные части лица, определяющие характерные особенности пластики головы. К ним относятся глаз, нос, губы (рот) и ухо. Чаще всего в качестве модели для таких зарисовок используют гипсовые слепки частей лица мраморной статуи «Давид» работы великого итальянского скульптора эпохи Возрождения Микеланджело, ставшие классическими натурными образцами для обучающихся рисунку. Разберем сложное строение каждой части лица.

Глаз (рис. 23-24).

Жестким основанием глаза служит глазничная впадина – глазница, находящаяся под надбровными дугами лобной кости. В глазничной впадине помещается глазное яблоко, видимая часть которого определяет форму верхнего и нижнего век. Верхнее веко более рельефно, чем нижнее; проходя над выпуклой частью зрачка, оно приподнимается, следуя за движением зрачка. Внутренний угол глаза закруглен, на дне слезничка находится так называемое «мясцо». Наружный угол глаза заострен, нижнее веко поворачивается под верхнее. Между фрагментом брови – ее головкой – и верхним веком располагается, несколько повисая над ним, «прикрывающая складка». Наблюдая открытый глаз спереди, и, мысленно проведя линии от слезника через выпуклые точки верхнего и нижнего века к наружному углу глаза, мы получим форму вытянутого по горизонтали четырехугольника. При этом следует обратить внимание на то, что выпуклые точки верхнего и нижнего век по вертикали смещены одна по отношению к другой. Их положение зависит от направления взгляда, выраженного в гипсовом слепке границей радужной оболочки и условно показанном «блике» на зрачке. При повороте головы в профильное положение расстояние от наружного угла глаза к внутреннему сокращается и глаз вписывается в треугольную форму. Намечая глаз, нужно внимательно проанализировать его общую форму и движение глазного яблока. Для правильной передачи перспективных сокращений глаза, рисующий должен определить, в каком положении находится натура, как располагается серединная линия глаза: фронтально, в три четверти, в профиль. Уточняя размеры полушария глаза, положение зрачка, верхнего и нижнего век, следует провести, помимо серединной оси, поперечную линию рельефа формы. Светотень поможет ярче выразить форму, если внимательно следить за тем, как, под каким углом поверхности глазного яблока и прилегающие к нему детали повернуты к источнику света.

Рисунок 23 – Этапы рисования глаза

 

Рисунок 24 – Рисунок частей лица Давида. Глаз

 

Губы, рот(рис.25-28).

При построении рта, особенно в три четверти, следует ориентироваться на серединную профильную линию, т.е. строить рот симметрично, не упуская из виду профиля. Следует также обратить внимание на то, что губы в средней своей части имеют более чёткий контур, чем по краям, где границы менее заметны.

Рисуя губы, важно в первую очередь разобраться в их пластической форму. Форму верхней губы образует «четырёхугольная мышца верхней губы», начинающаяся у корня носа также образована четырёхугольной мышцей, берущей начало у подбородка.

При всем разнообразии форм губы имеют одну общую закономерность — симметричность расположения частей (рис. 25). Эту закономерность надо учитывать и при построении изображения.

Рисунок 25 – Симметричность расположения частей лица

По отношению осевой линии (профильной) все части верхней и нижней губы располагаются симметрично, а поэтому и изображаться должны одновременно: площадка над верхней губой, бантик верхней губы, ямочки – уголки губ, расположение двух половинок нижней губы и облегающие подбородок массы под нижней губой. Пользуясь этой схемой построения изображения, подавляющее большинство впадают в крайность и рисуют эту схему жесткой линией, сильно нажимая карандашом на бумагу. Намечать бантик губ надо очень легко, еле-еле касаясь карандашом бумаги, так как в натуре на месте этих линий располагается свет, ибо кромка губ является самой выпуклой ее частью (рис. 26, выпуклости кромки губы указаны стрелками). Понять и усвоить это на практике начинающий художник может во время рисования гипсового слепка губ Давида, где пластика формы ясно «читается».

Рисунок 26 – Выпуклости кромки губы

 

Рисунок 27 – Рисунок частей лица Давида. Губы

Рисунок 28 – Рисунок частей лица Давида. Губы

Нос(рис. 29-32).

При всем многообразии мужских и женских носов структура формы у всех одна. Рассмотрим ее на схеме (рис. 29). Передняя плоскость призмы носа от линии надбровных дуг до горбины образует трапециевидную фигуру переносицы (1); далее от переносицы до середины горбины носа образуется еще одна удлиненная трапеция (2); от нее до конца горбины — третья (3), но в перевернутом виде; и, наконец, последняя трапеция — миндалины (4). В зависимости от индивидуальных особенностей формы носа будет видоизменяться схема строения — курносый, горбоносый, прямой, но закономерность структуры сохраняется. Например, мы рисуем человека с мефистофельским носом (горбоносого).

Рисунок 29 – Структура формы носа

Нос желательно изображать в три четверти, немного снизу. Важно, чтобы открылась нижняя его часть, где форма крыльев и их конструкция наиболее ясны. Приступая к рисунку носа, следует внимательно изучить его пластику и анатомические особенности. Переднюю и боковые поверхности можно представить в виде усечённой пирамиды, поскольку форма носа в основании шире, а у переносицы сужается. Выявив общую форму, можно переходить к более подробному анализу, прорабатывая основные объёмы и уточняя пропорции отдельных частей.

 

Рисунок 30 – Конструктивное построение частей лица Давида. Нос

Рисунок 31 – Этапы рисования носа

Рисунок 32 – Рисунок частей лица Давида. Нос

 

 

Ухо(рис. 33-36).

Ухо человека, несмотря на разнообразие его форм у разных людей, всегда имеет одну и ту же структуру. У каждого человека мы можем обнаружить наружный завиток (рис. 33,1), который в верхней части уходит в середину ушной раковины (рис. 33,2), а в нижней заканчивается мягкой долькой (мочкой) (рис. 33,3). Внутреннюю часть ушной раковины охватывает противозавиток (рис. 33,4), а с наружной стороны раковины-козелок (рис. 33,5).

 

Рисунок 33 – Части уха

 

При построении изображения уха все эти части ушной раковины должны быть в поле зрения рисовальщика. В старинных пособиях правилам рисования уха уделялось серьезное внимание. В таблицах наглядно показано и закономерность строения уха, и методика построения изображения (рис. 34). 

Рисунок 34 – Строение уха. Методика построения изображения

Гипсовый слепок уха Давида является хорошим пособием для рисовальщика, на нем ясно выражена структура и пластическая характеристика формы. Поэтому изучение и рисование уха следует начать с этого слепка.

Рисунок начинаем, как всегда, с выявления общей формы, затем переходим к размещению составных частей уха и уточнению характера их формы. Если форма намечена правильно, то можно переходить к тональной моделировке.

Выполняя рисунок уха, надо особое внимание обратить на освещение, на переходы тональных отношений на отдельных участках формы. Многие, как правило, не передают движения форм в глубь ушной раковины, линейный рисунок конфигурации завитка и противозавитка приобретают доминирующее значение, а тональная задача остается нерешенной. В результате рисунок получается дробным и пестрым.

 

Рисунок 35 – Рисунок частей лица Давида. Ухо

 

Рисунок 36 – Рисунок частей лица Давида. Ухо

 

 

Лабораторная работа №12: Рисунок гипсовой маски (рис. 37-38).

Цель задания:Изучить методические принципы выполнения рисунка лица человека, познать закономерности строения и методы изображения деталей головы.

Учебные задачи:

1. Закомпоновать рисунок гипсовой маски на формате.

2. Выполнить конструктивное построение.

3. Показать лёгкую свето-теневую моделировку.

Материалы и инструменты:формат А2 , простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка

 

Рисунок 37 – Рисунок гипсовой маски. Диана

 

Рисунок 38 – Гипсовая маска Дианы. Последовательность рисования

Лабораторная работа №13: Рисунок черепа в 3-х ракурсах (рис. 39)

Цель задания:Изучить закономерность строения формы головы человека, её конструктивно-анатомической структуры. Характер формы костей, их взаимосвязь.

Учебные задачи:

1. Закомпоновать в 3-х ракурсах рисунок черепа на формате.

2. Выполнить конструктивное построение.

3. Показать лёгкую свето-теневую моделировку.

Материалы и инструменты:формат А2 , простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка

Последовательность выполнения работы. Выполните рисунки черепа в анфас, профиль и 3/4. Начинать работу надо с большой формы. Это общая масса черепа и деление формы по крестовине. Все симметричные детали обозначаются одним движением, одним штриховым полем и лишь потом, когда сложится форма в целом, проводится детализация. Однако, детализация не должна быть слишком подробной. Штриховые поля продлевайте как можно дальше вдоль переломов формы. Это нужно для проявления пластических связей. Вы увидите, как переломы формы переходят друг в друга, одно движение перетекает в следующее, как органично большие формы дополняются малыми, которые вписываются в них с естественностью необходимости.

При работе штриховыми полями форма должна ощущаться как взаимопроникающее движение поверхностей.

Рисунок 39 – Рисунок черепа в трёх ракурсах

Лабораторная работа №14: Рисунок античной гипсовой головы (Антиной, Диадумен, Дорифор, Сократ) (рис. 40-49).

Цель задания: Знакомство с рисунком гипсовой головы и с выявлением её характерных особенностей в построении.

Учебные задачи:

1. Грамотно закомпоновать рисунок гипсовой головы на формате.

2. Выполнить конструктивный рисунок гипсовой голов с учётом её пропорций.

3. Выявить и передать в рисунке характерные особенности головы.

Материалы и инструменты:формат А2 , простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка

Последовательность выполнения работы. Весь комплекс работы над длительным рисунком головы должен следовать методическому принципу – от общего к частному и от частного снова к общему, иначе говоря, - от общего, через детальный анализ натуры, к общему образному выражению.

Первый этап – композиционное размещение изображения на листе бумаги (рис. 40).

Работа начинается с композиционного размещения изображения на листе бумаги. Предварительно надо осмотреть натуру со всех сторон, чтобы определить, как выгоднее (эффектнее) поместить изображение на плоскости, с какой точки зрения лучше будут выражены особенности строения формы. Выбор точки зрения, с которой объект изображения смотрится наиболее выразительно, помогает художнику успешнее решить композиционную задачу.

Второй этап – передача характера формы головы, пропорций и положения головы в пространстве (рис. 41). Прежде чем приступить к выявлению характера формы головы студент должен более внимательно ознакомиться с натурой, отметить наиболее характерные особенности строения формы. Изучение натуры начинается с непосредственного наблюдения. Художник, прежде всего, замечает общий характер формы, положение головы в пространстве, а затем уже пропорциональные отношения частей и целого.

Изображение намечается очень легко, карандашом рисуют без особого нажима, форма головы рисуется очень обобщенно и схематично. Выявляется основной характер большой формы – общий вид натуры.

Чтобы легче было уловить общий характер формы головы, можно прищурить глаза и все детали формы пропадут, а общая масса объема останется в поле зрения. Рассматривая форму головы Антиноя, мы отмечаем, что она более широкая в височной части и сужена у подбородка. Если смотреть на лицевую часть головы, то можно заметить, что она близка форме треугольника: верхняя часть головы (волосы) шире скуловой части, а скуловая часть шире подбородка.

Наметив общий вид головы, надо бегло посмотреть на характер формы каждой ее части – лоб, состоящий из пяти основных плоскостей, глазничные впадины и выступающие из них шаровидные формы глаз, а также выступающую призматическую форму носа. На рисунке уточняем направления плоскостей, определяющие форму губ, подбородка, носа, щек.

 

Рисунок 40 – Первый этап