Финансовая система развитого социализма

В период строительства коммунистического общества основным методом ведения социалистического хозяйства был утвержден хозяйственный расчет, поэтому особое внимание стало уделяться товарно-денежным отношениям, финансам и кредиту. Задача повышения эффективного производства решалась путем введенния новой системы распределения чистого дохода, созданного в материальной сфере. В рамках экономической реформы с целью повышения самостоятельности предприятий было ограничено число финансовых показателей, устанавливаемых директивно. Вышестоящие организацииутверждали теперь только общую сумму прибыли, рентабельность, платежи в бюджет и ассигнования из бюджета.

Особая роль в экономическом стимулировании предприятий отводилась балансовой прибыли. Был установлен следующий порядок ее распределения:

1. платежи в бюджет в виде платы за основные производственные фонды, оборотные средства, фиксированные и рентные платежи, и проценты за банковский кредит;

2. образования фондов экономического стимулирования на предприятии:фонда развития производства, фонда материального поощрения, жилищного строительства и фонда социально-культурных мероприятий;

3. остаток прибыли идет на погашение кредитов, предоставленных банком на капитальные вложения, на затраты по увеличению производства товаров народного потребления и т.д.;

4. разница между общей суммой прибыли и перечисленными платежами направляется в бюджет в виде свободного остатка прибыли и является доходом бюджета.

Плановый уровень свободного остатка прибыли утверждается предприятию вышестоящей организацией в составе плановых платежей в бюджет.

Таким образом, предприятияимеливозможность выполнять свои обязательства перед государством и осуществлять материальное стимулирование производственной деятельности.

На необходимость «усилить воздействие финансовых и банковских органов на более полную мобилизацию резервов производства и повышение его эффективности» указывалось на XXIV съезде КПСС (1971 г.), кроме того, подчеркивалась необходимость «усилить воздействие финансовых и банковских органов на более полную мобилизацию резервов производства и повышение его эффективности».

Особенности финансовой системы определяют тип государственного устройства, формы управления. В этот период главной задачей государственных финансов было обслуживание государственных потребностей, поэтому государственные финансы подчиняли себе финансы предприятий и общественных организаций.

Бесперебойность и сбалансированность общественного производства в 70–80-х гг. обеспечивалась бездефицитностью бюджета, резервными и страховыми фондами.Мобилизация средств системой государственного страхования отличалась от других форм аккумуляции денежных ресурсов возвратностью. Возврат налоговых платежей осуществляется через финансирование общегосударственных программ, то естькосвенным путем, а возврат страховых платежей происходит путем возмещения ущерба.

Финансовая система СССР до 1991 года включала финансы материального производства, финансы непроизводственной сферы и общегосударственные финансы (государственный бюджет СССР, имущественное, личное и иностранное страхование, государственный кредит).

Государственный бюджет СССР объединял союзный бюджет, государственные бюджеты союзных республик и государственный бюджет социального страхования. В союзном бюджете в 1970—1990 годы, концентрировалось 52—50% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48— 50%, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских бюджетов республик и 15% — в местных бюджетах.

Как показала практика, в стране под давлением административной системы постепенно осуществлялся переход от хозрасчетных методов хозяйствования к административным методам. Ослабление государственной дисциплины, а затем производственной и плановой ее составляющей, привело к распылению средств, росту незавершенного капитального строительства, что стало толчком к развитию инфляционных процессов в экономике. Эмиссия денег не была обеспечена реализацией конечного продукта.

Финансовая система переставала способствовать оптимальному распределению ресурсов. Такие негативные последствия как инфляция, дефицит бюджета, военные расходыпогашались прибылью от экспорта энергоресурсов. К середине 80-х гг. экстенсивные факторы роста исчерпали себя и назрела необходимость в новых реформах, в «перестройке». Негативные изменения в экономике оказали влияние и на финансовую систему. К концу 80-х гг. государственной бюджет стал сводиться с дефицитом, не выполнялись планы по бюджетным отчислениям, а в доходахбюджета стали преобладать налог с оборота и амортизация. Вялотекущие процессы финансовой дестабилизации, зависимость бюджета от цен на энергоносители в конечном итоге привели Советский Союз к финансовой, экономической и политической стагнации к 1987 г.

 

Контрольные вопросы

1. Распределения прибыли, характерное для периода развитого социализма.

2. В чем заключались принципиальные основы нового метода распределения прибыли?

3. Какова была основная задача государственных финансов в годы развитого социализма?

4. В чем заключалась основная отличительная черта финансовой системы СССР в 70–80-х гг.?