Самостоятельная работа
1) Выполнить рисунок драпировки карандашом (рис. 15).
2) Выполнить рисунок драпировки углём (рис.16).
Последовательность выполнения работы карандашом. В процесс обучения студентов 1 курса первого семестра не случайно вводится рисунок драпировки, так как в дальнейшем, на протяжении всех лет обучения, студенты сталкиваются с изображением ткани, как на натюрморте, так и в одежде человека. Драпировка – это ткань, наброшенная на предмет или закрепленная на плоскости в одной или нескольких точках, спадающая вниз и образующая различные складки. Ткань не имеет четкой стабильной формы и принимает форму того предмета, на который она накинута. Если ткань спускается с предмета или с иной точки опоры, то образует различного вида складки – драпируется. Все складки можно разделить на три основные типа: прямые, диагональные (косые) и радиальные. Поверхность наибольшей выпуклости принято называть гребнем складки, а поверхность наибольшей глубины – дном складки. Расстояние от дна складки до гребня называют высотой, или глубиной, складки. Необходимо прочувствовать объемность складок, их конструкцию, постараться на первом этапе «разбить» большие массы, выявлять объем за счет толщины линии, удаленность каждой складки. После построения и определения композиционного центра студенты слегка штрихуют все темные места драпировки, штрих кладут по форме движения складок, а в углублениях, дне складок – вдоль натяжения поверхности ткани.
Рисунок 15 – Рисунок драпировки (карандаш)
Последовательность выполнения задания углём. Вторая работа выполняется мягким материалом (углем, соусом, сангиной). Рисунок выполняется в свободной манере торцевой поверхностью уголька, а затем на последнем этапе за счет тонких линий уточняется объемность складок, удаленность друг от друга.
Углем и сангиной можно работать двумя способами. Первый близок к работе с карандашом, когда рисуют в основном линией, штрихом. Второй способ связан с большим применением тона. При этом способе рисуют, широко прокладывая тени и фон, для чего уголь на бумагу кладут плашмя.
Рисунок 16 – Рисунок драпировки (уголь)
Лабораторная работа №6: Рисунок натюрморта в интерьере
Цель задания: Учиться создавать цельную и грамотно выстроенную композицию, учитывать перспективные сокращения предметов, передавать воздушную перспективу. Ознакомиться с практическими приемами обобщения, передачи целостного звучания всего натюрморта (рис. 17).
Учебные задачи:
1. Закомпоновать рисунок натюрморта в интерьере.
2. Построить рисунок натюрморта в интерьере.
3. Передать светотеневую проработку рисунка натюрморта.
4. Передать в рисунке материальность и пространство.
Материалы и инструменты:формат А 2, мягкий материал
Рисунок 17 – Рисунок натюрморта в интерьере
Лабораторная работа №7: Рисунок натюрморта из 3-х предметов, разных по форме, фактуре, тону (рис.18).
Цель задания:Акцентировать внимание на образной стороне в тематическом натюрморте. Развитие цельности видения натюрморта.