А) стоящий цилиндр; б) лежащий цилиндр

 

 

Лабораторная работа №2: Рисунок натюрморта, составленного из двух-трёх гипсовых геометрических тел

Цель задания:Закрепление перспективных навыков в построении геометрических тел

Учебные задачи:

1. Выполнить компоновку и линейно-конструктивное построение простых геометрических тел в пространстве с использованием перспективы.

2. Развивать композиционно-пространственное мышление. Проверить и закрепить приобретенные знания перспективы.

3. Закрепить навык грамотного разбора тональных отношений

Материалы и инструменты:формат А3, простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка

Последовательность выполнения работы. На листе располагают композицию, составленную по воображению из двух и более геометрических тел с освещением (рис. 5-8). Геометрические предметы должны пересекаться друг с другом, врезаться. Свободно выбираются сочетание форм, масштабные соотношения, линия горизонта.

В работе следует добиваться простоты, лаконизма, четкой и ясной конструктивности изображения. Работа над композицией состоит из двух этапов – эскизирования и исполнения. В процессе эскизирования конкретизируется замысел и определяется композиционный мотив, который будет положен в основу изображения. Выбор варианта ускоряется и облегчается, если автор ведет поиск сразу в заданном формате, четко и точно, без небрежности строит рисунок в эскизе. После этого его легко можно перенести на большой формат.

Последовательность работы над рисунком натюрморта (рис.5).

I этап – Поиск композиции.

II этап – Определение перспективы основных форм и пропорций.

III этап – Уточнение перспективы основных форм.

IV этап – На основе точно найденных перспективных направлений, с помощью различных осевых вспомогательных линий подробно анализируются пропорции и строение всех форм.

V этап – Легкой штриховкой определяются светотеневые характеристики форм.

VI этап – Завершение детальной светотеневой моделировки всех объектов.

Рисунок 5 – Последовательность работы над рисунком натюрморта


Рисунок 6 – Натюрморт из геометрических тел

Рисунок 7 – Натюрморт из геометрических тел

Рисунок 8 – Натюрморт из геометрических тел

 

 

Лабораторная работа №3: Рисунок гипсовой розетки

Цель задания: объемно-пространственное изображение гипсовой розетки с необходимым применением тона.

Учебные задачи:

1. Закомпоновать рисунок гипсовой розетки.

2. Построить рисунок гипсовой розетки с учётом законов перспективы.

3. Показать светотеневую моделировку формы гипсовой розетки.

Материалы и инструменты:формат А3, простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка

Последовательность выполнения работы. В качестве натуры используется пластически выразительная модель с растительным орнаментом (рис. 9-13). В процессе выполнения рисунка закрепляются навыки компоновки и соблюдения методической последовательности ведения работы.

Особое внимание заостряется на приемах построения карандашом сложной пластической формы путем сведения ее к простым геометрическим объемам и плоскостям. Светотеневая моделировка формы – это логическое продолжение линейного построения, а не механическое дополнение к нему, то есть не просто раскраска рисунка тоном. Выясняются технические возможности и недостатки карандаша как графического материала, его тональный диапазон, эстетические качества, целесообразность использования в учебном рисунке различных сортов карандашей.

Главные требования к занятию: грамотность построения, академическая строгость и завершенность исполнения, цельность изображения, согласованность и единство деталей и целого.

Рисующий должен четко уяснить себе структуру изображаемого объема путем расчленения его с помощью вспомогательных линий на простые и ясные плоскости и планы. Следует добиваться тонкой гармонической соразмерности пластических масс изображаемой модели, передачи ее характерных индивидуальных особенностей.

 

 

Рисунок 9 – Рисунок гипсовой розетки

Рассмотрим орнамент с точки зрения перспективы. Если он находится выше уровня горизонта, то точки схода для двух семейств параллельных линий будут внизу. Первое семейство – горизонтальные линии глубины. Второе – горизонтали ширины этой плиты и линии связи для симметричных точек орнамента – у них общая точка схода. Вертикали строим строго вертикально (рис. 9).

Начнем наши построения с базовой плиты. На базовой плите отметим середину вертикальной линией – это след плоскости симметрии орнамента. Теперь выясним по направлению наклон средней линии в условной передней плоскости орнамента и построим эту линию с соответствующим сдвигом вправо. Отметим на наклонной линии высоту трилистника и найдем положение симметричных точек для основных размеров по ширине, которые будут откладываться на горизонтальных линиях с точкой схода справа. Соединим эти точки. Далее доводим рисунок исходя из построенной конструкции (Рис.10).

Рисунок 10 – Этапы выполнения построения гипсовой розетки

 

Найдя конструкцию розетки и определив основные составляющие ее части, следует наметить тональные разницы, то есть отметить объемы, получающие прямые лучи, и объемы, не получающие прямых лучей, а затем повести рисунок как построение формы тоном. В тональном рисунке каждый штрих должен помогать уточнять общую форму всей розетки, и чем точнее становится решение светотени, тем точнее получается рисунок (рис.12).

В ходе выполнения подобного задания (рисование карандашом гипсовой розетки) начинающему художнику важно привыкнуть к тому, что построение формы не ограничивается решением ее конструкции и что весь процесс рисунка – это построение и уточнение формы, где тон является одним из средств выявления объема и конструкции этой формы. Практически приходя к подобному выводу, начинающий рисовальщик лучше поймет смысл самого метода рисования, который заключается не столько в простом изображении реальных предметов, сколько в изучении их формы, чтобы с помощью приобретаемых знаний уметь в дальнейшем научиться рисовать, воспроизводя любой предмет. Именно поэтому рисунок – это всегда и прежде всего изучение – изучение конструкции, изучение характера формы, а не рисование ради рисования.

 

Рисунок 11 – Рисунок розетки

Рисунок 12- Рисунок гипсового орнамента

Рисунок 13 – Рисунок розетки


Лабораторная работа №4: Рисунок натюрморта с гипсовой вазой и драпировкой

Цель задания: Развитие пространственного мышления, умения логически строить форму средствами линии с минимальным применением тона, то есть линий построения, без которых немыслим конструктивный анализ изображаемого.

Учебные задачи:

1. Закомпоновать рисунок гипсовой вазы.

2. Построить рисунок гипсовой вазы с учётом законов перспективы.

3. Показать светотеневую моделировку формы гипсовой вазы.

Материалы и инструменты:формат А2, простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка

Последовательность выполнения работы. Линейное построение формы – основа грамотного учебного рисунка. Разместив рисунок на формате листа, студент должен добиться гармоничной строгости пропорций вазы, верного масштабного и пространственного соотношения, строгой симметрии формы. Основная трудность работы заключается в конструировании формы путем построения системы линий осей, разрезов и сечений, необходимых для выявления объема. Очень точно должна быть найдена точка опоры вазы, передающая ощущение устойчивого положения на горизонтальной плоскости. Это невозможно сделать без учета линии горизонта, его уровня и точки зрения на предмет. Мно­гократное изображение окружности в перспективе дает хороший навык в построении тел вращения. Сложная форма вазы требует разложения ее (в целях наилучшего уяснения) на простые геометрические объемы, изу­ченные студентами ранее на предыдущих занятиях. Обязательным требованием этого задания является тщательное рисование не только видимых контуров, но и невидимой части предмета. Четкие и строгие линии рисунка не следует делать слишком жесткими и сухими, как на чертеже. Линия рисунка, являясь средством передачи объема, должна быть живой, пластичной, разнообразной по толщине и силе тона, что придает ей свойства пространственности. Линии основные и вспомогательные, видимые и невидимые, обозначающие ближние и удаленные планы, должны быть различными по характеру. Рисунок должен производить целое, законченное впечатление (рис. 14).

Рисунок 14 – Рисунок гипсовой вазы

Лабораторная работа №5: Рисунок натюрморта с гипсовым орнаментом, двумя предметами и драпировкой

Цель задания: Развитие пространственного мышления, умения логически строить форму изображаемого.

Учебные задачи:

1. Закомпоновать натюрморт с гипсовым орнаментом.

2. Построить рисунок натюрморта с гипсовым орнаментом с учётом законов перспективы.

3. Показать светотеневую моделировку формы.

Материалы и инструменты:формат А2, простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка

Последовательность выполнения работы. В данной работе задача усложнится не только тем, что художнику придётся передавать разные по фактуре и по своим качествам предметы. Первостепенное значение для него приобретёт точная передача натуры, её внешнего облика и фактурных особенностей.

Главное в выполнении данной работы – передать фактурные особенности каждого предмета, причем важным средством для достижения подобной цели будет тон, который и позволяет произвести отличие гипса от ткани: твердого от мягкого, гладкой поверхности от шероховатой и т. д.

Поэтому, уловив тональное отличие ткани от гипсовой отливки и построив форму, как розетки, так и складок, начинающему художнику важно учиться рисовать, уделяя основное внимание тональному характеру формы. Постоянно сравнивая особенности формы розетки, ее белизну, жесткость материала, четкость тональных отношений с мягкостью формы и тонкостью теней на ткани. Выверяя тоном и драпировку, и отливку, можно добиться очень полного воспроизведения фактурных особенностей предметов, как мы видим их в натуре.