А) стоящий цилиндр; б) лежащий цилиндр
Лабораторная работа №2: Рисунок натюрморта, составленного из двух-трёх гипсовых геометрических тел
Цель задания:Закрепление перспективных навыков в построении геометрических тел
Учебные задачи:
1. Выполнить компоновку и линейно-конструктивное построение простых геометрических тел в пространстве с использованием перспективы.
2. Развивать композиционно-пространственное мышление. Проверить и закрепить приобретенные знания перспективы.
3. Закрепить навык грамотного разбора тональных отношений
Материалы и инструменты:формат А3, простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка
Последовательность выполнения работы. На листе располагают композицию, составленную по воображению из двух и более геометрических тел с освещением (рис. 5-8). Геометрические предметы должны пересекаться друг с другом, врезаться. Свободно выбираются сочетание форм, масштабные соотношения, линия горизонта.
В работе следует добиваться простоты, лаконизма, четкой и ясной конструктивности изображения. Работа над композицией состоит из двух этапов – эскизирования и исполнения. В процессе эскизирования конкретизируется замысел и определяется композиционный мотив, который будет положен в основу изображения. Выбор варианта ускоряется и облегчается, если автор ведет поиск сразу в заданном формате, четко и точно, без небрежности строит рисунок в эскизе. После этого его легко можно перенести на большой формат.
Последовательность работы над рисунком натюрморта (рис.5).
I этап – Поиск композиции.
II этап – Определение перспективы основных форм и пропорций.
III этап – Уточнение перспективы основных форм.
IV этап – На основе точно найденных перспективных направлений, с помощью различных осевых вспомогательных линий подробно анализируются пропорции и строение всех форм.
V этап – Легкой штриховкой определяются светотеневые характеристики форм.
VI этап – Завершение детальной светотеневой моделировки всех объектов.
Рисунок 5 – Последовательность работы над рисунком натюрморта
Рисунок 6 – Натюрморт из геометрических тел
Рисунок 7 – Натюрморт из геометрических тел
Рисунок 8 – Натюрморт из геометрических тел
Лабораторная работа №3: Рисунок гипсовой розетки
Цель задания: объемно-пространственное изображение гипсовой розетки с необходимым применением тона.
Учебные задачи:
1. Закомпоновать рисунок гипсовой розетки.
2. Построить рисунок гипсовой розетки с учётом законов перспективы.
3. Показать светотеневую моделировку формы гипсовой розетки.
Материалы и инструменты:формат А3, простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка
Последовательность выполнения работы. В качестве натуры используется пластически выразительная модель с растительным орнаментом (рис. 9-13). В процессе выполнения рисунка закрепляются навыки компоновки и соблюдения методической последовательности ведения работы.
Особое внимание заостряется на приемах построения карандашом сложной пластической формы путем сведения ее к простым геометрическим объемам и плоскостям. Светотеневая моделировка формы – это логическое продолжение линейного построения, а не механическое дополнение к нему, то есть не просто раскраска рисунка тоном. Выясняются технические возможности и недостатки карандаша как графического материала, его тональный диапазон, эстетические качества, целесообразность использования в учебном рисунке различных сортов карандашей.
Главные требования к занятию: грамотность построения, академическая строгость и завершенность исполнения, цельность изображения, согласованность и единство деталей и целого.
Рисующий должен четко уяснить себе структуру изображаемого объема путем расчленения его с помощью вспомогательных линий на простые и ясные плоскости и планы. Следует добиваться тонкой гармонической соразмерности пластических масс изображаемой модели, передачи ее характерных индивидуальных особенностей.
Рисунок 9 – Рисунок гипсовой розетки
Рассмотрим орнамент с точки зрения перспективы. Если он находится выше уровня горизонта, то точки схода для двух семейств параллельных линий будут внизу. Первое семейство – горизонтальные линии глубины. Второе – горизонтали ширины этой плиты и линии связи для симметричных точек орнамента – у них общая точка схода. Вертикали строим строго вертикально (рис. 9).
Начнем наши построения с базовой плиты. На базовой плите отметим середину вертикальной линией – это след плоскости симметрии орнамента. Теперь выясним по направлению наклон средней линии в условной передней плоскости орнамента и построим эту линию с соответствующим сдвигом вправо. Отметим на наклонной линии высоту трилистника и найдем положение симметричных точек для основных размеров по ширине, которые будут откладываться на горизонтальных линиях с точкой схода справа. Соединим эти точки. Далее доводим рисунок исходя из построенной конструкции (Рис.10).
Рисунок 10 – Этапы выполнения построения гипсовой розетки
Найдя конструкцию розетки и определив основные составляющие ее части, следует наметить тональные разницы, то есть отметить объемы, получающие прямые лучи, и объемы, не получающие прямых лучей, а затем повести рисунок как построение формы тоном. В тональном рисунке каждый штрих должен помогать уточнять общую форму всей розетки, и чем точнее становится решение светотени, тем точнее получается рисунок (рис.12).
В ходе выполнения подобного задания (рисование карандашом гипсовой розетки) начинающему художнику важно привыкнуть к тому, что построение формы не ограничивается решением ее конструкции и что весь процесс рисунка – это построение и уточнение формы, где тон является одним из средств выявления объема и конструкции этой формы. Практически приходя к подобному выводу, начинающий рисовальщик лучше поймет смысл самого метода рисования, который заключается не столько в простом изображении реальных предметов, сколько в изучении их формы, чтобы с помощью приобретаемых знаний уметь в дальнейшем научиться рисовать, воспроизводя любой предмет. Именно поэтому рисунок – это всегда и прежде всего изучение – изучение конструкции, изучение характера формы, а не рисование ради рисования.
Рисунок 11 – Рисунок розетки
Рисунок 12- Рисунок гипсового орнамента
Рисунок 13 – Рисунок розетки
Лабораторная работа №4: Рисунок натюрморта с гипсовой вазой и драпировкой
Цель задания: Развитие пространственного мышления, умения логически строить форму средствами линии с минимальным применением тона, то есть линий построения, без которых немыслим конструктивный анализ изображаемого.
Учебные задачи:
1. Закомпоновать рисунок гипсовой вазы.
2. Построить рисунок гипсовой вазы с учётом законов перспективы.
3. Показать светотеневую моделировку формы гипсовой вазы.
Материалы и инструменты:формат А2, простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка
Последовательность выполнения работы. Линейное построение формы – основа грамотного учебного рисунка. Разместив рисунок на формате листа, студент должен добиться гармоничной строгости пропорций вазы, верного масштабного и пространственного соотношения, строгой симметрии формы. Основная трудность работы заключается в конструировании формы путем построения системы линий осей, разрезов и сечений, необходимых для выявления объема. Очень точно должна быть найдена точка опоры вазы, передающая ощущение устойчивого положения на горизонтальной плоскости. Это невозможно сделать без учета линии горизонта, его уровня и точки зрения на предмет. Многократное изображение окружности в перспективе дает хороший навык в построении тел вращения. Сложная форма вазы требует разложения ее (в целях наилучшего уяснения) на простые геометрические объемы, изученные студентами ранее на предыдущих занятиях. Обязательным требованием этого задания является тщательное рисование не только видимых контуров, но и невидимой части предмета. Четкие и строгие линии рисунка не следует делать слишком жесткими и сухими, как на чертеже. Линия рисунка, являясь средством передачи объема, должна быть живой, пластичной, разнообразной по толщине и силе тона, что придает ей свойства пространственности. Линии основные и вспомогательные, видимые и невидимые, обозначающие ближние и удаленные планы, должны быть различными по характеру. Рисунок должен производить целое, законченное впечатление (рис. 14).
Рисунок 14 – Рисунок гипсовой вазы
Лабораторная работа №5: Рисунок натюрморта с гипсовым орнаментом, двумя предметами и драпировкой
Цель задания: Развитие пространственного мышления, умения логически строить форму изображаемого.
Учебные задачи:
1. Закомпоновать натюрморт с гипсовым орнаментом.
2. Построить рисунок натюрморта с гипсовым орнаментом с учётом законов перспективы.
3. Показать светотеневую моделировку формы.
Материалы и инструменты:формат А2, простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка
Последовательность выполнения работы. В данной работе задача усложнится не только тем, что художнику придётся передавать разные по фактуре и по своим качествам предметы. Первостепенное значение для него приобретёт точная передача натуры, её внешнего облика и фактурных особенностей.
Главное в выполнении данной работы – передать фактурные особенности каждого предмета, причем важным средством для достижения подобной цели будет тон, который и позволяет произвести отличие гипса от ткани: твердого от мягкого, гладкой поверхности от шероховатой и т. д.
Поэтому, уловив тональное отличие ткани от гипсовой отливки и построив форму, как розетки, так и складок, начинающему художнику важно учиться рисовать, уделяя основное внимание тональному характеру формы. Постоянно сравнивая особенности формы розетки, ее белизну, жесткость материала, четкость тональных отношений с мягкостью формы и тонкостью теней на ткани. Выверяя тоном и драпировку, и отливку, можно добиться очень полного воспроизведения фактурных особенностей предметов, как мы видим их в натуре.