СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 1 СЕМЕСТРА

Лабораторная работа №1: Конструктивное построение гипсовых геометрических тел (шар, куб, цилиндр) с тональной проработкой

Рисование геометрических форм является ключевым разделом, определяющим дальнейший подход к рисунку будущего дизайнера. Здесь закладываются основные принципы аналитического конструктивно-структурного рисунка, приемы построения объемов на плоскости, понимания закономерностей светотени и восприятия. Формируется понимание узловых точек формы, движения форм в пространстве, чувство композиции, красоты линии и тона.

Цель задания: Знакомство с построением объёмных геометрических тел (шара, куба, цилиндра) относительно линии горизонта с двумя точками схода.

Учебные задачи:

1. Правильное композиционное расположение рисунка на формате листа.

2. Линейное построение формы с учетом законов перспективы.

3. Выявление объемно-пространственного и конструктивного строения изображаемого объекта средствами линии.

Материалы и инструменты:формат А3 (3 шт), простой карандаш «Т», «ТМ», «М», резинка

Последовательность выполнения работы. Рисованию любого предмета предшествует изучение его конструкции и расположение в пространстве (рис. 1-4).

Рассмотрим последовательность выполнения работы на примере куба (рис.2). В данном случае необходимо понять соотношение видимых размеров граней и ребер куба, определить, какая из вертикальных граней открыта больше, какая меньше. Грани куба представляют основу (каркас) всей конструкции, поэтому с них следует начинать построение. Чтобы построить перспективу составляющих куб плоскостей, надо начинать рисовать с ближнего плана, с ближайшего вертикального ребра. От нижнего и верхнего конца этого вертикального ребра проводят направления нижних и верхних горизонтальных ребер, предварительно определив углы наклона этих ребер в натуре. Далее проводят два крайних вертикальных ребра левой и правой граней куба и таким образом намечают видимую высоту вертикальных граней. При этом необходимо следить за взаимными пропорциями ширины этих граней и высотой ближайшего вертикального ребра. От правильного построения углов наклона горизонтальных ребер куба и соблюдения пропорций видимых размеров граней зависит правильность дальнейшего изображения. Замкнув ребрами две видимые вертикальные грани, строят верхнее и нижнее основания куба. Все горизонтальные ребра, идущие в одном направлении, должны на рисунке сходиться (при их продолжении) в одной и той же точке схода, лежащей на линии горизонта. Рисовальщик, выполнив несколько рисунков одного и того же куба в различных положениях по отношению и к линии горизонта, и расположению просматриваемых граней (левой и правой), убеждается, что чем ближе к линии горизонта, тем более сплюснутой будет горизонтальная плоскость куба, чем дальше – тем более распластанной. При этом в каждом отдельном случае необходимо определять пропорции граней, наклоны ребер и точки схода на линии горизонта (рис.3).

 

Рисунок 1 – Построение шара

Рисунок 2 – Построение куба

Рисунок 3 – Рисунок куба в различных ракурсах

 

а)

б)

 

Рисунок 4 – Этапы работы над рисунком цилиндра: