Финансовая система в годы Петровских реформ

ВXVII веке экономика России оставалась преимущественно натуральной, со слабо развитой промышленностью. Очень громоздкой и неповоротливой была система управления хозяйством. В России шло дальнейшее закрепощение крестьян феодалами, монастырями, членами царской фамилии. Отсутствие выхода к морям сдерживало развитие различных международных связей, хотя потребность в прямых внешних путях была огромной.В начале XVIII столетия экономический рост в России существенно замедлился из-за высокого бремени повинностей на все сословия. Требовалось обеспечить необходимый для ведения Северной войны объем поступлений в казну в условиях крайнего напряжения всех сил государства. Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачи была очевидна.

Петр I сформулировалновые задачи финансового управления: “всякие сборы, всякие покупки и продажи и подряды чинить ... с великим радетельным осмотрением, без всяких лукавых вымыслов и беспосульно, ища государственной прибыли без тягости народной”.

Повышения государственного благосостояния Петр виделв развитии торговли и в усилении эксплуатации монетной регалии.

С учреждениемБлижней канцелярии, в которую все приказы и Ратуша обязаны были ежемесячно и ежегодно представлять отчеты о всяких окладных и неокладных приходах и расходах, роспись государственных доходов и расходов стала составляться каждый год. В 1701 г. превышение государственных доходов над расходами составило полмиллиона рублей или около 20% всех расходов. Однако в дальнейшем размеры переходящего на следующий год остатка средств быстро сократились. Очевидным свидетельством ослабления податной способности плательщиков стало падение темпов роста таможенных и кабацких сборов.

С 1704 г. в государственную монополию были обращены продажа соли и табака. Торговля солью давала казне 100% прибыли. Казна монополизировала торговлю юфтью, пенькой, дегтем, щетиной, икрой и многими другими товарами. Прибыль от этой торговли поступала в доход государства. Купцы, непосредственно производившие торговые операции, получали только комиссионные.

Для расширения торгового оборота требовались дополнительные средства обращения, поэтому был упорядочен и расширен набор денежных знаков разного достоинства и веса.“Для всенародной пользы и для общей прибыли ко всякому торгу” был начат в 1700 г. выпуск медных денег, как дополнение к монете серебряной. Потребности увеличения доходов казны покрывались за счет усиленной чеканки серебряной монеты. Главным источником выпуска был передел старых, изымаемых из обращения серебряных монет. Доходы от чеканки монеты поступали в приказ Большой казны. Эти доходы использовались на военные надобности.

 

Таблица 3. Ряд монет из металла при Петре I

Монетный металл Объем чеканки Виды монет
медь 4,4 млн.руб полполушка, полушка (полкопейки), деньга, копейка, грош (две копейки)
серебро 38,4 млн.руб Копейка, алтын (6 деньги, или 3 коп.), 5 коп., десять деньги, гривна, гривенник, полуполтина, полтинник, рубль, 2 руб.
золото 0,7 млн.руб крестный рубль, два рубля, червонец, два червонца

 

Реформа системы управления, проведенная Петром, позволила изменить и финансовое управление страной.

В 1711 г. был создан Сенат, задачами которого стали распоряжение и надзор за управлением, в том числе и финансовым. С 1712 года часть военных расходов была возложена на губернии. Но реформыне улучшили состояния казны, так как возможности привычных способов увеличения доходов были исчерпаны, и требовалось принятие иных мер.В начале 20-х годов XVIII в. Была проведена реорганизация торгово-промышленного сословия и городского устройства: города получили право на самоуправление, условиембыла выплата двойного оклада. Доходы городов складывались из таможенных и кабацких сборов, оброчных, стрелецких денег; пошлин и поступали в Ратушу.

В 1719 г. все товары, прежде взятые в казну, были предоставлены вольной торговле. Казенным товарам велено было быть только двум – поташу и смоле (в целях сбережения лесов).

В 1724 году был принят Таможенный тариф, который защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов и открывал дорогу на внутренний рынок товарам, которых в стране не хватало. Пошлина с цены ввозимых товаров устанавливалась в соответствии долей собственного производства в общем потреблении соответствующих продуктов.

Кроме этого, была реформирована система прямого обложения – введена подушная подать. Перенесение центра тяжести прямого обложения с земли и имущества на рабочие руки, способность к труду крестьянина сыграло важную роль в хозяйственном развитии страны. Была ликвидирована основная причина сокращения крестьянином запашки и посевные площади стали увеличиваться, а с ними и благосостояние, и численность населения. За следующие после царствования Петра четыре десятилетия (до 1762 г.) население России увеличилось почти на одну треть.На практике подушная подать обнаружила и отрицательные черты. Платежеспособность крестьян определялась местом их проживания и родом деятельности, поэтому введение единого размера податного оклада плательщика нарушало сам приказ Петра: «меж убогими и богатыми по пропорции надлежащее равенство в осмотрении иметь». В итоге к концу царствования Петра I прямые налоги, взимаемые с населения, составляли более половины всех источников государственных доходов.

Несмотря на предпринятые усилия, податная способность плательщиков резко сокращалась, снижались поступления от таможенных и кабацких сборов. Недостаток средств правительство пополняло за счет повышения окладов действующих сборов и установлению новых сборов, усиленной эксплуатации оброчных статей и монополизации торговли. Поиск новых источников казенных доходов был поручен прибыльщикам. В результате их деятельности были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, с продажи арбузов и орехов, найма домов, налог на раскольников и др.

В 1724 г., последнем году царствования Петра, в приходе государства насчитывалось свыше 70 мелких доходных статей. Знаменитый сбор "с неуказных платья и бород" принес в том году ни много ни мало 1 196 руб. Тогда же часть этих сборов Петр упразднил, признав, их несостоятельность.

Об эффективности проведенной Петром I реформы можно судить по ее фискальным результатам. Если общая сумма прежних прямых налогов не превышала 1,8 млн. руб., то в 1724 г. она достигла более 4,6 млн. руб.

 

Таблица 4. Источники государственных доходов в 1724 г.

Статьи доходов млн. руб. % к итогу
Прямые налоги (подушный и др.) 4,7 55,5
Косвенное обложение 2,1 24,9
Регалии (монетная, почтовая и др.) 0,9 10,5
Оброки с госимущества 0,5 5,6
Пошлины 0,2 1,8
Прочие сборы 0,1 1,7
Всего 8,5 100,0

 

Прямые налоги, взимаемые с населения, к концу царствования Петра I составляли более половины всех источников государственных доходов.

return false">ссылка скрыта

Финансовая система России в XVII – первой половине XVIII веков была представлена денежными фондами: государства, губерний и уездов, которые формировались за счет средств мануфактур, купцов и домохозяйств.

На рубеже XVII—XVIII вв. ростовщичество перестает удовлетворять сформировавшиеся потребности. На рынках появляется все больше товаров, растут расходы дворянства на их приобретение, а значит, возрастает потребность в заемных ресурсах. Купечество заинтересовано в дешевых кредитах для увеличения объемов сделок. Недостаток свободного капитала вынуждал российских купцов пользоваться заемными средствами. Располагали капиталами иностранцы, которые и предоставляли ссуды для оплаты приобретенных товаров. Недостаток российского капитала обусловливал и высокую стоимость кредита.

Первые попытки создания в России банковского дела относятся к концу 20—х годов XVIII в., т.е. почти сразу после смерти Петра I Великого.

В 1729 г., во время царствования Петра II, у Монетной конторы начинают появляться первые, пока еще не совсем четкие функции кредитования только под залог “посуды из золота и серебра“. В 1733 году императрица Анна повелела Монетной конторе выдавать взаймы деньги всякого чина людям под залог золота и серебра под 8% годовых. Значительного влияния на хозяйственную жизнь это решение не оказало, так как кредиты получали в основном представители дворянского сословия. Приближенные могли брать “в долг” без залога, добиться отсрочки платежей и погашения задолженностей посредством “государевой казны”. В результате деятельность Монетных контор в качестве банков оказалась незначительной и функционировала в крайне ограниченных масштабах, приблизительно до 1736 г.

Деятельность Монетной конторы создала прецедент и некоторые государственные учреждения, такие как Почтамт, Главный комиссариат, канцелярия артиллерии и фортификации,стали заниматься “банкирским делом”.

Отличительной особенностью кредитно—банковской системы России до 60—х годов XIX века является то, что русские банки создавались на основе государственного, а не частного капитала