II. ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОГО РАЙОНА

 

Города в нашей стране возникали на базе планомерно развивающейся промышленности, этим определялась ее градоформирующая роль.

Промышленные территории, застраиваемые предприятиями, зданиями и сооружениями, активно влияют своей формой, силуэтом и спецификой на композиционное построение и условия планировки и застройки всего города. Промышленные здания и сооружения формируют облик важных в градостроительном отношении улиц, транспортных магистралей и площадей.

Функциональное зонирование города и его перспективное развитие во многом зависят от влияния промышленно-производственных, научно-технических, социально-экономических, природно-климатических и ряда других условий и факторов. Специфика промышленно-производственных связей, специализация города являются первоосновой его жизнедеятельности. Размеры зон и их месторасположение во многом зависят от местных условий, класса вредности предприятий, от особенностей транспортной, энергетической, инженерной инфраструктуры.

При размещении предприятий необходима их детальная градостроительная дифференциация для достижения гармоничного включения промышленности в структуру города.

Промышленные предприятия и связанные с ними объекты в городах размещаются в виде промышленных районов, занимающие значительные территории. Создание городских промрайонов – основное направление формирования промышленных зон в городах.

В современном градостроительстве промышленные районы классифицируют на следующие группы:

1.промышленные районы, удаленные от селитьбы

2.промышленные районы на границе с селитебной зоной или на незначительном удалении от нее

3.промышленные районы с незначительным выделением производственных вредностей и небольшим грузооборотом, допускается их размещение в непосредственном окружении селитебной застройки.

 

Градостроительные группы промышленных предприятий.

1-на удалении от селитебной территории; 2-на границе селитебной территории; 3-в пределах селитебной территории; 4-селитебная территория; 5-санитарно-защитная зона.

 

Промышленный район – часть территории города, занятая одной или группами предприятий, научно-техническими комплексами и другими объектами непроизводственного профиля, связанными с промышленностью, общественно-деловыми центрами, коридорами инженерно-технических коммуникаций, вводами городских дорог, с предзаводскими площадями.

 

Промышленные районы можно разделить на две группы:

первая - наиболее многочисленная, содержит предприятия разных отраслей промышленности (многоотраслевые),

вторая – включает заводы и фабрики одной или нескольких родственных отраслей промышленности (специализированные) (например, предприятия химической и нефтехимической промышленности, машиностроения и приборостроения, пищевой промышленности и т.п.).

Для обеспечения необходимых санитарных условий в разноотраслевых промышленных узлах предприятия размещают группами по отраслевому признаку, каждая из которых удалена от селитебной территории на расстояние, предусмотренное санитарными нормами.

Основными структурными элементами планировочной организации промышленного района являются панели и кварталы, предназначенные для четкого размещения ряда предприятий в районе. В состав промышленного района города могут входить один или несколько промышленных узлов и отдельные промышленные предприятия.

Промышленным узлом называется группа предприятий, располагаемая на одной или смежных площадках, решенная на основе единого архитектурно-планировочного замысла, с общими объектами вспомогательных производств, инженерно-техническими сооружениями, транспортными коммуникациями и единой системой бытового обслуживания трудящихся.

Объединение предприятий в промышленные узлы создает условия для их комплексного архитектурного решения на основе композиционных замыслов, блокирования и повышения этажности зданий и формирования крупных в градостроительном отношении ансамблей; обеспечивает целесообразное кооперирование инженерных коммуникаций, энергетического хозяйства, внешнего транспорта и системы культурно-бытового обслуживания трудящихся.

Один из наиболее сложных вопросов формирования промышленных узлов – архитектурно-планировочная организация территории с учетом разнообразия требований и специфики входящих в состав промузла предприятий. Решение этих вопросов тесно связано с множеством функционально-технических, транспортных, природно-климатических, социальных, санитарно-гигиенических, экономических и много других факторов.

При определении места размещения промышленных предприятий следует учитывать производственно-технологическую и санитарно-гигиеническую характеристики отдельных предприятий и их групп, потребности в территории, в кадрах, в энергоснабжении (электроэнергия, газ, тепло и т.д.), в водоснабжении и отводе промышленных вод, в транспортных перевозках и видах транспорта.

Концентрированное расположение промышленных предприятий в виде промышленных районов обеспечивает экономию городской территории, улучшает санитарно-гигиенические условия в городах, создает удобства в обслуживании промышленных предприятий общими вспомогательными производствами, транспортными, коммунальными и энергетическими объектами и системами, снижает затраты на сооружение этих объектов и систем.

Характерной особенностью современного градостроительства, развивающегося в условиях научно-технического прогресса, является большая мобильность и динамичность в осуществлении градостроительных замыслов.

 

III. ПЛАНИРОВОЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОМРАЙОНА

 

Промышленные предприятия, занимая большую часть городской территории определяют планировочную структуру города, его транспортную систему и перспективу развития.

Архитектурно - планировочная организация и структура промышленного района предусматривает:

o рациональное и эффективное использование его территории в увязке с планировкой прилегающих селитебных территорий города;

o обеспечение рациональных производственных, транспортных и инженерных связей между предприятиями и селитебными зонами;

o создание кратчайших путей пассажирского и пешеходного движения; возможность расширения отдельных предприятий и промышленного района в целом;

o уменьшение вредного влияния одного предприятия на другие и на городские селитебные районы;

o возможность осуществления строительства и ввода в эксплуатацию пусковыми комплексами или очередями,

o благоустройство и озеленение территории;

o единую систему культурно-бытового обслуживания,

o предпосылки для создания архитектурно-выразительной застройки в увязке с архитектурой прилегающих городских районов.

Планировка промышленного района должна быть увязана с планировочной структурой города, застройкой и благоустройством ближайших жилых районов. При организации промрайона следует определить площадь промышленных и энергетических объектов, общую схему подъездных железнодорожных и автомобильных путей, место общественного центра промрайона, сеть улиц и магистралей, связывающих его с другими частями города, ориентировочные размеры и планировочную организацию санитарно-защитной зоны. Учесть размеры предприятий, характер их производства, их мощности, взаимные связи, численность занятых на ней трудящихся. При размещении промрайона относительно селитебной территории необходимо учитывать направление и скорость господствующих ветров для того, чтобы ветры уносили производственные вредности в сторону от жилых районов, уменьшали снегозаносы.

Формирование промышленного района осуществляется с учетом функционального зонирования его территории по видам ее использования. К основным функциональным зонам района относятся:

- производственная, с размещением предприятий и связанных с ними различных объектов;

- санитарно-защитная;

- транспортная;

- энергетическая;

- складская,

- погрузочно-разгрузочная с подъездными путями;

- административная.

При зонировании промрайона необходимо выявить наиболее трудоемкие и грузоемкие предприятия. Первые из них (имеющих наибольшее число работающих) необходимо размещать по возможности максимально приближенными к основным транспортным вводам (автомобильным, железнодорожным, водным) на территорию промрайона. При этом необходимо добиваться исключения возможности взаимных пересечений людских и грузовых потоков в одном уровне.

Планировочная структура промрайона может быть:

1. ленточной (панель, параллельная селитьбе и ограниченная транспортными путями)

2. глубинной (панели, перпендикулярные селитьбе, для предприятий различных классов санитарной вредности).

Первая — схемаленточнойархитектурно-планировочной организации, при которой наиболее целесообразно используется связь жилой и промышленной застройки, их беспрепятственное расширение, соблюдение санитарных норм, рациональная организация людских и грузовых потоков. При ленточной схеме территория промышленного района наиболее эффективно использует одностороннее размещение рельсовых путей.

Вторая — схема глубинногопостроения плана промышленного района, при котором площадки предприятий размещаются все более удаляясь от селитьбы. Это имеет определенное преимущество при различной санитарной классификации предприятий, входящих в состав промышленного района. Более неблагоприятные по санитарной классификации размещаются на большем расстоянии от селитьбы. Подъездные пути подводятся с тылу, размещаясь внутри или периферийно.

Расположение предприятий на территории промрайона можно разделить на три основных вида:

Ø однопанельное (для предприятий с одинаковыми санитарно-гигиеническими характеристиками);

Ø двухпанельное (для предприятий, сходных по санитарно-гигиеническим характеристикам, но с различными видами промышленного транспорта);

Ø многопанельное (для предприятий, различных по санитарно-гигиеническим характеристикам).

Формирование зон осуществляется при строгом соблюдении требований строительных норм и правил. Промышленные предприятия и вспомогательные производства следует размещать в специализированной зоне города, с учетом обеспечения их рациональной взаимосвязи с жилыми районами при минимальных затратах времени на трудовые передвижения.

Одним из путей повышения эффективности планировочных решений генерального плана — блокирование объектов. Объединение предприятий и укрупнение на основе блокирования зданий способствует улучшению планировочных решений и архитектурного облика застройки промышленных районов в городах.

Приняты два основных вида блокирования — горизонтальное и вертикальное. Вертикальное блокирование незаменимо в условиях реконструкции, где дополнительные территории могут отсутствовать.

IV. ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ.

4.1. Архитектурно-планировочная организация территории промышленных предприятий.

Проектирование генерального плана предприятия — важнейший элемент архитектурного формирования промышленных территорий. Генеральный план предприятия — это проектируемое или фактическое размещение на плане (чертеже) земельного участка всех производственных подразделений предприятия, согласованное с особенностями рельефа местности и требованиями благоустройства территории. Рациональное решение генерального плана во многом определяет эффективность проектных разработок, технологичность строительства.

На основе важнейших факторов - функционально-технологических, транспортных, эстетических, экономических, социальных и экологических, определяется прием организации генеральных планов промышленных предприятий.

При проектировании генерального плана промышленного предприятия необходимо соблюдать следующие архитектурно-планировочные принципы:

o планировочное зонирование территории с учетом технологических связей, санитарных и противопожарных требований, грузооборота и вида транспорта,

o экономное использование территории путем укрупнения проектируемых зданий и сооружений (где позволяет технология), на основе оптимального блокирования производственных цехов,

o рациональные производственные, транспортные и инженерные связи на предприятии,

o организация единой сети обслуживания трудящихся,

o благоустройство территории предприятия,

o создание единого архитектурного ансамбля в увязке с архитектурой прилегающих предприятий и жилой застройкой.

При формировании территории предприятия необходимо определить состав предзаводской зоны, количество и размеры цехов основного производства, вспомогательного производства, состав складской и энергетической зоны, разобраться в общем виде в характере технологического процесса.

Форма организации производственного процесса определяет производственную структуру, которая соответствует планировке предприятия, т. е. территориальному размещению цехов, служб и хозяйств.

Важное направление проектирования генеральных планов промышленных предприятий — создание кооперирование объектов.

Три степени кооперирования:

1— кооперирование инженерных сетей и транспорта.

2— кооперирование вспомогательных производств.

3 — кооперирование основных производств, при этом последующие степени включают в себя предыдущие.