Уровни психолого-управленческой проблематики
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ
КУРС ЛЕКЦИЙ
Автор-составитель – к.с.н., доцент Еремина Е.В.
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. Предмет и объект психологии управления…………………………..3
Понятие о психологии управления………………………………………………..3
Уровни психолого-управленческой проблематики……………………………5
ТЕМА 2. Руководство и лидерство как социальные феномены……………7
Соотношение понятий «управление»,
«руководство», «лидерство»………………………………………………………7
Основные теории лидерства………………………………………………………10
Основные функции управленческой деятельности…………………………13
ТЕМА 3. Мотивация как фактор управления личностью……………………16
Трудовая мотивация — социальная основа управления…………………..16
Теории мотивации…………………………………………………………………….17
Основные факторы трудовой мотивации……………………………………...23
Причины пассивности работника…………………………………………………25
ТЕМА 4. Психология управления в условиях
конфликтной деятельности………………………………………………………..27
Конфликт как социальное явление……………………………………………....27
Особенности управленческого воздействия на конфликты………………29
Стратегии поведения руководителей в условиях конфликта…………….31
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………………...34
ТЕМА 1. Предмет и объект психологии управления
Понятие о психологии управления
Уровни психолого-управленческой проблематики
1.Современная наука управления последовательно разворачивается в сторону социологизации и психологизации. Глубокие изменения в обществе на рубеже XX и XXI веков обусловили интерес к социальному знанию, внимание к проблемам взаимосвязи общества и личности, руководителя и подчиненного. В настоящее время поиск путей активизации человеческого фактора внутри организации и учет социально-психологических особенностей персонала признан решающим условием повышения эффективности совместной деятельности любой организации. Среди дисциплин, изучающих общество и общественные отношения, не последняя роль принадлежит психологии управления. Все чаще подчеркивается необходимость многосторонней разработки психологии управления как особой, отдельной отрасли психологической науки, со своими объектом и предметом исследования.
Она призвана интегрировать знания о психологическом содержании управленческих решений. Ведь управление как социальный процесс, имеющий дело с живыми людьми, не всегда развивается по инструкциям и формулярам. Помимо формальных взаимоотношений, в любой организации существует сложная система неформальных связей, зависимостей и межличностных отношений.
Под влиянием личностных факторов зачастую происходит неконтролируемое перераспределение функций руководства, прав и должностных обязанностей, ответственности и полномочий. Реальные функции того или иного должностного лица могут существенно отличаться от предусмотренных должностными инструкциями. Вот почему меры по рационализации управленческой деятельности не всегда приводят к успеху, поскольку не учитываются индивидуальные особенности работников, психологические аспекты их отношений к порученному делу и к самим себе. Изучить и учесть эти проблемы в управленческой деятельности позволяет психология управления.
Термин «психология управления» впервые начал использоваться в СССР в 20-е годы. На II Всесоюзной конференции по научной организации труда (НОТ) (март 1924 г.) один из докладов полностью был посвящен психологии управления и проблемам, с ней связанным. Психология управления была призвана решить две задачи: «подбор сотрудников к функциям и друг к другу соответственно их индивидуальным особенностям; воздействие на психику работников через стимулирование...»
В многочисленных работах по научной организации труда (труды А.К. Гастева, В.В. Добрынина, П.М. Керженцева, С.С. Чахотина и др.), вышедших в 20— 30-е годы, было немало интересных подходов к разрешению психологических проблем управления. Однако недостаточный уровень разработанности этих проблем не позволил психологии управления выделиться в самостоятельную область знаний. Периодом все более активного приложения психологических знаний к теории и практике управления является середина 60-х годов.
Одними из первых исследователей, поставивших вопрос о необходимости разработки психологии управления как науки, были Е.Е. Вендров и Л.И. Уманский. Среди основных аспектов психологии управления производством они называли социально-психологические проблемы производственных групп и коллективов, психологию личности и деятельности руководителя, вопросы подготовки и подбора руководящих кадров и др. Иная точка зрения была высказана А. Г. Ковалевым, который включил в сферу психологии управления только социально-психологическую проблематику.
Психология управления имеет два основных источника своего возникновения и развития:
* потребности практики. Современное общественное развитие характеризуется тем, что человек выступает и объектом, и субъектом управления. Это требует изучения и учета психических данных о человеке с этих двух точек зрения;
* потребности развития психологической науки. Когда психология перешла от феноменалистического описания психических явлений к непосредственному изучению механизмов психического, то в качестве первоочередной встала задача управления психическими процессами, состояниями, свойствами и в целом деятельностью и поведением человека.
Постепенно в разделах о трудовой деятельности выделился самостоятельный вопрос о психологии управленческой деятельности. Развитие психологии управления с тех пор идет по двум взаимосвязанным направлениям — в недрах психологии и в смежных отраслях знания.
На рубеже XX и XXI веков психология управления переживает особенно интенсивное развитие, ее идеи и практические рекомендации становятся модным поветрием. Именно в этот период появилось множество книг по психолого-управленческой проблематике. Для переживаемого периода характерен ряд черт:
* прикладной характер разрабатываемых проблем психологии управления. Большинство изданной в этот период литературы является по сути дела настольной для управленцев различных ступеней;
* интеграция психолого-управленческого знания, идущая путем объединения достижений различных отраслей науки. Образно говоря, своеобразное «свидетельство о рождении» психологии управления еще только заполняется и сделаны лишь первые записи;
* главный упор делается на рассмотрение особенностей управления в сфере бизнеса и деловых отношений, относительно меньше внимания уделяется другим отраслям знаний. Предпринимаются попытки свести психологию управления к психологии менеджмента.
К настоящему времени сложились две точки зрения на объект психологии управления. Так, в соответствии с первой, её объектом являются системы «человек — техника» и «человек — человек», рассматриваемые в целях оптимизации управления этими системами (функционально-структурный анализ управленческой деятельности; инженерно-психологический анализ построения и использования автоматизированных систем управления (АСУ); социально-психологический анализ производственных b управленческих коллективов; взаимоотношения в них людей; исследование психологии руководителя, отношений между руководителем и руководимыми, психологических аспектов подбора и расстановки руководящих кадров, психолого-педагогических вопросов подготовки кадров руководителей).
В соответствии с другой точкой зрения, к объекту психологии управления можно отнести только систему «человек — человек», рассматриваемую также в целях оптимизации управления этой системой. Наряду с этой системой рассматривается еще ряд подсистем: «личность — группа», «личность — организация», «группа — группа», «группа — организация», «организация — организация».
Что касается предмета психологии управления, то есть того, что изучает данная наука, то в самом общем виде он представляет собой психологические аспекты процесса руководства различными видами совместной деятельности и межличностного общения в организациях, то есть психологические аспекты управленческих отношений.
Таким образом,психология управления — это отрасль психологической пауки, объединяющая достижения различных наук в области изучения психологических аспектов процесса управления и направленная на оптимизацию и повышение эффективности этого процесса.
2.Конкретное проявление предмета психологии управления может быть представлено в следующих уровнях психолого-управленческой проблематики.
1. Психологические аспекты деятельности руководителя:
* психологические особенности управленческого труда вообще, его специфика в различных сферах деятельности;
* психологический анализ личности руководителя, психологические требования к личностным качествам руководителя;
* психологические аспекты принятия управленческого решения;
* индивидуальный стиль управления руководителя и проблемы его коррекции.
2. Психологические аспекты деятельности организации как субъекта и объекта управления:
* возможности использования психологических факторов для решения управленческих задач;
* закономерности формирования благоприятного социально-психологического климата в организации;
* закономерности формирования оптимальных межличностных взаимоотношений в организации, проблема психологической совместимости;
* формальная и неформальная структуры организации;
* мотивация труда членов организации;
* ценностные ориентации в организации, управление процессом их формирования.
3. Психологические аспекты взаимодействия руководителя счленами организации:
* проблемы создания и функционирования системы коммуникации в процессе взаимодействия;
* проблемы управленческого общения;
* оптимизация взаимоотношений в звене «руководитель — подчиненный»;
* информированность как фактор повышения эффективного управления.
Для того чтобы изучать эти проблемы и давать обоснованные научные рекомендации, психология управления должна использовать достижения целого ряда наук. Это подразумевает активное применение знаний и данных различных отраслей психологической науки, среди которых общая, социальная, педагогическая, инженерная психологии и психология труда.
Наряду с этим психология управления основывается и на соответствующих знаниях, получаемых наукой управления. Отметим также тесную связь психологии управления и социологии (особенно социологии организаций).
Общепризнано, что в современных условиях рассмотрение психологических проблем управления невозможно без соответствующего экономического контекста, то есть без использования знаний экономической теории, эргономики, менеджмента, этики, культуры и психологии делового общения и др.