Структура личности

1) По Дж. Миду, структура сформировавшейся личности состоит из двух компонентов: «Я – сам» (объект самосознания, самопонимания) и «Я – меня» - рефлексия на оценки других и общество в целом;

2) Ч. Кули(концепция зеркального «Я») считал, что личность – продукт социальных взаимодействий – интеракций. Представления человека о себе (а это, по Кули, и есть структура личности) формируются в процессе взаимодействия с другими людьми. Человек познает себя, представляя, что о нем думают другие, т.е. в интеракциях, как бы отражается в представлениях о нем других людей, как в зеркалах, создает свое зеркальное «Я», которое состоит из трех элементов:

- представление о том, что другие видят меня;

- представление о том, как другие оценивают меня;

- ощущение «Я» как ответ на представление и оценки меня.

3) По представлениям З. Фрейда, человек всегда находится в конфликте с обществом и его биологические побуждения противоречат социальным нормам. Именно в постоянной борьбе с природными инстинктами, с социальным контролем формируется структура личности, которая состоит из трех компонентов:

- Ид («Оно») – бессознательное, энергия инстинктов (два основных инстинкта – Эрос (инстинкт продолжения жизни, сексуальная энергия) и инстинкт смерти – Танатос). Основной принцип существования Ид – «Хочу». При освобождении Ид ослабляется внутреннее напряжение и возникает удовлетворение.

- Эго («Я») – сознание, действует по принципу «Могу». Индивидуализирует поступки человека. Развивается по мере роста самосознания личности.

- Суперэго (сверх-«Я») – компонент личности, который сложился под влиянием социального контроля, культурных норм и запретов. Основной принцип – «Надо».

 

35 билет

потребность – это обособленное понятие, а удовлетворение потребностей невозможно без управления своим поведением, своими действиями.

мотивация – это система причин, которые объясняют поведение людей. А, как мы понимаем, если каждому присущи потребности (пусть даже самые примитивные), то значит каждый обязательно имеет побудительные мотивы своих поступков.

У всех людей установлена своя иерархическая структура мотивационной сферы личности, но, как правило, основание пирамиды мотивов у всех совпадает. Приблизительная схема такая:

·органические (потребность в еде, питье, сексуальные потребности);

·материальные (потребность в деньгах, в имуществе);

·социальные (потребность в уважении, авторитете, месте «под солнцем», чувство собственного достоинства, чувство справедливости);

·духовные (потребность находится в обществе, самообразования, повышение духовного уровня, вера).

 

Мотивационная сфера личности является одним из самых значимых разделов психологии, поскольку мотивации определяют конкретное поведение человека, его поведенческую активность, направленную на достижение целей, которые связаны с удовлетворением человеческих потребностей.

Основными характеристиками мотивационной сферы личности являются:

·разнообразие мотивов;

·множественный характер;

·гибкий характер;

·существование определённой иерархии;

·наличие структуры;

·устойчивый характер мотивов;

·динамичность мотивов;

·мотивационная сила

36 билет

Направленностью личности называется совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности всегда социально обусловлена и формируется путем воспитания. Направленность — это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связанных между собой форм: влечение, желание, интерес, мировоззрение, убеждение. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.
Кратко охарактеризуем каждую из выделенных форм направленности:
• влечение — наиболее примитивная биологическая форма направленности;
установка – готовность, предрасположенность субъекта к появлению определенного объекта.
• желание — осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному;
интерес— познавательная форма направленности на предметы. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей потребности к познанию. Но когда наступает удовлетворение интереса, он не исчезает, не угасает, а углубляется, внутренне перестраивается и вызывает возникновение новых интересов. Интересы различают по содержанию, по широте, степени их устойчивости;
• мировоззрение — система философских, эстетических, этических, естественнонаучных и других взглядов на окружающий мир;
убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Убеждения формируются на основании знаний об окружающем мире, понимания природы и общества.
поступков. Мотивы могут быть в большей или меньшей мере осознанными или совсем не осознаваемыми. Основная роль в направленности личности принадлежит

осознанным мотивам.

 

 

37 билет

Самосознание личности– это определение собственного «Я», способность выделения себя из окружающего мира. Без самосознания личность не существует. Самосознание возникает с момента рождения человека, с начала развития личности и видоизменяется на протяжении формирования характера и личности человека. С рождения, маленький ребенок отделяет себя от других посредством своего «Я».

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когдаребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

·Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

·К двум — трём годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко сознаёт себя как деятеля.

·К семи годам формируется способность оценивать себя (самооценка).

·Подростковый и юношеский возраст — этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

 

38 билет

Я-концепция – совокупность представлений человека о самом себе, о том, какими качествами и характеристиками он обладает. Она возникает постепенно, в процессе социального взаимодействия и самопознания, сплавляется из множества частных образов своего Я и дает человеку ощущение самотождественности и идентичности. Первоначально Я-концепция во многом зависит от внешних воздействий, но сформировавшись, начинает выполнять самостоятельную роль - самого себя, свой опыт и весь окружающий мир человек воспринимает, находясь под ее влиянием. Таким образом, Я-концепция действует как внутренний фильтр, проходя через который весь жизненный опыт человека осмысливается и получает значение. Выделяют 3 основных уровня Я-концепции: непосредственно сами знания и убеждения человека (когнитивная составляющая или Образ «Я»); его переживания в связи с этим (оценочная составляющая, самооценка); и то, как он ведет себя в действительности (поведенческая составляющая). Компоненты Я-концепции связаны друг с другом. Они обладают относительно самостоятельной логикой развития, но все же стремятся к внутренней согласованности и непротиворечивости. Новый опыт легко усваивается, если соответствует представлениям человека о себе. В том случае, если ожидания и действительность не совпадают, включаются защитные механизмы психики (см. Защита психологическая). Они помогают человеку интерпретировать происходящее таким образом, чтобы оно соответствовало его Образу «Я». Я-концепция тесно связана с Самосознанием и представляет собой результат, итог работы этого процесса.

 

Существует, по крайней, мере три основные модальности Я — концепции: Реальное Я — установки, связанные с тем, как индии вид воспринимает свои актуальные способности, роли. свой статус, то есть с его представлением о том. каков он на самом деле.

Зеркальное Я (социальное Я) — установки, связанные с представлением индивида о том. как его видят другие.

Идеальное Я — установки, связанные с представлением индивида о том, каким он хотел бы стать.

Реальное и социальное Я должны быть согласованы по содержанию. Идеальное Я — представление, отражающее сокровенные чаяния и устремления индивида. Большие расхождения между реальным и идеальным Я ведет к депрессии, обусловленной недостижимостью идеала. Совпадение Я реального и идеального Я — важный показатель психического здоровья. Идеальное Я нередко связывают с усвоением культурных идеалов, представлений и норм поведения.

 

39 билет

Самооценка - оценка человеком своих собственный качеств, достоинств и умений.

Уровень притязаний - степень трудности задач, которые человек ставит перед собой.